Текущее время: 19 апр 2024, 06:16
Заголовок сообщения: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточная па
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
Полностью тему хотела назвать так: Из истории медицины или попытка разобраться чем Восточная парадигма отличается от Западной. Взор мой, естественно, был обращен в первую очередь к "отцу Западной медицины" Гиппократу. Здесь настигло первое откровение: Оказалось, что "отец" писал о тех же самых субстанциях ( в Аюрведе-доши): ветре,желчи и слизи. То есть организм рассматривался им как единое целое.
Если исходить из того, что человечество существует так давно, что ничего принципиально нового в понимании работы живого организма открыто быть не может, то имеет смысл разобраться когда и почему произошел поворот
с этого момента организм стал рассматриваться как совокупность клеток. " В соответствии с его общими представлениями, материальным субстратом болезни он сделал клетку: "Клетка — осязаемый субстрат патологической физиологии, она — краеугольный камень в твердыне научной медицины". "Все наши патологические сведения необходимо строже локализовать, свести по изменению в элементарных частях тканей, в клеточках". И дальнейшее развитие медицины пошло по этому столбовому пути, т.е. воздействие фармпрепаратами на конкретное место в конкретном органе.
( — маленького роста, с добрыми глазами и с таким искренним выражением любопытства, какое бывает у талантливых людей, уже в первые годы своей деятельности открыто выступил против господствовавшего в то время гуморального направления в патологии, которое брало свое начало от Гиппократа и исходило из того положения, что основой всякого болезненного процесса являются изменения состава жидкостей организма (крови, лимфы). .. Его исследования были построены на совершенно новых для того времени основаниях, с новым подходом к анализу болезненных процессов, в дальнейшем развитому им в учение — целлюлярную патологию.
Исходным пунктом концепции Вирхова является представление о полной автономности клетки, как некой замкнутой в самой себе единице строения организма. Вирхов «персонифицирует» клетку, наделяет ее свойствами самостоятельного существа, своего рода личности.... «Клетка, которая питается, которая, как теперь говорят, переваривает, которая движется, которая выделяет, — да, это именно личность, и притом деятельная, активная личность, и ее деятельность есть не просто продукт внешнего воздействия, но продукт внутренних явлений, связанных с продолжением жизни
Источник: http://www.activestudy.info/rudolf-virx ... atologiya/ © Зооинженерный факультет МСХА
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 06 дек 2011, 01:39
Сообщений: 1493
Откуда: Восточное Подмосковье
Интересная тема, - возьму паузу на осмысление...
Продолжайте, пожалуйста.
Есть две бесконечности - Вселенная и глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной
© Альберт Эйнштейн
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
© Элеонора Рузвельт - супруга президента США Франклина Рузвельта
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
Посмотрим же попристальнее, что же происходило в те далекие времена в Западной Европе, как менялись взгляды, как формировалась нынешняя теория общей патологии. Это важно, потому, что патологическая медицина-это "философия медицины" (В.В. Пашутин). Или говоря иначе: врачи лечат так как их учат, а учат их так как формулируется теория общей патологии. Итак, "довирховские" теории:
/quote]
В середине XIX в. гуморальная патология Рокитанского вступила в резкое противоречие с новыми фактическими данными. Применение микроскопа вывело естествознание на уровень клеточного строения и резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии. Принципы морфологического метода в патологии • заложил Рудольф Вирхов (Virchow, Rudolf, 1821—1902)—немецкий врач, патолог и общественный деятель.
По всей видимости с этого периода на то, что писал Гипократ и Авиценна вслед за Чаракой, Сушрутой, и Вагбхатой решено было не обращать внимания вовсе, объявив тысячелетний опыт изучения человеческого организма, "полным отстоем". Так в борьбе с витализмом и метафизикой традиция была утеряна, дитя выплеснули за борт истории
Самыми древними, известными в настоящее время, трудами по медицине являются индийские источники. Но имею смелость предположить, что и остальные этносы имели схожее представление о функционировании тела. У них, конечно, фейсбук и гуггл отсутсвовали, но информационный обмен несомненно существовал. (но об этом позже)
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 06 дек 2011, 01:39
Сообщений: 1493
Откуда: Восточное Подмосковье
Разумеется,что Связи были налажены. причем Очень тесные. На то ест например свидетельство распространения зороастризма ... в Средней Азиии, в районе Баку. И мне всегда казалось, что пантеон Индийских Богов можно легко перевести (найти аналоги по свойствам) на Египет.
У меня все время выскальзывает аргумент, когда-то давно найденный и утраченный за давностью лет: Как и вследствие чего Европейская медицина отошла от анализа причин болезни как Следствия работы всего организма и перешла к изучению болезни отдельных органов? Что то было толчком в философии того времени, почему Они перестали воспринимать Целого Чека и перешли к его "расчлененке"...
Есть две бесконечности - Вселенная и глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной
© Альберт Эйнштейн
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
© Элеонора Рузвельт - супруга президента США Франклина Рузвельта
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
Да, конечно, представление о мироздании и не могло сильно различаться. Человек был частью природы, находился в непосредственном контакте с нею, зависел от ее цикличности(день-ночь,зима-лето) и работа организма также была синхронизирована со всей окружающей средой. В тех непростых условиях, надо было делать или правильные выводы или исчезать с лица Земли. Пока мы еще размножаемся ( правда,в последнее время все хуже и хуже) они (пращуры) все нормально поняли
я думаю, что участник форума, приславший мне перевод статьи не будет возражать, если я его процитирую:
можно много говорить: почему это происходило - зарождение капитализма, смена формаций, научно-технический прогресс и т.д., все случайности-закономерны, но вернемся к нашим баранам и обратим внимание на информацию про Джованни Батиста Морганьи (см.выше). Ключевым моментом, насколько я понимаю, явилось возможность проводить вскрытие трупов (церковь слабину дала) и появилась возможность связать симптоматику присутствовавшую у больного (видимо, тяжелобольного, он же должен вскоре умереть, что бы удовлетворить интерес исследователя) человека с теми изменениями в органах и тканях, которые выявлялись у него при вскрытии. Ну и для чего им было заморачиваться на предмет 6 стадий в развитии болезни? Все просто: вот труп-вот его измененные патологичные органы-вот предшествующая симптоматика и анализы. Соответственно верно и обратное. Диагноз по сути оказывается привязан к тем симптомам, которые характерны для завершающей стадии заболевания. Как то так...
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 06 дек 2011, 01:39
Сообщений: 1493
Откуда: Восточное Подмосковье
Картезианство? А не поискать ли его истоки все же в религии того времени, в Кальвинизме и протестантизме, - как раз 16 век...
"Однако у последователей Декарта (напр., у X. Ле Руа) исчезает вероятностный характер, который был присущ физике их учителя. В К. делаются попытки разрешить проблемы, которые остались у самого Декарта нерешенными. Один из главных метафизических вопросов, который поставил Декарта в затруднительное положение, — вопрос о связи души и тела, мышления и протяжения (проблема психофизического взаимодействия). Вопрос этот был обусловлен дуализмом Декарта, вытекавшим из принципа «cogito» («мыслю, следовательно, существую»). Признание субстанциальности мышления (res cogitans) и протяжения (res extensa) и следовавшее отсюда отсутствие общей основы для их взаимодействия входили в разительное противоречие с эмпирической реальностью. "
[url]http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/502/картезианство[/url]
Есть две бесконечности - Вселенная и глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной
© Альберт Эйнштейн
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
© Элеонора Рузвельт - супруга президента США Франклина Рузвельта
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
Целью моей не являлось изучение причин вызвавших смену парадигмы. Для начала имеет смысл просто констатировать, что она произошла:
(отнюдь, не Зуфар это придумал )
В этом есть определенный смысл. Человек частичка Мироздания. И если в Мироздании действуют определенные закономерности (изучаемые физикой, химией, механикой, биологией, сопроматом и т.д.) то конечно же они использованы и для создания самого сложного биологического объекта с функцией познания- человека.
С вашего позволения, хотелось бы продолжить про "теории общей патологии"..
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
Нейрогенные теории патогенеза
Следующая теория связана с именем З.Фрейда. (у нас она была оюъявлена антинаучной)
Фрейд считал, что большинство болезней формируется в раннем детстве и имеет психогенное происхождение. По его представлениям, психика человека подобна айсбергу. Известно, что подводная часть айсберга значительно больше, чем та, которая возвышается над водой.
В связи с этим направлением движения айсберга зависит не от действия внешних сил, а определяется подводными течениями. Точно так же, по мнению Фрейда, и поведение человека связано не столько с действием факторов внешней среды, сколько детерминируется скрытыми от глаз внутренними бессознательными процессами. По этой концепции решающую роль в формировании психики играют два принципа – принцип удовольствия (помните, у Маяковского: «Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!») и принцип реальности (есть такое слово – «нельзя!»). схему патогенеза, по Фрейду, можно представить так: конфликт между принципом удовольствия и принципом реальности в раннем детстве ущемление инстинктов и их вытеснение в бессознательную сферу выход энергии ущемленных инстинктов и ее распространение на эротизированный под влиянием случайных причин орган болезнь.Фрейд первым подчеркнул важную роль в нашей жизни бессознательной сферы. Павлов также считал, что подкорка является источником силы для коры больших полушарий. Позже это нашло свое подтверждение в учении о восходящей активирующей системе ретикулярной формации. Но что мы знаем о механизмах несловесного мышления?
Теория Сперанского А.Д
Близкая по смыслу кортико-висцеральная теория Быкова-Курцина
Хронизация заболеваний связана с формированием порочных кругов: с одной стороны, непрерывная импульсация из бесконтрольно работающих мозговых центров терроризирует внутренние органы и нарушает их деятельность; с другой стороны, обратная импульсация из измененных органов поддерживает патологическое состояние нервных центров, углубляя запредельное торможение в коре больших полушарий и еще больше растормаживая подкорку. На определенном этапе возможно возникновение застойных очагов возбуждения и торможения, что может усиливать, ослаблять или извращать рефлекторные реакции. Застойные очаги могут блокировать импульсацию, что еще больше расстраивает кортиво-висцеральные взаимосвязи и ведет к углублению патологического процесса.
Таким образом, схему патогенеза болезни с позиции кортико-висцеральной патологии можно представить так. Чрезвычайный раздражитель вызывает перенапряжение корковых клеток - Это ведет к развитию запредельного торможения в коре больших полушарий - В результате растормаживается подкорка и нарушается регуляция деятельности внутренних органов - Что обусловливает развитие болезни.
Эндокринные теории
Теория болезней адаптации Г.Селье
В завершении:
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
После предпринятого исторического экскурса, результатом которого для меня явилось ошеломительное понимание, что в те далекие времена не существовало такой глобальной пропасти в подходах к принципам функционирования живого организма между Востоком и Западом, естественно, стал вопрос : Что же заставило свернуть с той столбовой дороги и "закопаться" в частностях, исключив изучение взаимодействий? Какие социальные и физиологические ( а может и экономические) обстоятельства повлияли на выбор пути развития? (Все случайности- закономерны).
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 29 май 2011, 10:26
Сообщений: 3847
Откуда: МОСКВА
Фармакологические корпорации.Всегда будут рулить и препятствовать любому улучшению качества здоровья без их участия.
- С Уважением.
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Модератор
Зарегистрирован: 05 мар 2007, 11:28
Сообщений: 1221
Откуда: San Francisco
Главным отличием западной медицины это рассмотрение человека от целого к частному, как механическая машина у которой можно заменить не работающие детали, отсутствие связи между психо-эмоциональной и физической системой. Поэтому в западной медицине возникла узкая специализация, как говорил Райкин " каждый занимается своей работой, и никто не за что не отвечает". Однако нужно отметить, что развитие науки помогает проводить уникальные операции, развитие микробиологии помогает бороться с эпидемиями, антибиотики помогаю в борьбе с воспалительными заболеваниями, поддержание органических изменений и генетических заболеваний. и многое другое.
У восточной медицины свои преимущества - профилактика заболеваний: самомассаж, акупрессура/акупунктура, медитации, различные виды гимнастик и цигун, гомеопатия, все направлено на восстановление гомеостаза организма и свободного течения энергии. Кроме того многие специалисты успешно справляются с функциональными проблемами. у которых западная медицина бессильна, а также поддерживают состояние при органике то же, например после проведенной химии терапии. Медицинский цигун часто помогает бороться даже с онкологическими заболеваниями.
В общем, я за интеграцию обеих методов.
В свете экономического и социального развития, как отметил Дрейвис, все зависит от развития той или иной страны. Например, в Америке любые попытки вывести не дорогие методы в широкие массы блокируются фармацевтическими компаниями. Практически только физиотерапевты (врач реабилитолог) и chiropractor (врач мануальный терапевт) покрываются медицинской страховкой, остальные специальности должны искать клиентов за наличный расчет.
В менее развитых странах, особенно азиатских, например массаж является частью обыденной жизни. В Европе также популярны различные методы альтернативной медицины, особенно на данный момент различные методы остеопатии, хотя они эффективны, мы всегда должны помнить. что в медицине нет волшебной палочки, и любой метод, требует тщательной диагностики и продуманного лечения. Еще в училище кто-то написал интересную эпиграмму "медицина наука не точная, здоровье не гарантирует, гонорары не возвращает"
" Глубина нашей работы более важна, чем просто массаж кожи,
она затрагивает сердце и жизнь людей,
исцеление невидимых ран, которые мы несем через года
и иногда забываем что мы их до сих пор имеем"
Джуди МакКиннон
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
в развитие темы про фармзависимость..
1.Препараты, действующие в области нервных окончаний ВНС. (препараты, приводящие к усилению работы органов и препараты снижающие.
2.Вещества, снижающие чувствительность рецепторов и работу нервных волокон, проводящих боль.Они снижают чувствительность, уменьшают воспаление и отек тканей.
3.Препараты, действующие на нейроны головного мозга
4.Нестероидные противовоспалительные препараты применяются в качестве обезбаливающих, жаропонижающих, и противовоспалительных средств.
5.Миотропные спазмолитики нашли свое применение для снятия спазмов мышц органов и сосудов.
6. Гормональные препараты применяются как противоаллергические, противовоспалительные приразличных заболеваниях эндокринных желез
- адренергические препараты - лекарства, действие которых связано с адренорецепторами.
- холиноергические препараты. Их действие связано с холиновыми рецепторами.
В каждой из этих групп имеются препараты, которые приводят к усиления работы органов, имеющих иннервацию через рецепторы. И есть те лекарства, которые снижают данную работу.
Все они нашли широкое применение в различных областях медицины, так как обладают большим разнообразием эффектов. Это и вещества, стимулирующие работу сердца (адреналин, эфедрин, атропин), снимающие спазм гладкой мускулатуры (платифиллин, атропин), уменьшающие укачивание (скополамин), снижающие артериальное давление (пентамин, клофелин).
2. Вещества, снижающие чувствительность рецепторов и работу нервных волокон, проводящих боль. Сюда входят различные обволакивающие и вяжущие препараты (танины, квасцы, препараты висмута, ромашка, шалфей, череда и др.). Они снижают чувствительность, уменьшают воспаление и отек тканей.
Анестетики способны блокировать передачу болевых импульсов. К ним относят: новокаин, лидокаин, прокаин, дикаин, анестезин. Последний вместе с соединениям аллюминия входит в состав препарата альмагель-А, который применяется при хронических гастритах и язвенной болезни желудка в качестве обезболивающего и обволакивающего средства.
3. Препараты, действующие на нейроны головного мозга.
Данная категория лекарств применяется при различных заболеваниях и состояниях центральной нервной системы. Снотворные (фенобарбитал, тиопентал) и транквилизаторы (сибазон, нитразепам, феназепам и др.) применяются при нарушениях сна, для поверхностного наркоза, тревожных состояниях.
Противосудорожны (депакин, карбомазепин, ламотриджин) для лечения эпилепсии, паркинсонизма, хореи Гетингтона.
Ноотропные и сосудорасширяющие препараты назначают в качестве комплексной терапии энцефалопатии, инсультов.
4. Нестероидные противовоспалительные препараты (анальгин, аспирин, ибупрофен, парацетамол) применяются в качестве обезболивающих, жаропонижающих и противовоспалительных средств.
5. Миотропные спазмолитики (папаверин, но-шпа, сульфат магния, дротаверин) нашли свое применение для снятия спазмов мышц органов и сосудов.
6. Гормональные препараты применяются как противоалергические, противовоспалительные, при различных заболеваниях эндокриных желез.
Это лишь поверхностный перечень всех лекарственных препаратов, число которых уже перевалило за 3 сотни тысяч. Главное помнить, что назначение лекарства должен осуществлять врач.
То есть создаются и совершенствуются - соответственно рекомендуются и продаются препараты точечно воздействующие на конкретную клетку или орган. Пишутся статьи, проводятся семинары, доказательная медицина опять же что-то кому-то доказывает. Все исходит из клеточной теории Вирхова.(, что организм болен, когда клетка больна, т.е.уже присутствуют органические изменения) И никто не профинансирует исследования на предмет : "кто ж клетку (орган) до такого состояния довел и как ему это удалось..." Да , увы.. окажется, что можно остановить развитие патологий, без этих дорогостоящих и вредных препаратов. Но кому это надо?
Вот и ходит пациент по врачам с болями, головокружениями, тошнотой ит.д. а ему типа ВСД у вас или, как правильно ДРАВЕС заметил, психосоматика. И не понимают современные Гиппократы как "страдает", "мечется" пытается поддержать гомеостаз "бедняШка-вегетатика"
... а потом: ну что ж вы так поздно пришли...в худшем случае неоперабельный рак, ну а если повезет вот тут то и пригодятся все современные разработки фармпрепаратов. Сильно разбалансированный организм вряд ли удастся восстановить, но поддерживающая терапия окажется кстати. Пациент доволен, что жив,... ну а денежка регулярно пополняет чей то карман..
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
Прислали очень любопытный пост с сайта Виктора Бойко. Очень многое созвучно, поэтому воспользуюсь готовым текстом (лучше вряд ли смогу написать )
Таким образом, становиться понятным ответ на вопрос:
1. В те далекие времена (вспомним средневековые города: канализация- просто канавы вдоль по улицам... полная антисанитария, ) более актуальны были именно инфекционные заболевания.
2. Смерть, безусловно, приурочена к органическим изменениям на уровне клетки в организме. И в тот момент когда стали возможны патологоанатомические исследования (в средние века светские власти и церковь противились вскрытию трупов) было естественно связать имевшуюся симптоматику в последнюю терминальную стадию (6- по аюрведе) с теми органическими поражениями которые можно было наблюдать при вскрытии.
Вообщем, был у человечества повод пойти именно по этому пути.(клеточная теория Р.Вирхова) Природа защищалась от варварского к ней отношения эпидемиями, но урбанизацию было не остановить, человеческий мозг стал искать и нашел выход из той ситуации. Мо-ло-дцы! С тех пор микробы, бактерии, вирусы, гельминты - виновники всех наших бед. И хотя давно инфекционные заболевания не являются инструментом , регулирующими численность, ученые на Западе по-прежнему ищут вирус или микроб, что бы объявить его причиной чего-то там и получить очередную нобелевскую премию...
В периоды "охоты на ведьм" , регулярно проводимых и в средние века и ныне, уничтожали (думаю прежде спонтанно, а сейчас осознанно) все, что не укладывается в "прокрустово ложе" чьих то интересов (официальная концепция). Только в 3 странах, наряду с западной парадигмой (юной ) всегда существовала древняя, так называемая, восточная.
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
САНКХЬЯ.Философские системы древней Индии, признававшие авторитет вед или по крайней мере не выступавшие против него открыто, получили название астика. Традиционно они подразделялись на шесть школ (даршан) Самая влиятельная из даршан — санкхья,
Главный вклад ее в историю индийской философии заключается в глубоком и разностороннем развитии учения о материальной природе мира и происхождении всей совокупности вещей и существ из саморазвивающейся материи. Европа открыла для себя это учение в первой половине XIX в. Перевод «Санкхья-карики» Ишваракришны — самого раннего из дошедших до нас текстов школы, — выполненный Г. Кольбруком, был издан в 1837 г. Гегель несколько раз упоминал о санкхье в «Лекциях по истории философии», высоко оценивая ее достижения в области стихийной диалектики и сравнивая тезис о «трех качествах» (гунах) с «законом отрицания».
Другими источниками древней санкхьи служат знаменитый медицинский трактат «Чарака-самхита» (первые века нашей эры), дхармашастры (прежде всего «Законы Ману» и «Вишну-смрити»), упомянутая уже «Буддачарита» Ашвагхоши (ок. II в. н. э.), отдельные свидетельства буддийской и джайнской литературы.
Ведантисты определяют санкхью как прадхана- карана-вида (учение о природе в качестве всеобщей причины) или сачетана-карана-вада (учение о том, что в основе мира лежит нечто, не обладающее сознанием, т. е. материя, или природа). Они подчеркивают, что оба принципа совершенно неприемлемы для веданты, признававшей в качестве первопричины мира Брахмана как «чистое сознание».
Наиболее известный из текстов этой школы, трактат Ишваракришны (V в.), послуживший основой для комментариев, исследователи условно разделяют на семь частей. В первой подчеркивается исключительная роль философского знания в открытии истины; автор, смело выступая против традиционных представлений, утверждает, что никакие ритуальные действия не способны открыть путь к «освобождению». Во втором разделе содержится теория элементов бытия, в третьем — концепция эволюции, в четвертом — классификация форм восприятия и по
знания, в пятом — своего рода «учение о мире», которое рассматривает связь неорганической природы, растений, животных и человека, в шестом — учение о пуруше (оно породило наибольшее число интерпретаций и вызвало серьезные разногласия). Заключение, состоящее всего из трех двустиший, излагает историю санкхьи и перечисляет ее учителей-.
. Главный ее тезис выражается в утверждении изначального и ничем извне не обусловленного существования материальной первоосновы мира — пракрити, или прадханы. Поскольку «пракрити» означает «природа», этот термин так обычно и переводился применительно к текстам рассматриваемой системы.
По мнению ряда ученых, более точным был бы перевод «первоматерия», ибо в трактате наравне с пракрити употребляется и мула-пракрити (первоначальная природа), что подчеркивает универсальность пракрити в качестве первоистока любых форм бытия.
Последняя выступает в двух видах: вьякта (проявленная) и а-вьякта (непроявленная). Понятия, заимствованные из упанишад, получают в санкхье иной акцент. «Проявленное» (природа) представляет собой совокупность конкретных, непосредственно воспринимаемых вещей, «непроявленное» же, отображающее самый принцип материальности мира, одинаково присутствует в любой вещи. Оно — потенциальное вместилище всех возможных видов. Процесс миротворения как раз и выражается в распаде этой «первичной целостности» на ряд отдельных нематериальных и материальных форм, не более отличающихся от первопричины, чем вторичные модификации явления от его основы.
Таким образом, по учению санкхьи, мир и его первопричина не разделены непреодолимой пропастью (напомним, что Брахман упанишад — духовный принцип, никак не сопоставимый с конкретными проявлениями бытия, данными человеку в опыте), и импульс к движению, к саморазвитию заключен в самой «изначальной природе» — вещи и живые существа естественно возникают в процессе трансформации пракрити.
Натуралистические идеи, характерные для ранней санкхьи, определили отрицание в данной системе бога-творца.
продолжение следует..
практическое применение http://vk.com/club124626380
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site
Заголовок сообщения: Re: Из истории медицины или попытка разобраться чем восточна
Активный участник
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 13:33
Сообщений: 573
ЙогаК традиции санкхьи тесно примыкает система йоги..Начальные этапы предыстории системы восходят, вероятно, к самой глубокой древности. Печати Мохенджо-Даро позволяют судить о том, что рудименты аскетической практики прослеживались в истории доарийских культов Индии. (т.е речь идет о том, что йогическая практика была известна задолго до создания Вед)
Классической системой индуизма (даршаной) йога становится благодаря деятельности той школы, которая унифицировала различные традиции йогической аскетики и философских построений и создала канонический текст («Йога-сутры»), приписываемый Патанджали. И авторство, и время создания этого памятника вызвало острые научные дискуссии, далекие от завершения и в настоящее время. йога, относящаяся к древнейшим дисциплинам духовного тренинга Индии, унифицировалась в систему-даршану позднее, чем многие другие традиции, как буддийские (скажем, мадхьямики), так и «ортодоксальные» (сутры вайшешиков, мимансаков, ведантистов и найяиков были созданы раньше главного текста йоги). Одной из важных причин этого было, очевидно, длительное сосуществование фактически равноправных школ и .подшкол в данной традиции, расходившихся по самым кардинальным вопросам (в частности, по вопросу о средствах радикальной трансформации сознания, кладущей конец всем «флюктуациям менталитета»; здесь противостоят друг-другу несколько школ, самой авторитетной из коих была, видимо, школа Джайгишавьи).
Йога-сутры» состоят из четырех глав. Первая посвящена целям и выяснению природы самадхи — конечного «погружения в себя» (самадхи- пада); вторая — конкретным средствам достижения этой задачи и ступеням самосовершенствования йогина (садхана-пада); третья продолжает тематику предыдущего раздела, но излагает преимущественно учение о достижении «сверхъестественных» состояний в результате применения психотехники сосредоточения на различного вида объектах (вибхути-пада); четвертая раскрывает природу «отстраненности», но содержит и «метафизическую» проблематику (кайвалья-пада).
В «теоретических» вопросах система Патанджали соответствует основным онтологическим пунктам санкхьи..
Основное различие между даршанами состоит в том, что йога рассматривает дуалистическую доктрину как фундамент многоэтажного «практического здания», тогда как «путь познания» санкхьи предполагает преимущественно лишь рефлективную дисциплину.
Поэтому специфику йоги по сравнению с другими даршанами определяют не собственно теоретические положения, но многоступенчатый курс подготовки адепта
Экзотичность йоги, загадочность рецептов избавления от физических и духовных недугов привлекали европейскую мысль еще с эпохи похода Александра и греческих путешественников в Индию. В новое время образ индийца, пребывающего в состоянии медитации, проник в романтическую литературу. Индуистское миссионерство привело к популярности йоги, к созданию множеств групп, школ, ассоциаций «знатоков восьмеричного пути йоги», якобы исцеляющих мир и его жителей от невежества и мирских привязанностей, которые разъедают мысли, дух, душу. Популярность йоги не уменьшается и сейчас; к сожалению, интерес имеет поверхностный, ненаучный характер и не приближает к истинной йоге, а удаляет от понимания сути учения этой школы
"Если не имеешь в голове идеи, – не увидишь фактов” И.П.Павлов
Contra factum non datur argumentum
http://www.galvalg.site