Танец массажиста

Грамотная механика движений во время массажа – залог того, что ваша карьера не оборвётся на полпути из-за травмы. О принципах идеальной механики движений тела в процессе массажа уже сказано многое, но я замечаю, что далеко не все уделяют внимание одному компоненту: во время массажа все части тела должны двигаться сообща и непрерывно, особенно при локальной работе, требующей особой концентрации на одном участке тела клиента.

Каждое движение требует передачи энергии и импульса от самого пола, на котором вы стоите, вне зависимости от типа движения – длинное или короткое, широкое или узкое. Если, например, при поглаживании двигаются ваши руки, то и тело тоже обязательно должно двигаться. В случае, если импульс и энергия передаются не от пола, то они идут от одной какой-либо части вашего тела, вследствие чего она перенапрягается.

Я гарантирую вам, что если вы будете применять этот принцип на практике, то и вы почувствуете разницу (исчезнут боль и напряжение), и клиент (даже если он заранее не будет знать, в чём заключается эта разница). Массаж должен быть похож на танец.

Следуя всем принципам, которые я изложу в этой статье, вы сохраните своё здоровье и выведете качество своей работы на новый уровень. Начнём с первого элемента нашего танца – устойчивого положения.

ОПОРА

Посмотрите на то, как кто-нибудь танцует. Движение танцора начинается с того, что он слегка сгибает ноги в коленях и распределяет вес тела равномерно по стопам. Затем он переносит вес от стопы к стопе, в то время как его колени сгибаются и разгибаются. Корпус балансирует на опоре, роль которой играют ноги, сами же ноги в это время двигаются вперёд и назад таким образом, чтобы одна стопа не уходила слишком далеко вперёд или назад от другой стопы, на которую в данный момент танца перенесён вес тела. Если танцор не в состоянии легко двигаться вперёд или менять направление движения, отталкиваясь от пола, это значит, что у него нарушен баланс между положением корпуса и ног. Это приводит к потере координации, плавности движений и общего контроля над телом. В массаже всё точно так же.

Попробуйте выполнить следующее упражнение:

1. Поставьте ноги на ширину бёдер, согните колени, большие пальцы повернуты под небольшим углом наружу, корпус держите прямо. В балете подобное положение называется плие (фр. plié, от гл. plier — сгибать). Некоторые теоретики массажа называют такое положение «стойкой всадника».

2. Оттолкнитесь от пола правой стопой, чтобы создать усилие, которое перенесёт вес вашего корпуса на левую стопу.

3. Когда вы почувствуете, что вес тела поддерживается полностью левой стопой, оттолкнитесь ей от пола, перенеся вес тела обратно на правую. Ваши колени должны сгибаться и разгибаться при каждой смене положения.

4. Продолжайте чередовать эти движения до тех пор, пока они не будут выходить максимально плавно и гладко.

5. Затем измените положение ваших стоп так, чтобы одна стопа стояла прямо перед другой. Стопы должны вновь находиться на ширине бёдер, но уже не по сторонам, а друг перед другом. Держите корпус прямо, найдите устойчивое положение, согните ноги в коленях.

6. Оттолкнитесь от пола стопой, стоящей сзади, чтобы перенести вес на стопу, стоящую спереди.

7. Перенеся вес на переднюю стопу, оттолкнитесь ей от пола, чтобы вновь перенести вес тела на заднюю стопу.

8. Продолжайте переносить вес вашего тела назад и вперёд, используя стопы как платформу для генерации усилия, которое перемещает ваше тело в обоих направлениях. Повторяйте эти движения до тех пор, пока они не станут плавными и лёгкими. Теперь вы готовы перейти к следующему шагу, а точнее – к шагам, с помощью которых вы сможете перемещать своё тело по всей длине массажного стола.

ШАГИ К ПРАВИЛЬНОЙ МЕХАНИКЕ

Благодаря этим чётырем шагам, вы научитесь правильно двигаться всем телом во время массажа, снимете напряжение с ваших мышц и сделаете ваши движения одновременно сильными и плавными – они будут плавно перетекать одно из другого.

ПРИКОСНОВЕНИЕ – ШАГ

Этот шаг будет полезен в том случае, если вы работаете с частью тела клиента, расположенной прямо перед вами, и совершаете движения из стороны в сторону (как, например, при попеременном разминании).

Начните со стойки всадника. Оттолкнитесь правой стопой, перенося вес тела влево, а правой рукой выполняйте требуемое движение (поглаживание, разминание, и. т. д.) Отталкиваясь левой стопой и перенося вес тела вправо, выполняйте то же движение левой рукой. Ваши ноги не должны удерживать вес тела вместе (нагрузка не должна распределяться равномерно), но иногда вы можете слегка помогать себе балансировать ногой, свободной от веса тела.

ПРИКОСНОВЕНИЕ – ШАГ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ

Предыдущий шаг можно выполнять таким образом, чтобы переходить к разным участкам тела клиента по длине стола. Например, если вы разминаете переднюю часть бедра от колена до тазобедренного сустава, вы можете проработать всю длину этих мышц от сустава до сустава, не теряя баланс и не скручивая корпус. Всё, с чем вы будете работать, всё равно будет оставаться прямо перед вами.

Встаньте в стойку всадника. Повторите предыдущий шаг. Чтобы продвинуться влево, оттолкнитесь правой стопой от пола, чтобы перенести вес тела на левую стопу. Как только вы устойчиво встанете с опорой на левую стопу, сделайте шаг правой стопой, приблизив её к левой, и затем позвольте весу вашего тела вновь переместиться на правую стопу. После этого отставьте левую стопу дальше от правой, отталкиваясь от пола и перемещая вес тела вновь на левую стопу. Отточив это движение, вы сможете очень плавно двигаться из стороны в сторону, перемещая всё своё тело – вам не придётся больше тянуться до удалённых областей или скручивать корпус/бёдра.

ПА ШАССЕ (PAS CHASSÉ)

Название следующего шага полностью заимствованно из танцев. Он очень полезен в том случае, когда движения совершаются вверх и вниз по длине части тела, например, при поколачивании спины, ног или рук.

Начните со стойки лучника (ещё эту стойку называют «выпадом» или «боевой стойкой»). Представьте, что вы работаете с правой ногой клиента, лежащего на спине. Ваши бедра и корпус обращены к изголовью массажного стола, когда вы работаете с областью от лодыжки до бедра. Чтобы раскрыть свое тело по отношению к столу и создать максимально удобное положение для совершения движения, вынесите вперёд левую стопу, а правую – назад. Произведите движение, направленное вперёд, упираясь правой стопой в пол и перемещая вес тела на левую стопу. Как только вы переместите вес тела на левую стопу, пододвиньте правую стопу ближе к ней. Совершая движение в обратную сторону, упритесь левой стопой в пол и оттолкнитесь, перемещая весь тела обратно на правую стопу. Теперь ваша правая стопа готова перенести вес тела назад на левую, когда она переместится вперёд. Таким образом вы сможете пройти достаточное расстояние, чтобы проработать всю область от лодыжки до бедра, и вам не придётся тянуться до другого конца стола (что, в конце концов, может привести к перенапряжению и растяжению мышц поясницы, плеч и шеи). Чтобы снова вернуться в исходное положение, повторите все те же шаги в другом направлении.

ШАГ-ПОКАЧИВАНИЕ

Этот шаг подходит для коротких, узких движений, требующих однонаправленного усилия, как, например, поперечные и линейные фрикции. Начните со стойки лучника, но поставьте стопы ближе друг к другу, так как диапазон движения будет не очень широким. Применяйте тот же принцип перемещения веса тела с одной стопы на другую, но на этот раз прилагайте большее усилие правой стопой, так как давление, направленное вперёд, в этом случае должно быть более интенсивным. Представьте, что вы прорабатываете остистые мышцы спины с помощью поперечных фрикций. Встаньте лицом к спине клиента с боковой стороны стола, одна стопа прямо перед другой. Если ваша правая стопа находится впереди, левой стопой оттолкнитесь от пола, производя направленное вперёд движение поперёк мышечных волокон. Подготовьтесь к следующему движению – ваша правая стопа должна дать импульс, перемещающий вес тела назад на левую. Вы вернулись в исходное положение. Повторите всё заново – ваша левая (или правая) стопа отталкивается, а стопа, расположенная спереди, возвращает вас назад – вы словно покачиваетесь, стоя на месте.

ЧУВСТВУЙ РИТМ

Делая массаж всего тела, переходите от одного шага к другому, от одной позы к другой точно так же, как вы переключаетесь между приёмами массажа. Репетируйте эти движения дома, чтобы максимально к ним привыкнуть. Включите музыку и двигайтесь! Вам понравится, как энергия, на пути которой нет никаких препятствий, будет переходить от ваших стоп к всему вашему телу, и вы будете с лёгкостью замечать любые ошибки в собственной механике движений и в ту же секунду исправлять их. Ваш массаж станет последовательным, плавным и расслабляющим как для вас, так и для ваших клиентов!

Синди Уильямс

 

Категории статей: