Текущее время: 25 апр 2024, 10:33

Заголовок сообщения: психофизиологическое отражение конфликта на теле

СообщениеДобавлено: 15 фев 2008, 00:24

Психосоматика, как проблема соотношения души и тела, сомы и психики – относится к числу наиболее фундаментальных научных проблем вообще. По рейтингу она может быть поставлена в один ряд с проблемами происхождения мира, человека, проблемой смысла человеческого существования - самая общая проблема наук вообще.

В настоящее время всеми проблемами организма пытается управлять медицина. Включенность психосоматической проблематики в логику медицинского знания имеет важные и не всегда положительные последствия:

1.Психосоматика - значит, патология. Но насколько правомерно это?
2.Обширная область психосоматических явлений, не выходящих за рамки нормы, практически оказалась вне поля зрения исследователя, в то время как психосоматические явления существуют и в норме. Например, явления эмоциональной мобилизации телесных и психических ресурсов человека в спортивных соревнованиях или дезорганизация психотелесной деятельности при аффекте. Таким образом, сфера психосоматических явлений не ограничивается только патологией.
3.Последствие: возник стойкий, научно закрепленный предрассудок, согласно которому все человеческое в человеке ограничивается его психикой, психической деятельностью. Организм же не является предметом изучения психологии, и целиком отдан на откуп наукам биологического спектра - анатомии, физиологии.


Психосоматика возникла в недрах психоанализа, как альтернатива традиционной медицине. Она гиперболизировала многие положения психоанализа и распространила их с модели неврозов на широкую модель психосоматической патологии.
Наибольший вклад в развитие предмета психосоматики внесли Ф. Александер и Данбар.
Школа Александера: важно не только интерпретировать связь между психосоматическим симптомом и эмоциональным конфликтом, но и психофизиологическое отражение конфликта на теле. Патогенна вытесненная, подавленная, интенсивная эмоция.
По мнению Александера, болезнь это функция от многих причин. Соматические расстройства следует рассматривать по аналогии с психоневрозами. Могут быть выделены вегетоневрозы и соматоневрозы.

Факторы, отвечающие за соматизацию эмоций:

1) Конституциональная слабость органа.
2) Невротизация той или иной телесной системы в ранние периоды детского развития через воздействие больной матери («язвенная мать» и т.д.) и идентификацию с ней. Или сама мать болела, или другой ближайший взрослый - это ослабляет ребенка.
3) Патогенный стиль жизни семьи.
4) Стиль жизни человека вообще (уже взрослого) - патогенный по механизму социального наследования - достиженчество, успех любой ценой.
Физиологические последствия одной и той же эмоции у разных людей различен. Агрессия у разных людей вызывает разную совокупность сдвигов, но эти сдвиги индивидуально-постоянны. Эмоция может быть патогенной для тела. Когда? Если эмоция повторяется, происходит хронизация эмоционального состояния, и она. Патогенна подавляемая эмоция, которая не находит выражения в открытом действии, поведении.

Если человек хронически испытывает эмоции стенического круга (гнев, агрессия), которые реализуются через симпатическую НС - и эти эмоции подавляются - в симпатической НС возникает хроническое возбуждение, что приводит к артериальной гипертонии, нейродермитам, неспецифическим полиартритам (заболевания суставов) - симпатико-адреналовый комплекс.

Если подавляется астеническая эмоция (тревога, боязливость, робость, застенчивость), которая реализуется через парасимпатическую НС, то хроническое ее возбуждение в этих случаях повышает риск язвенных поражений желудочно-кишечного тракта, бронхиальной астмы, сахарного диабета.

Имеет значение и глубина, и сила (интенсивность) переживаемой эмоции. Чем она интенсивнее, тем более выражены физиологические сдвиги, и хронизация такой эмоции - тем более патогенна. Таким образом, в центре внимания находится физиологическая составляющая эмоции.

В возникновении симптома имеет значение и то, насколько человек психологически защищен - эффективность психологических защит (подавление, вытеснение, проекция и т.д.). Частично эти защиты носят врожденный характер (связанный с конституциональной типологией). На то, какие психологические защиты будут преобладать у данного человека, влияет и жизненный опыт.

Основные психосоматические расстройства:

1.гипертоническая болезнь
2.язвенные поражения ЖКТ
3.сахарный диабет,
4.неспецифические полиартриты
5. бронхиальная астма
6.аллергии,
7.гипертиреоз (гиперфункция щитовидной железы)
8.психогенные головные боли,
9. ишемическая болезнь сердца (не общепризнано),
10. булимия, анорексия.
Факторы, которые влияют на психосоматическое развитие ребенка.

Ведущая роль на ранних этапах принадлежит матери, которая формирует у ребенка язык тела.

Важно понять, какие качества матери особенно значимы (мамы бывают разные по индивидуально-психологическому, типологическому складу), какие качества выступают факторами нормы и патологии развития. Исследование детей и матерей, их взаимодействия показало:

1) Важный фактор психосоматического риска - высокая личностная тревожность матери.
2) Следующий фактор риска - внутренняя конфликтность матери - дисгармонический склад личности (невротическая мать).
3) Тенденция к подавлению, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины в психике матери, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье.
3) Сильное эмоциональное реагирование на проблемные ситуации, с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость) плюс неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит к хронизации, а, следовательно, и соматизации аффекта у матери.
4) Дезорганизация собственной активности при болезни ребенка за счет высокой тревожности, страхов, неспособности принять радикальное решение.
5) Для психосоматической матери характерно, что собственный ее телесный опыт негативно окрашен, наблюдаются феномены отвержения собственного тела или его частей, связанные с ранним опытом прародительской семьи. Психосоматическая мать повторяет, как клише, эмоциональный и телесный опыт собственной матери - факт социального наследования. То есть, целый комплекс социальных и личностных особенностей матери.
6) Особенности взаимодействия такой матери с ребенком на раннем этапе его развития иные, чем у матерей в норме.
Основным содержанием коммуникации с ребенком остаются телесные состояния и проявления ребенка, при этом сама мать может по-разному относиться к ребенку.
а) Первый вариант материнского патогенного отношения к ребенку - скрытое, неосознаваемое отверждение. При этом ребенок использует язык тела для привлечения внимания матери - мать как бы стимулирует у ребенка более массивное использование этого языка.
б) Другой тип материнского отношения, который фиксирует язык тела и затормаживает этот этап - симбиоз. Мать как бы консервирует телесный контакт, тормозя становление более поздних форм взаимодействия.
Ребенок присваивает материнский способы регуляции телесных функций, материнские представления о здоровье, болезнях и способах совладания с ними.

Не только мать и ее взаимодействие с ребенком, но и семья, как целое, выступают в роли важнейшего фактора психосоматического развития ребенка. В настоящее время в литературе утвердилось понятие «психосоматическая семья» (автор - Минухин) - семья, как носитель психосоматического симптома.

Каковы психологические характеристики психосоматической семьи?

1) Общий эмоциональный семейный фон, особенно, когда в семье не поощряется свободное выражение чувств, свободное отреагирование отрицательных эмоций - ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации. Наличие у семьи как системы ценностей - неприличие, стыд открытого выражения эмоций. Подавление отрицательных эмоций может быть связано с тем, что в семье не принято открыто реагировать на боль - стереотип терпения, отношения к болезни, как к состоянию, в котором человек сам виноват.
2) В опыте семьи могут быть некоторые патогенные особенности:
а) Неспособность, неготовность, необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных состояний ребенка и означиванию их (ненаблюдательная (невнимательная мать) или просто не имеющая времени);
б) Неспособность семьи, как целостного организма к вербальному или иному конструктивному разрешению конфликта, и включение ребенка в семейный конфликт. Телесный симптом ребенка часто и рождается в ситуации семейного конфликта, как неудачный способ его разрешения.
Пример. Мальчик 12 лет - длительное время наблюдался с язвой желудка. Ребенку была назначена операция, когда он попал к психологу. В ходе диагностики выяснилось, что семья - конфликтная, и как только обострялся семейный конфликт, у мальчика обострялась язва, как только обострялась язва - семья сплачивалась вокруг больного ребенка (порочный круг). Операция была отложена на 2 недели, и психолог работал с этим ребенком и с семьей, и, когда спустя 2 недели было проведено еще одно инструментальное исследование желудка, выяснилось, что язва зарубцевалась – здесь видна важность психогенного фактора, связанного с содержанием и характером семейных отношений.

Если ребенок, например, страдает нейродермитом - значит, он относится к группе детей из конфликтных семей. В них симптом ребенка включен в структуру семейных взаимодействий в качестве оптимального звена - семья как целое порождает и фиксирует телесный симптом, и только фармакологические способы решения не могут быть оптимальными.

Клиницисты, работающие с детьми с бронхиальной астмой, хорошо знают, что состояние некоторых из них улучшается только за счет самого факта стационирования - изъятие из семьи приводит к снятию приступов, их смягчению, урежению. Когда семья конфликтная - изъятие ребенка из конфликта улучшает его состояние.

Дети, больные бронхиальной астмой, при недостаточном внимании родителей, реагируют приступами астмы на передряги в школе, и, если педагог неумелый, и родители не готовы понять природу этих состояний, на школьный стресс возможно появление и обострения психосоматических страданий. Таким образом, семья выступает как компенсаторный фактор, так и фактор риска.

Соматизация аффекта, эмоций выступает как стиль семейной адаптации к трудностям, проблемам, как стереотип, как фактор избегания неудач или ухода от ответственности «Я болен - с меня не спрашивайте».

Использование симптома для извлечения выгоды начинает активно включаться в жизнь ребенка как реакция на любые трудности.

3. Наличие в семье больных - хроников
На ранних этапах онтогенеза может быть усвоение стереотипов, заимствованных у больного - хроника — сначала по механизму имитации, подражания. Потом может произойти закрепление семейного симптома при условии врожденной слабости органа.

Мать, семья в целом могут содержать в себе целый ряд патогенных характеристик - патогенный стиль жизни семьи.

Основные формы психосоматического дизонтогенеза (3 варианта)

1-й вариант психосоматического дизонтогенеза

1) Отставание или задержка в социализации телесных функций (в психосоматическом развитии ребенка). Более поздние сроки формирования навыков телесной опрятности, использование телесного языка в качестве основного средства коммуникации в течение длительного времени (до школьного возраста).
2) Задержка использования языка тела происходит в случае скрытого отвержения ребенка или длительного симбиоза или в случае изоляции ребенка от ближайшего взрослого - интернат, стационар.
Сравнили развитие представлений о собственном теле и детей от 8 до 15 лет - в норме и интернатских (методом возрастных срезов). В норме в ходе онтогенеза обнаруживается истинный факт развития представления о теле:

1) дифференциация представлений о теле, его органах и функциях;
2) представление о теле, как целостности, «мое тело», тело, как инструмент.
Сопоставление с интернатскими детьми - у них тенденция развития та же, но запаздывает: то, что наблюдается у семейных детей в 10 лет, и интернатских - в 15 лет. Отчетливо выявлен факт десоциализации тела.

Выявлена промежуточная группа детей, матери которых обнаруживают скрыто-отвергающее отношение к ребенку - эти дети тоже отстают в социализации телесных функций, но менее выражено, чем интернатские дети.
2-й вариант психосоматического дизонтогенеза - регресс в психосоматическом развитии как реакция ребенка на особые условия развития: внезапная потеря матери (психотравма), помещение ребенка из семьи в интернат или стационар. Когда ребенок теряет навыки опрятности, регуляции телесных функций, самостоятельного засыпания, это означает переход на более ранние этапы развития. В дальнейшем это может быть скомпенсировано.

В этом случае - случае регресса — ребенок опять начинает с помощью телесных функций привлекать внимание взрослого - ему нужно это эмоциональное принятие, а средств в организации телесного комфорта очень мало - ребенок научается манипулировать взрослым с помощью языка тела. Этот телесный способ воздействия может закрепиться (трудности засыпания, головные боли и т.д.).

3-й вариант психосоматического дизонтогенеза - искажение психосоматического развития.

Это касается телесного «Я» в целом. Формируется образ тела, и этот образ «Я» может формироваться искаженным - с негативным самоотношением к определенным телесным проявлениям - невратическая или психосоматическая диссоциация. Как 1 из вариантов - диссоциация между самооценкой и самоотношением.

Не в сети Профиль  


Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую темуОтветить на тему