Текущее время: 21 окт 2019, 06:28


На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Начать новую тему Ответить на тему
Предыдущая тема :: Следующая тема 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Баня в русской народной традиции
СообщениеДобавлено: 09 янв 2008, 14:02 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Баня в русской народной традиции

У каждого человека его забота о собственном здоровье, личная гигиена строится на основе бытовых традиций, выработанных в ходе многовековой практики всего общества. У русского народа основную роль в этом издавна играла баня.

Благодаря своим уникальным свойствам паровая русская баня в 8-9 веках распространилась от западных рубежей России до восточного океана, потеснив иные способы ухода за телом. Баня стала важнейшим средством закаливания, профилактики и лечения многих недугов.

В прямом и переносном смысле слово «баня» получило значение одного из существенных элементов семейной обрядности, найдя отражение и в мистических представлениях народа. В ней не только мылись и парились – в ней лечились, рожали, она служила местом эротических встреч молодежи, игр, гаданий. Баня часто использовалась для стирки белья, просушивания снопов, трепания льна и пр.

Профилактика и лечение в бане комплексное. Оно проводится с использованием горячей воды, горячего воздуха и пара, а также с привлечением иных средств народной медицины: фитотерапии, мануальной терапии, воздействия словом, магическими приемами. Эффективность лечения и оздоровления является результатом развития народных знаний за многие тысячелетия. Баня впитала в себя опыт врачевания и представления о нем с доисторических времен. Соединение различных методов оздоровления и ухода за телом с парением, что усиливало воздействие, началось еще на стадии древних племен и постепенно развивалось, обогащаясь по мере формирования банной традиции.

В бане человек присутствовал при взаимодействии двух вечно враждующих стихий: воды и огня, которые он бросал на камни – символ несокрушимой силы и крепости. Подчинив себе эти стихии, человек направил их мощь на укрепление своего здоровья. Вода от соприкосновения с раскаленными камнями перерождается в новое состояние – пар. Как бы обновление, по своим ощущениям получает и человек. «В бане помылся, что омолодился», подтверждает пословица. Для многих людей понятия чистоты и здоровья являются не только физическими, но и духовными, что находит отражение в языке: «В здоровом теле – здоровый дух».

Русский народ лечился своими средствами, свято веря в силу опыта предков, в котором баня занимала не малое место. Где бы ни проводилось лечение, его обычно начинали с произнесения молитвы, обращенной к святому, имя которого носил страждущий, или к другим святым угодникам. При лечении в бане обращались к ней или к тем ее частям, от которых надеялись получить помощь. Эти обращения включали в текст заговоров.

Долгое время заговоры считали шарлатанством невежд. По современным научным представлениям слово и мысль обладают способностью направленного действия. Слова вызывают нервно-сосудистые реакции. Подбор слов, оказывающих наиболее активное действие, может способствовать излечению многих заболеваний. Некоторые современные врачи и ученые составляют речевые и мыслительные формулы с целью психокоррекции процессов, идущих в организме, а также предлагают больным самим создавать корректирующие тексты. Опытным путем русский народ в глубокой древности смог выявить нужные слова и закрепил их в форме заговоров, часть из которых сохранилась до настоящего времени.

Старые люди советовали: «Заходя в баню, оставляешь всю одежду в предбаннике, а, зайдя в баню, три раза подними наверх руки, чтобы они потолка не касались, за каждым разом приговаривая: «Матушка-баня, мой меня, батюшка-баня, парь меня, смой с меня, сними с меня всю нечисть».

Сама баня и ее элементы, вплоть до результатов горения: золы и сажи, выступали в заговорах как активные действующие одушевленные существа, за которыми угадываются духи древних предков, духи домашнего очага.

Поверхность банной печи могла оказать помощь при болезнях горла, для чего по ее теплому краю водили больным местом и произносили заговор: «Скорбящая богородица, всем скорбящим помощница, помоги… от ангины, скарлатины жабовой, от жабицы, от заушницы, от глотины». При бессоннице смотрели на тыльную сторону затопленной печи или на дымок, курящийся у топки. Естественно, что тепло успокаивало нервы и боль, а прочтение заговора оказывало психотерапевтическое воздействие. Болезнь проходила.

Лед и пламя являются символами противоборства стихий. Разницу температур широко использовали при лечении грудницы. Женщина садилась перед топкой и как можно сильнее распаривала грудь. Затем ей приносили с мороза какой-нибудь остывший металлический предмет, который она прикладывала к больному месту и массажировала его. Чем больше была разница температуры, тем эффективнее проходило лечение. В этой, казалось бы, вполне рациональной физиотерапевтической процедуре легко угадывается обращение к мощной силе огня, который растопит лед металла и размягчит тем самым затвердение в груди.

Христианским мировоззрением окрашено употребление четверговой золы. Зола гигиенична и гигроскопична. Поэтому, с позиций современной медицины, вполне оправдано применение ее для присыпания ран, для смягчения расстройства желудка. Однако собирали золу именно в великий четверг, ее выгребали, просеивали сквозь сито и хранили до нужного случая. Поскольку Великий пост способствует очищению души, четверговую золу принимали при приступах тоски.

В середине 17 века в России были распространены «Лечебники». В них имелся специальный раздел «О посещении бани». Он начинался с определения, кому следует пользоваться сухим, а кому влажным паром. Первый, по мнению авторитетных авторов, более подходит «тем, кто не работает и наедается всласть и с излишком вино или пиво пьет, отчего возникают отеки между кожей и телом». А для других, «которые много работают и ездят по жаре, так что пот истекает, такие пусть парятся в бане с водою и пот отмывают».

«…сила русской бани кроется не столько в силе и степени теплоты воздушной, сколько в количестве или густоте теплоты, освобождающейся из пару банного, при доступе его к телу человека» - говорится в диссертации врача П.И. Страхова.

Кроме того, пар в бане пропитан дымком и запахом дерева, идущим от стен, полка, банной утвари. Корыта, ушата, бадейки и шайки мастерили из дуба, липы, осины. Вода, налитая в них, впитывала соки дерева, которые у каждого дерева имеют свои полезные для здоровья свойства. На полок настилали сено. На лавки клали пучки душистых целебных трав и цветов, а на полу разбрасывали мелко нарубленный можжевельник.

Среди атрибутов мытья и парения, наибольший восторг, наслаждение, истому вызывал банный веник, о котором говорили «Веник в бане – всему голова». Если голову мыли отдельно «щелоком», то тело только парили и терли веником. Веники были преимущественно березовые. Изредка «на любителя» использовали вересовые (можжевельниковые) веники, хотя они с колючими иглами. Выбирали березовый веник – гладыш, на язык проверяя гладкость листьев. Заготавливали веники на весь год в середине лета, после Иванова дня (7 июля), только на Ивановской неделе и непременно в ясный день, - тогда лист держится крепче, а растения наиболее богаты целебными соками. При болях в спине парились веником из крапивы. Дубовым парили тех, кто простыл или почувствовал болезненное состояние.

Многие из целебных свойств присущи березовым ветвям, соединенным в пучки, перевязанные липовым или ивовым лыком так, чтобы удобно было держать их в руке, помахивая над телом парящегося, похлестывая, растирая, массажируя. Действие веника сгущает пар вблизи тела. Это вызывает проникновение пара вглубь тканей, покраснение кожи, чувство жжения, что отражается на внутренних органах.

Кожа является не только покровом, но и отдельным органом, выполняющим многообразные жизненно-важные функции, в том числе газообмена, выделения, теплорегуляции. Участки ее поверхности связаны с внутренними органами, вследствие чего воздействие на наружные зоны активизирует соответствующие системы организма.

Благодаря пористой структуре кожи, через ее поверхность можно вводить лекарственные вещества, чему отчасти способствует парение с веником. Так, веники из дуба (Quercus), ольхи (Alnus) и черемухи (Padus) внародной медицине показаны при кожных заболеваниях, так как эти дере­вья богаты дубильными веществами. Они полезны при повышенной по­тливости и при жирной коже. Березовые веники, сохраненные три года, использовали при парении для лечения желтухи. Прекрасными антисептическими свойствами обладают веники из можже­вельника (Juniperus), ели (Picea), пихты (Abies).

В лечебных целях обычно к березовому венику добавляют веточки других растений. Например, рябина (Sorbus), калина (Yibumum), сморо­дина (Pibes) не только придают специфический аромат, но и насыщают воду и пар витаминами.

Особое значение имеет крапивный веник. Жгучая крапива (Urtica urens), по народным представлениям наделена большой целебной силой.

Насколько богата крапива полезными для человека веществами в глу­бокой древности оценили женщины, с ранней весны готовившие крапив­ные щи. Корнем крапивы натирали лицо и руки, чтобы не мерзли зимой, отваром листьев мыли голову для укрепления волос. Свежий и сухой лист крапивы современная медицина рекомендует как мочегонное, кровооста­навливающее, отхаркивающее и противовоспалительное средство.

Банные веники вяжут целиком из крапивы, или укрепляют на березо­вом венике несколько ее веточек. Для того чтобы ослабить жгучесть лис­тьев, окунают связку на несколько секунд в горячую воду, или же быстро перекладывают из горячей воды в холодную и обратно. Крапиву прижима­ют к больным суставам и мышцам, или слегка похлестывают ею.

Любой банный веник, из чего бы он ни состоял, перед пользованием необходимо запарить, окунув в кипяток или горячую воду. Время запарки определяет моющийся по собственному желанию. При быстрой запарке (10-20 минут) ветви сохраняют крепость, при длительной (до часа) ветви станут мягче, часть целебных веществ перейдет в раствор, который мож­но использовать при обмывании. После запаривания веник полагал ось обсушить над каменкой. В прошлом люди произносили при этом за­говор, чтобы обеспечить успех парения: "Веник большой - брат, камень большой - брат, огонь большой - брат, раб Божий (имя рек) больше тебя. В девять дыр поди, а из десятой вон выходи", - говорили они, уда­ряя при этом себя в пятку.

Мочалки плели из липового лыка, которое отмачивали в стоячей воде 4 недели. Они являлись главным инструментом для очищения кожи, но при этом с их помощью одновременно производился массаж. Более экзотические мочалки вязали из огуречной тины – сухих стеблей ботвы огурцов.

В лечебных целях парение в бане дополняли применением разнообразных травяных настоев и других средств. Женщины обычно настаивали в горячей воде любистру, считая, что муж любить больше будет. При болях в ногах заваривали кору и ветви вербы. При простуде смазывали тело медом и парили в бане или же вместо меда посыпали на веник немного перца.

Вообще для мужчин и женщин готовили разные настои, которые стояли в бане в отдельных кадках. Запах трав оставался с человеком некоторое время после бани, и они как бы играли роль народных духов.

Основным назначением травяных растворов-настоев в первую очередь являлось мытье головы, а уже затем – тела. Для мытья головы использовали заваренную в горячей воде весеннюю жгучую крапиву, объясняя тем, что потом «волосы хороши» и голова не болит.

Применялись для той же цели и растворы свеклы, красной капусты или яблочный квас. Добавляли молочную сыворотку – «чтобы волосы мягче были».

Отвары трав использовали как добавки или для ополаскивания волос, а мыли щелоком, приготовляемым из золы. Для этого брали осиновую золу, реже – березовую, иногда получали золу из сухой свекольной ботвы.

Топить предпочитали дровами, причем определенных пород. Больше всего ценили березовые, но для хорошего «аромата» считали за лучшее брать яблоневые, вишневые и дубовые дрова. На топливо для бани нужны хорошие дрова, чтобы в воздухе не оставалось угара.

Регулярное пользование баней давало и стойкий омолаживающий эффект. Для сохранения моложавости гораздо большее значение, чем косметические средства имели еженедельные прогревания, пропаривания, массажи, размягчавшие ткани, мышцы, сухожилия, связки, насыщавшие кожу, а через нее и внутренние органы полезными веществами из водных растворов. Старение, как установлено современными учеными, связано с потерей организмом влаги. Следовательно, частое пропаривание способствует замедлению старения, что подмечено поговоркой: «Который день паришься, тот день не старишся».

Источник

Русская Цивилизация

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:53, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 июн 2008, 03:17 
Участник
Участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2008, 17:59
Сообщений: 107
Откуда: Санкт-Петербург
Спасибо,Ведана!Очень интересно...
На одном женском форуме вопрос встал о частоте посещения сауны при фитнес клубе.Дело в том,что по абонементу его можно посещать хоть 7 дней в неделю,а в сауну как часто принято заходить?
В программу обучения массажу входила русская и турецкая бани,нас учили,что русскую посещают 1раз в неделю...


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 июн 2008, 05:54 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2006, 18:14
Сообщений: 807
Откуда: Екатеринбург
Надя,ещё вопросик про баню.Как ходить в баню с грудным ребенком?Была в одной семье,ребенку 6 месяцев.Бабушка настаивает парить ребенка веником в бане,а мама вообще против парной.Как считаешь,с какого возраста надо водить детей в парную и нужен ли веник в таком возрасте?

_________________
Меня зовут Ольга.г.Екатеринбург

Каждая минута жизни-это шанс все изменить.
http://www.liveinternet.ru/users/3499795/


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 июл 2008, 15:31 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Своего внука я первый раз мыла в парной в 7 месяцев. Начала бы и раньше ... но просто не было парной :oops: Подробнее напишу позже, только что вернулась из короткого отпуска.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:53, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 июл 2008, 00:05 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
У нас здесь на форуме есть ещё один спец по русской бане, может быть он что добавит. ...?
Мои знания классические традиционные древние русско-поволжские. Хотя они мало отличаются от сибирских, но... отличия всё таки есть, поэтому если кто не согласен... не настаиваю на своём. Делюсь опытом и знаниями. К сожалению традиции в основном утрачены и собирала я их и из воспоминания детства и выспрашивая у стариков, которых уже нет, а рождения они были ещё 19 века.
Вернулась из поездки как раз по местам предков и первым делом ... в баню :lol:
В народной традиции в баню ходили и беременные и младенцы. Вот и я могу сказать только за себя лично и за .... своих предков.
Первыми в баню после её подготовки, т.е. нагрева ходили мужчины . Могли идти и женщины - если такой пар выдерживали. Его называют жёсткий пар. Потоми ходили женщины - мягкий пар, а затем младенцы и дети -сладкий пар.
Лично меня в парную в детстве водили во второй вариант- были серьёзнае проблемы с лёгкими, стоял вопрос об операции, но... вылечили народнами средствами полностью и немаловажную роль сыграла русская баня.
Свою дочь мне вылечила моя мама баней и народными растираниями- был диагноз ревматизм(в один годик) и могу привести ещё много примеров.
Парить взрослого и ребёнка- это разные техники или приёмы парения. Кроме того, что температурный режим разный- разные и действия веником.
Парить ребёнка, т.е. млпденца можно после 4 х месяцев. До 4х месяцев его прогревают на полке или он сидит- лежит на руках у матери и обмывают тёплой водой. В понимании обывателя парить- значит "хлестать веником" разными приёмами..... даже и не знаю как описать.
А ребёнка веником прогревают, практически не касаясь тела. Веником как бы потрясывают над телом , создавая тепло, проникающее в тело, можно это проделывать локально. После такого прогрева обмывают и вытирают насухо, а далее натирают мёдом, жиром или настойками. Ни в коем случае не спиртовыми, при выделении пота можно получить ожог. Только не выше 40 градусов, т.е на водке. Сверху одевают хлопчатобумажную сорочку, носки и так кладут спать.
Можно так локально прогревать не только веником, но и веероподоным.... предметом :oops: Таким предметом можно добиться точечного прогрева. :wink: :!: Так что китайцы "отдыхают" перед славянами. Наши предки это делали без мокс и в бане.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:53, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 июл 2008, 00:37 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Valentina

В баню ходили и каждый день и раз в неделю- по мере необходимости. Нет запрета на посещении русской бани каждый день А сауна- это сухая баня, хотя и русская баня тоже могла быть сухой - не всегда парились, иногда и просто грелись или прогревались. если вам хочется и здоровье позволяет- ходите сколько хотите. Важно не переборщить и знать меру в любом деле.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 июл 2008, 20:30 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Оля, я ответила на твой вопрос или нет , или у тебя есть ещё вопросы?

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04 июл 2008, 04:57 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2006, 18:14
Сообщений: 807
Откуда: Екатеринбург
Спасибо,Надя,я уже передала твой ответ той мамочке. :D

_________________
Меня зовут Ольга.г.Екатеринбург

Каждая минута жизни-это шанс все изменить.
http://www.liveinternet.ru/users/3499795/


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04 июл 2008, 07:27 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2008, 22:53
Сообщений: 1386
Откуда: Россия
Здравствуйте! вообще очень здорово на "банном" листе 2 женщины а дядьки про бани и слышить не хотят....Ведана повторяюсь очень хочется личной встречи....профессионально мой телефон 771-59-39
а на счет бань и народной медицины все верно...кесарю- кесарево и что для русского хорошо то немцу смерть.....я уже где то говорил что русская народность пообширнее и посильнее китайско -тайских премудростей.....извените что на по баням.

_________________
...то, что не нравиться Вам не обязательно плохое....


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04 июл 2008, 12:53 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 июл 2007, 21:50
Сообщений: 3485
Откуда: Кипр,Лимассол
мне бы хотелось получить ответ на вопрос -не будет ли перегрузки сердечно-сосудистой системы при частом посещении сауны или бани особенно как любят женщины после тренировок -желание похудеть -ведет их в трен зал оттуда измотанные и усталые они идут в сауну -и так 2-3 раза в неделю .Мне кажется это большая нагрузка на сердце .И потом сауна ведь это электроприбор ,который уничтожает в помещении кислород -кажется что это не очень полезно .Как считаете вы?


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04 июл 2008, 13:24 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
:wink:
Когда ходили в России в баню? И по старым традициям ходят и сейчас?
Лето- пора тяжёлого каждодневного труда в поле, на лесозаготовках, в садах и пр. Жара, часто пререгрев, к вечеру страшная усталость, которая "валит с ног". Каждый день приходят домой-а там готова банька. Посидели, погрелись, попарились- и "как заново родившийся"!!! Феномен! И уже и тело не ломит, и мышцы не болят, и сорванные спины уже здоровы! Баня "с того света поднимет", силы вернёт, от хвори избавит ,здоровье прибавит!
Но всё делалось по правилам и по народным традициям и законам сони лет! В бане рожали и роженица до родов жила в бане- легче роды проходили, боли меньше, осложнений реже. А грудничок первые 2-3 месяца жил на печке или около печки - тепло здоровье принесёт. В баню ходят и груднички и 86 летние и старше. Ну а зимой- и погреться и простуду прогнать- если она есть, и кости погреть.
Женщины были дородные- да плотные,... но не рыхлые, распухшие , толстенные. И о целлюлите не было разговора, да его и не было. Вот только что приехала их "круиза" по России матушке, по глубинке - у тех, кто так и продолжает эти традиции нет оцеллюлитенных! :oops:
Другое дело, когда люди не зная последовательности, температурного режима, правильности прогрева могут после бани и в больницу попасть.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04 июл 2008, 21:24 
Участник
Участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2008, 17:59
Сообщений: 107
Откуда: Санкт-Петербург
Спасибо,Ведана


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05 июл 2008, 01:10 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
нашла интересную статью,с которой я полностью согласна.


Цитата:
Кое-что об истории бань


Бани зародились от способа мыться у очага - в шалаше, чуме, пещере, то бишь везде, где были в наличии закрытые помещения, раскаленные камни и возможность ополоснуться подогретой водой. До сих пор на севере России не только помнят, как мыться, но и моются в больших русских печах - и называют этот процесс также - баня. На разогретом поду, вдоль стенок лежат разогретые в печи горячие камни, на которые сидящий в деревянном корыте человек плещет ковшиком воду и парится. Иногда камней нет, тогда вода плещется на стенки. Древнеиндейские бани темаскуали до наших дней донесли парилку, очень напоминающую русскую печь - туда надо влезать на корточках, а там уже можно и разогнуться. Парятся индейцы поддавая воду на раскаленные камни печки-каменки в ее русском варианте бани по-черному. Время происхождения бань многие теоретики относят на тысячи лет назад. Однако по многим причинам серьезным ученым из смежных областей такие оценки кажутся сильно преувеличенными. Смешными выглядят попытки увязать рождение бани с обычаями бросать на камни курения- коноплю, благовония, целебные травы. Скажем так - время появления бань достоверно неизвестно. Но первые документы с упоминаниями бани относятся к раннему средневековью- заметьте- документы. А уж в них и появляются первые ссылки к допотопным временам.

Ну зародились бани. А дальше. Дальше они пошли тремя разными путями - первый путь от египтян, через спартанцев к грекам, потом к римлянам древним потом к средневековым римлянам - то есть к византийским грекам или "третьим" римлянам, и к нам, прямо в наше время. Этот первый путь и способ - когда нагреваются каменные полы, стены помещения и в парную подается по отводам нагретый воздух - сегодня называется РИМСКО-ТУРЕЦКИМИ БАНЯМИ. Иногда их называют РИМСКО-ИРЛАНДСКИМИ. Их описание есть у Пушкина, у Дюма-старшего, у других литераторов - многие писали о Тифлисских банях. Разогрев в таких банях - воздушный. Основная их цель изначально - подогреть тело человека и подготовить его к массажу и ритуалу мойки (обмыва).

Второй способ зародился на дальнем востоке и заключается в том, что распарка достигается подогревом воды до 45 градусов(вариант подогрев опилок до 65 градусов) с сидящими в ней людьми до температуры, почти варящей белок. На голове может быть холод. Такой способ в цельном виде дают нам ЯПОНСКИЕ БАНИ СЭНТО или ФУРО. Сходные бани есть в Корее. Разновидность такого типа- песочные бани широко известны в Средней Азии- подогретый песок нагревающий тело вкупе с приемом арбуза прописывал пациентам Авиценна. В современном Таджикистане смытый со скал черный песок собирается поколениями и передается по наследству- так говорит Карим, большой любитель пара из Рижских бань.

И третий, самый главный способ, РУССКО-УГОРСКИЙ. Разговоры об отдельном виде - бане финской чаще всего ведут те, кто такими банями торгует или строит их. Сауна - это та же русская баня, разве что произнесенная по-фински. То что мы имеем в виде электрической сауны - сами финны "своей" баней не считают и никогда не считали из-за чрезмерной малокислородности. Об "особом" сухом режиме и об якобы отличии финских бань от русских написали немецкие Пиарщики, толкающие электросауны на рынок. Это произошло после войны, когда пытливый немецкий ум приспособил ворованные тэны от танков, которых было полно, для сооружения электрических каменок. При продаже печек родилась ПиАр легенда - как немецкие солдаты привыкшие в Финляндии к их сауне изобрели походную сухую финскую баню, которая де совсем не русская "варварская" баня, а вполне цивилизованный вариант, как раз для таких парней как бравые американские солдаты. В дальнейшем родились вариации, которые просто бездумно, не проверяя, подхватили журналисты. Почему-то серьезные люди избегают писать о бане, водке и проституции, оттого эти области полны искажений и вымыслов. Прочитайте современные статьи и вы поймете, что заранее (повторяю, заранее) авторы, даже вполне разумные, абстрактно предполагают, что в финской сауне пар не извлекают путем плескания воды на каменку, а также априори предполагается отсутствие в традиции саун веников - зачем, мол они, ведь нет пара, нет влажности. Но в жизни это не так. Достаточно оторвать зад от домашней скамьи, поехать в Суоми и объехать в Финляндии те уголки, в которых еще сохранились старые сауны. И везде, до крайнего севера, все финны дружно в один голос скажут, и покажут, что без веника и плескания на каменку воды - настоящих саун в Финляндии не бывает - а вот другое дело в городах - там-м-м у городских лентяев есть электрические сауны, так на них и не поплескаешь водой, может током убить. Автор сам парился в старых саунах и отметил их полную идентичность саун, с вологодскими, архангельскими, пермскими и прочими русскими банями по-черному. Построены (срублены) финские бани, как у нас на севере и Поволжье один в один - предбанник, мыльная - парная с вытяжкой или по - черному. Еще один довод в пользу моего убеждения, что классификация, разделяющая русскую баню и сауну высосана из пальца - это чтение старых энциклопедий на слове баня. Никто и ни в одной энциклопедии до начала века не делил сауну и русскую баню, как разные по типу. Убедитесь у Брокгауза и Эфрона, например: " Существуют два вида бань: 1) ирландско-римская (турецкая) бани, где отделение пота вызывается в сухом, горячем воздухе, почему эти бани также называются горячими воздушными ваннами и 2) русская баня; в последней, вместо сухого воздуха, применяется воздух, насыщенный водяными парами, почему русские бани называются паровыми ваннами.." И никакого отдельного финского способа, просто иногда приводят примеры о карельских особенностях, о хельсинских и архангельских - в одном ряду. Это не в обиду финнам говорю - я не националист - просто на территориях России почти у всех народов были сходные бани - сравните коми-пермяцкую баню с русской - не найдете отличий. А ведь финны - это тоже выходцы с предуралья, тоже угро-финские братья наших поволжских угро-финских племен, родственников коми-пермяков. И угро-финские, и сибирские, и уральские, и татарские, и чувашские, и мордовские, и башкирские и северные виды бань-зимовий - все виды бань разных российских народностей, слились, по-моему, в общем опыте по ходу истории и дошли до мира под названием и русская баня, и финская баня.

Последнее время появились попытки другой классификации - по принципу построения печей. По этому способу финская и русские бани уже даже делятся по способам ИСПАРЕНИЯ. В этих попытках (это подход конструкторов бань)- финские бани выделяются в группу бань, где влагу испаряют на открытых камнях. Русские же бани- относят к типу, где влагу испаряют в закрытом пространстве печи. Тогда русская баня по-черному - должна перейти в финские бани и не имела "права" находиться в России. Кстати о заслонках - они вообще появились в конце 19 века в городских общественных банях из-за необходимости постоянной подтопки и из-за потоков посетителей. Появились заслонки (функция даже в названии) для того, чтобы можно было отделять огнеход-дымоход при подогреве камней от парной во избежание угара и подогревать камни не перекрывая дымохода. Широкое распостранение в России бани с заслонкой получили лишь в начале 20 века с переходом на газ и появлении чугунных чушек в печах вместо камней, особенно при советской власти. Тогда же финские бани- или они же наши "бани по-черному" перешли на трубы с вытяжкой, как у камина.

На Пресне, Селезнях, Ржевских, Строченовских - 65 градусов это температура нижнего среднего уровня парной. 80 см - 1 м от пола. Выше больше, в зависимости от того кто пар делает и насколько печь прогрета. В этом, наверное, основная прелесть русской бани да и финской бани - в них есть многоуровневость. Есть выбор и возможность мобильного изменения режима. Основное концентрированное облако пара "делается" в высшей точке парилки и используется банщиками и самими парильщиками при помощи веников, простыней или специальных опахал или длинных веников-ветвей ("старомосковский способ" обмахивания- остался лишь в описаниях Пушкина, в Селезневских и Ржевских банях в Москве).

Зачем городить огород и смотреть на западных журналистов пишущих о бане, господа. Им там естественно хочется разложить все по полочкам, по влажности, по температурке. И добиться равномерного смешивания. Только потом этим всем пользоваться будет невозможно. РУССКАЯ, РАВНО И ФИНСКАЯ БАНЯ - это синкретические бани универсального типа. В них возможен и сухой режим, и режим с любой влажностью и температурой по вкусу, который делают парильщики с опытом. В этом главное отличие РУССКО-УГОРСКОГО типа бань, от турецких, ирландских, японских. Эти бани и по-черному, и по-белому похожи в одном - они дают возможность варьирования режимов и переходов из одного режима в другой. Классифицировать их можно - по наличию или отсутствию веников, ковшей, опахал (читай специальных орудий утилизации и создания пара), и наличию приспособлений для контрастных процедур (жар- холод- когда из парилки в купель), по строительным конструкциям, виду нагрева (уголь, дерево, газ, электричество), по показаниям градусника - но это не видовые различия. Даже электрокаменки сегодняшнего дня можно приспособить к РУССКОМУ использованию. Или в палатке соорудить баню по-туристски, оная, тем не менее не станет новым видом бань.

Электрокаменки, пока что проходят, как четвертый тип - это современная электробаня, которую собственно и называют сауной, или точнее, когда произносят слово "сауна", то чаще всего имеют ввиду именно этот искусственно созданный в 40-50-е годы веке банный режим. Конечно, при определенных навыках подготовки русской бани - и электросаунный режим вы сумеете сделать вполне пристойным, чередуя проветривания (более частые) и плескания воды на каменку- включив при этом на близкий к максимуму режим. И привнеся в это дело главное - ВЕНИК, просто он должен быть поменьше, то есть веничком. Правда ВЕНИКОВ банщики из саун не любят - ведь это, блин, требует от них сил по уборке. Вместо нее они любят потеоритизировать на счет разделения РУССКОЙ и ФИНСКОЙ бань. Но тут стимул понятен- убираться не хочется. Правда есть и среди банщиков в Москве редкие исключения - так, в общаге института стали и сплавов (Дом комунны- памятник конструктивизма на Орджоникидзе) - банщик Кузьмич, создал из электросауны вполне приличный русско-банный вариант с веничками. Попариться к нему записывается целая очередь любителей. Есть на улице Правда 7/9 РУССКАЯ баня с электрокаменкой. Там не ленятся и умеют парить по-русски, есть шесть типов веников на выбор плюс - уединенность, комнатки для пряток, джакузи, еда, выпивка и т.д. Хорошо умеют налаживать пар в элитной "Русской охоте" на Зиле. Хороший парильщик Сергей в баньке ТУРИСТ у м. Ботанический сад. Причем при стандартной не самой удачной печке. Но уж если нету знакомства с на ул. Правды и "Русская охота" занята - то тогда трите в парилке любой сауны себя перчаткой - это заменит в какой-то степени веник, как онанизм заменяет секс.

Серьезно разрабатывается вариант печки с электроподогревом камней без контакта тэнов с камнями и помещением парной, под условным названием "русская электробаня".

Делаются также промышленные каменки на тэнах с вытяжкой и другие варианты.

"Новые же русские" или кому "негде" чаще всего непосредственно парению сам секс и предпочитают - то есть ходят в электросауны с "телками" ( вариант - с "мочалками") и совсем без веников, много теряя в общем процессе. Цель-то другая... (смотри куда идти когда негде).

Кстати о телках и мочалках. В России же с 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую. Именно поэтому Россия избежала эпидемии сифилиса, захлестнувшего всю Европу и сохранила при этом бани. В Европе же позакрывали все общественные бани до одной и до 19 века мылись( про парение молчу) кто где придется.

Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань.

«Русские,— сообщает Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню». Олеарий же, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец только лишь потому, что тот не любил бани.

Вот что писал в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны:

(этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы. ( Обе цитаты взяты на сайте "Русская баня")

Что дает баня: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть. Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это особым воздействием большого тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности. То есть восстанавливает почти все, что вы теряете или не имеете похмельным утром. Главный эффект- это то что с потом выходит куча шлаков. Кроме того во время пребывания в парной увеличивается частота дыхания до 20 вздохов в минуту, увеличивается жизненная емкость легких, иногда до 20%, возрастает вентиляция легких и с воздухом также уходит ваше дерьмо. В процессе парения ваше депо чистой крови - селезенка - выкидывает весь свой 20-процентный запас чистой крови в организм. Ну - и вы понимаете - как это вам помогает. Так что не слушайте отдельных знатоков(таковых кстати множество) - которые рекомендуют с похмелья в баню не ходить. Просто они и просто так видимо в баню никогда не ходят.

Опыт русского человека показывает, что только благодаря бане русские не спились и не одурели, выпивая при этом по объему спиртного, как добрая половина остального мира. Так что смело идите с похмелья в баньку. Просто прислушивайтесь, чувствуйте организм. Отдыхайте. Пейте чаек, минералку, легкое пивко.

После бани настанет момент иллюзии- что вы абсолютно здоровы, захочется кого-нибудь трахнуть, чего-нибудь снова выпить или совершить что-нибудь эдакое. Тут, что я могу сказать, решайте сами....Я лично иногда не сдерживаюсь и все начинается сначала - читай мой сайт о похмелке.

Чуть попозже я напишу о банном процессе, о вениках, об ароматизации и мировом опыте парения. А также о сексе и его сложном взаимовлиянии с баней. Забавные есть способы изнеможения и оздоровления организмов.

Александр Безик




По материалам сайта
"http://banya.ruhost.ru/"



=

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:55, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08 июл 2008, 11:52 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Зная целебные свойства и воздействия русской бани, в том её варианте как наши предки её применяли(а сейчас применяют единицы) мне пришлось в своей жизни несколько раз применять банный метод исключительно в экстримальных случаях. Один из них-это при отравлении грибами. Наш сосед по даче, любитель собиратель и поедатель грибов, практисчески всех. Есть грибы, которые в определённое время(молодые) -съедобные, а по мере роста они " превращаются " в ядовитые, т.е. несъедобные.На самом деле можно есть практически все грибы- главное правильно приготовить.
Так вот в несезонный год он их набрал,но видимо поспешил и нарушил рецептуру.
И через час- страшная картина отравления грибами, он практически без сознания(т.е. переодически его терял". Даже скорую не вызвать- это всё происходило за городом. ( А если и везти его самим- то просто не довезли бы.) Прибежала ко мне соседка,с причитанием и естественно с истерикой, прекрасно понимая 99% возможный исход, с просьбой о помощи. Зная меня и уже не один год пользовалась моими советами и помощью - она доверилась. У нас всегда стояла баня готовая. Вот мы туда его затащили, положили на верхнюю полку и я начала его "выпаривать". При отравлениях всегда ипользовали баню, промывали желудок - конечно не без этого. Парят конечности, поясницу- область почек, жар дожен быть не сильный, не пересушенный, но и не очень влажный. Голову и лицо переодически обмывают холодной водой. Кладут на сено и сеном прикрывают в период между парением и слегка проветривают(что бы не было перегрева.
Могу сказать, что он и по сей день здравствует.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:55, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 сен 2008, 19:44 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Хотела ещё рассказать о парении... в печке. Да,да... наши предки , в местах где была проблема с постройкой срубов бани, а так же возможно не было средств на это.... мылись прямо в печи. Ставили там ушат деревянный,залезали в неё и сначало хорошо прогревались, потели, тёрли мочалом,т.е. ... массажировали тело тоже по определённым правилам, а затем обмывались. ..Вылезали из печи и на улице обливались ушатом воды холодной или горячей, или и той и другой.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Последний раз редактировалось Ведана 23 окт 2008, 16:55, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 54 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  



cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB


Яндекс.Метрика