«В мире боли побеждает тот, кто кричит громче»

Миссис М., пианистка, пришла ко мне с жалобами на боли в локте правой руки. Диагноз я поставил сразу – латеральный эпикондилит. Она пришла всего на один сеанс, но уже спустя три дня отправила мне email с восторженным отзывом о проделанной мной работе – боль полностью прошла.

Однако через несколько дней М. открыла дверь моего кабинета со словами: «Мне кажется, что на самом деле всё гораздо хуже. Теперь рука болит и в других местах».

Я удивленно смотрел на неё, пытаясь понять, что она имеет в виду. Почему же ситуация стала ещё хуже?

– Да уж, случай незаурядный, – признал я. – Я думал, после нашего сеанса на прошлой неделе с вашим локтем теперь всё в порядке.

– Да всё и было в порядке, но теперь у меня болит вот здесь, – сказала она, указывая на трицепс. – Раньше это место у меня никогда не болело. Наверное, проблема у меня не только с локтем?

– Перед сеансом вы говорили мне, что вам было чрезвычайно больно чистить зубы правой рукой. У вас получалось это делать, или вы продолжали чистить левой рукой из-за боли?

– Нет, никакой боли не было. Последние четыре дня я чистила зубы правой рукой,– сказала она, с недоумением глядя на меня. – Я уже успела забыть, что раньше не могла это делать.

– А болеутоляющие вы не принимаете больше?

– Нет, последние пару дней совсем нет, – сказала она.

– Это хорошо. Но я не могу понять, почему вы считаете, что вам стало хуже, если вы снова чистите зубы правой рукой и больше не пьете анальгетики?

– Меня беспокоит боль в руке, про которую я вам рассказала в начале, – ответила миссис М.

– Как бы вы оценили интенсивность болевых ощущений и, что самое важное, как эта боль влияет на качество вашей повседневной жизни?

– Эта боль совсем не такого характера, как та, из-за которой я к вам пришла. Та боль была продолжительной, изнуряющей, но поверхностной. А эта острая и глубокая, более того, я постоянно чувствую усталость в этой руке. К слову,

на этой неделе я очень много репетировала – у меня концерт на следующей неделе. Я боюсь, что из-за этой боли мне придётся забыть про фортепиано.

– Что за композитор? – поинтересовался я.

– Ференц Лист, – ответила она.

Если вы знакомы с этим композитором и играете на фортепиано, вы знаете, что его композиции очень длинные и трудные, их физически тяжело исполнять. У Листа были большие, сильные и длинные руки, и это тоже сыграло большую роль в становлении его как музыканта-виртуоза. Его композиции чрезвычайно быстры и сложны технически.

Миссис М. продемонстрировала мне пару сложны пассажей, перебирая пальцами в воздухе. Я заметил, что нагрузка на локоть при такой игре колоссальна – трудные аккорды, быстрые переборы.

– Позвольте мне рассказать одну историю перед тем, как мы продолжим? Думаю, вам будет интересно, – предложил я. И рассказал о пациентке, которая за последние несколько месяцев приходила ко мне множество раз. В результате полученных в автокатастрофе травм у неё наблюдались самые разнообразные проблемы с мышцами. Её постоянно мучали сильные боли. Когда я спросил у неё, как она себя чувствует спустя неделю после сеанса, она пожаловалась на боль в большом пальце. Я взглянул на неё с недоумением. Однако она улыбнулась и сказала, что очень рада, что болит у неё только большой палец.

Вся суть в том, что несколько лет до аварии у нее несильно болел большой палец. После автокатастрофы её нервная система была занята множественными очагами боли по всему телу. В иерархии интенсивности боли боль в большом пальце была смещена вниз. Как сказала она: «В мире боли побеждает тот, кто кричит громче». Если я снова чувствую боль в большом пальце, значит, я иду на поправку!

– Вы понимаете, как это связано с вашим случаем? – уточнил я у миссис М.

– Кажется, да, – ответила она. – Сильная боль в локте затмила собой боль в трицепсе, а сейчас, когда боль в локте прошла, трицепс дал о себе знать! Заглушение первоначальной боли позволило мне прислушаться к тому, что хочет сказать мой трицепс.

– Именно! – cогласился я. – Наверняка вы ощущали дискомфорт в трицепсе и ранее, но композиции Листа создали дополнительную нагрузку на эту мышцу. Именно поэтому он сейчас и заболел!

– Это всё объясняет, – ответила миссис М. – Вот чем я займусь после сегодняшнего сеанса. Во-первых, я буду избегать чрезмерной нагрузки на эту область. Я поняла, что хочет мне сказать мой трицепс. Ему больше не придётся добиваться моего внимания.

– А, во-вторых? – спросил я.

– Я хочу попросить трицепс, чтобы он научился общаться со мной через внутренний голос! – ответила она.

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: