Текущее время: 30 июл 2025, 09:12
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Для иллюстрации можно обратить внимание на повседневное очищение и приведение в порядок своего тела, бесконечную погоню за едой, одеждой и жильем; на невероятный технический прогресс, который на сегодня достигнут для повышения материального благополучия, для усовершенствования средств связи и транспорта, для профилактики и лечения болезней. Все эти усилия в основном связаны с заботой о теле и с уходом за ним. Нужно признать, что они необходимы. Но эти усилия и достижения человечества не могут облегчить или устранить страдания, связанные со старостью и болезнями, проблемами в семье и экономическими трудностями, короче говоря, связанные с неудовлетворенными потребностями и желаниями. Страдания такого характера невозможно преодолеть материальными средствами; они преодолеваются только тренировкой и развитием ума.
В таком случае становится ясно, что нужно искать правильный путь тренировки, уравновешивания и очищения ума. Этот путь указан в "Маха Сатипаттхана сутте", известном трактате Будды, произнесенном больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Будда провозгласил:
"Существует единственный путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения нирваны, а именно - четыре основы осознанности".
Эти четыре основы осознанности -
(1) созерцание тела;
(2) созерцание чувств;
(3) созерцание ума;
(4) созерцание объектов ума.
Очевидно, что те, кто стремится к счастью, должны следовать этому пути, чтобы избавиться от загрязнений ума, вызывающих их страдания
Метод развития этой мудрости состоит в наблюдении материи (рупа) и психики (нама), - двух единственных элементов, из которых состоит живое существо, - с тем чтобы узнать их в их истинной природе. В наше время эксперименты по аналитическому наблюдению материи обычно проводятся в лабораториях с помощью разнообразных инструментов, но эти методы непригодны для работы с умом. Метод Будды не требует никаких инструментов или внешней помощи. В этом методе человек использует для анализа свой собственный ум, направляя обнаженное внимание на процессы материи и психики, происходящие внутри него. Постоянно повторяя такую тренировку, можно приобрести необходимое сосредоточение, и когда сосредоточение станет достаточно обостренным, будет отчетливо заметно непрерывное возникновение и исчезновение материи и психики.
Живое существо состоит исключительно из двух четко отличающихся групп, материи (рупа) и психики (нама). Твердое вещество тела, как обнаружено, относится к группе материи. В соответствии с традиционным списком материальных явлений, всего в этой группе двадцать восемь видов материи, но вкратце можно отметить, что тело - это масса материи. Например, это то же, что и кукла, сделанная из глины или пшеницы, - не что иное, как скопление частиц глины или муки. Материя меняет свою форму (рупатти) в физических условиях жара, холода, и т. д., и в связи с этой изменчивостью в различных физических условиях, на языке пали она называется рупа (форма). Она не обладает ни малейшей способностью знать объект.
В Абхидхамме элементы психики и материи классифицируются как "состояния с объектом" (сараммана-дхамма) и "состояния без объекта" (анараммана-дхамма) соответственно. Элемент психики обладает объектом, удерживает объект, знает объект, тогда как элемент материи не обладает объектом, не удерживает объекта, не знает объекта. Таким образом ясно, что в "Абхидхамме" прямо сказано, что материя не обладает способностью знать объект. Йогин тоже аналогичным образом воспринимает, что "материя не обладает способностью знания".
Бревна и столбы, кирпичи, камни, комки земли - это масса материи. Они нисколько не обладают способностью знания. Аналогично и с материей, которая образует живое тело, - у нее нет способности знать. Материя в мертвом теле та же, что в живом теле, - она нисколько неспособна знать. Но у людей распространено представление, что материя живого тела обладает способностью знать объект, и что она теряет эту способность только в момент смерти. На самом деле это не так. В действительности материя не обладает способностью знать ни в мертвом, ни в живом теле.
В таком случае что же тогда знает объекты? Это психика, которая возникает на основе материи. На языке пали она называется "нама", потому что она склоняется ("намати") к объекту. Психику еще называют мыслью или сознанием. Психика возникает на основе материи: на основе глаза возникает сознание глаза (процесс видения); на основе уха, возникает сознание ума (процесс слышания); на основе носа, возникает сознание носа (процесс обоняния); на основе языка, возникает сознание языка (процесс различения вкуса), на основе тела, сознание тела (процесс осязания). Есть много видов осязания, благоприятных и неблагоприятных.
В то время как чувство осязания имеет широкую область действия, проходя по всей длине тела, внутри и снаружи, чувства зрения, слуха, обоняния и различения вкуса возникают в своих собственных органах, - глазе, ухе, носе и языке, - каждый из которых занимает очень небольшую и ограниченную область тела. Эти чувства осязания, зрения, и т. д., - не что иное, как элементы психики. Кроме того, на основе интеллекта (манас) возникает сознание интеллекта, - мысли, идеи, воображение, и т. д. Все это элементы психики. Психика знает объект, а материя не знает объекта.
(Иллюзия "я" (саккая-диттхи))
Люди обычно считают, что в случае видения, видит именно сам глаз. Они считают, что видение и глаз - одно и то же. Кроме того, они считают, что "тот, кто видит, - это я", "я вижу вещи", "глаз, процесс видения, и я, - это одно и то же". В действительности это не так. Глаз - это одно, а видение - это другое, и нет никакой такой отдельно существующей сущности, как "я" или "эго". Есть только реальность видения, возникающая на основе глаза.
В качестве примера можно привести человека, который сидит в доме. Дом и человек - две отдельные вещи: дом это не человек, а человек это не дом. Аналогично во время процесса видения. Глаз и видение - это две отдельные вещи; глаз это не видение, а видение это не глаз.
Можно привести еще один пример, человека в комнате, который видит много вещей, когда он открывает окно и видит через него. Если спросить: "Кто именно видит? На самом деле видит человек или видит окно?", то ответом будет: "Окно не обладает способностью видеть; видит только человек". Если опять спросить: "Сможет ли человек видеть вещи снаружи без окна?", ответом будет: "Невозможно видеть вещи сквозь стену без окна. Видеть можно только через окно". Аналогично в случае процесса видения, есть две отдельных реальности глаза и видения. Глаз - это не видение, а видение - это не глаз, но все же без глаза не может быть видения. В действительности видение возникает на основе глаза.
Теперь очевидно, что в теле в каждый момент видения есть только два отдельных элемента, материя (глаз) и психика (видение). Кроме того, есть и третий материальный элемент - зрительный объект. Иногда зрительный объект виден в теле, а иногда снаружи тела. В случае добавления зрительного объекта получается три элемента, два из которых (глаз и зрительный объект) - это материя, а третий из них (зрение) - психика. Глаз и зрительный объект, как материя, не обладают способностью знать объект, а видение, как психика, может знать зрительный объект и то, как он выглядит. Теперь ясно, что в момент видения есть только два отдельных элемента, материя и психика, и возникновение этой пары отдельных элементов называется видением.
Люди, не имеющие прошедшие тренировки и не знающие медитации видения-как-есть, считают, что видение принадлежит или является "я", "эго", "живому существу", или "личности". Они считают, что "тот, кто видит, это я", или "я вижу", или "я знаю". Такое мнение или убеждение называется на пали "саккая-диттхи". "Саккая" означает отдельное существование группы материи (рупа) и психики (нама). "Диттхи" означает заблуждение или иллюзию. Словосочетание "саккая-диттхи" означает заблуждение или иллюзию по отношению к "нама" и "рупа", как они существуют в действительности.
Для большей ясности, мы объясним подробнее это заблуждение или иллюзию. В момент видения реально существуют глаз, зрительный объект, (и то, и другое - материя), и видение (психика). "Нама" и "рупа" - это действительность, но все же люди придерживаются мнения, что эта группа элементов - "я", "эго" или живая сущность. Они считают, что "тот, кто видит, это я", или "то, что видно - это я", или "я вижу свое тело". При таком ошибочном понимании простой акт видения считается "своим я", и это "саккая-диттхи", ошибочное понимание "я".
Пока человек не освободится от иллюзии "я", он не может рассчитывать избежать риска падения в мучительные миры адов, животных или пета (духов). Хотя он может вести счастливую жизнь в мире людей или дэва (богов) благодаря своим достоинствам, все же он может в любой момент вернуться обратно в мучительные состояния существования под воздействием своих недостатков. Поэтому Будда подчеркнул, что необходимо работать над полным устранением иллюзии "я".
"Пусть монах идет осознанно к тому, чтобы отбросить иллюзию "я"".
"Саккая-диттхи-паханья сато-бхикху париббадже".
В действительности видение происходит в другой момент, чем слышание, и слышание происходит в другой момент, чем видение. Эти акты могут происходить только по очереди. Но йогин, который только начал практику, и еще недостаточно развил свою осознанность, сосредоточение и знание, не в состоянии наблюдать все эти моменты по очереди, как они происходят друг за другом. Поэтому начинающему не нужно отслеживать так много вещей. Ему нужно начать с небольшого количества.
(Упражнение "сидит-касается" ("sitting-touching"))
Видение или слышание происходят только тогда, когда уделяется внимание их объектам. Если не обращать никакого внимания на зрительные образы и звуки, можно проводить время без моментов видения и слышания. Обоняние происходит редко. Различение вкуса может происходить только при еде. В случае видения, слышания, обоняния и различения вкуса, йогин может отслеживать эти акты, когда они происходят. Но ощущения тела присутствуют постоянно. Они обычно отчетливо заметны все время. Во время сидения отчетливо ощущается восприятие тела в этом положении - напряженность или твердость. Поэтому нужно фиксировать внимание на позе сидения и отслеживать "сидит, сидит, сидит".
Сидение - это выпрямленное положение тела, состоящее из ряда физических действий, вызванных сознанием, состоящим из ряда психических действий. Как наполненный воздухом резиновый мяч поддерживает свою круглую форму с помощью сопротивления воздуха внутри него, так и про позе сидения тело удерживается в выпрямленной позе с помощью постоянных физических действий. Чтобы поддерживать и сохранять в выпрямленной позиции такой тяжелый груз, как это тело, нужно довольно много энергии. Люди обычно предполагают, что тело поднимается и удерживается в вертикальном положении с помощью сухожилий. Это предположение в каком-то смысле верно, потому что сухожилия, кровь, плоть и кости, - не что иное, как материя. Элемент жесткости (упругости), который удерживает тело в выпрямленном положении, принадлежит к группе материи и возникает в сухожилиях, плоти, крови и так далее во всем теле, как воздух в резиновом мяче.
Элемент жесткости (упругости) - это элемент воздуха, который называется "вайо-дхату". Тело удерживается в выпрямленном положении элементом воздуха в форме постоянно возникающей жесткости (упругости). При сонливости или вялости человек может упасть, потому что прекращается подача новых материалов в форме жесткости. Состояние ума в глубокой дремоте или сне - это "бхаванга", "время жизни" пассивного бессознательного потока. Во время бхаванга психические действия отсутствуют. И поэтому во время сна или глубокой дремоты тело лежит плашмя.
Во время бодрствования постоянно возникают сильные и оживленные психические действия, и в связи с этим снова и снова возникает элемент воздуха в форме увеличения жесткости. Чтобы осознать эти факты, необходимо внимательно отслеживать положение тела как "сидит, сидит, сидит". Это не значит, что нужно искать и отслеживать именно восприятие жесткости тела. Нужно фиксировать внимание только на общей форме позы сидения, то есть нижней части тела в согнутой форме и выпрямленной верхней части.
Может оказаться, что упражнение по наблюдению одной только позы сидения слишком легкое и не требует особых усилий. В таком случае настойчивость, энергия (вирья) в дефиците, а сосредоточение (самадхи) в избытке. Тогда человек обычно чувствует лень и не желает долгое время продолжать снова и снова отслеживать "сидит, сидит, сидит". Лень обычно появляется при избытке сосредоточения и недостатке настойчивости. Это не что иное, как состояние апатии и оцепенения (тхина-миддха).
Нужно выработать больше настойчивости (вирья), и для этого нужно увеличить количество объектов отслеживания. Отметив "сидит", нужно направить внимание на область тела, где ощущается прикосновение, и отметить "прикасается". Для этого подойдет любая область ноги, руки или бедра, где отчетливо ощущается прикосновение. Например, отметив позу сидения тела как "сидит", нужно отметить область, где ощущается прикосновение, как "прикасается". Таким образом нужно продолжать отслеживание, используя эти два объекта, - позу сидения и место прикосновения, - по очереди, "сидит, прикасается, сидит, прикасается, сидит, прикасается".
Термины "отслеживать", "наблюдать" и "созерцать" используются здесь для обозначения фиксации внимания на объекте. Упражнение состоит просто в том, чтобы отслеживать, наблюдать или созерцать эти объекты как "сидит, касается". Для тех, у кого уже есть опыт в практике медитации, это упражнение может оказаться легким. Но для тех, у кого нет никакого опыта, оно вначале может быть довольно сложным.
(Упражнение "подымается-опускается" ("rising-falling"))
Есть более простая и легкая форма упражнения для начинающего. С каждым вдохом и выдохом происходит движение подъема и падения передней стенки живота. Начинающему нужно начать с упражнения по отслеживанию этого движения. Это движение подъема и падения легко наблюдать, потому что оно грубое, и тем самым больше подходит для начинающего. Как в школе легче учить простые уроки, так и в медитации випассана. Начинающему легче развить сосредоточение и знание с помощью простого и легкого упражнения.
Итак, идея медитации випассана в том, чтобы начать тренировку с созерцания самых заметных факторов в теле. Из двух факторов психики и материи, первый тонкий и менее заметный, тогда как второй грубый и более заметный. Поэтому медитирующий в випассане (випассана-яника) обычно приступает к тренировке, начиная с созерцания материальных объектов.
Что касается материи, здесь можно упомянуть, что вторичная материя (упада-рупа) тонкая и менее заметна, тогда как четыре первичных физических элемента (маха-бхута-рупа) - земля, вода, огонь и воздух, - грубые и более заметные. Поэтому материальные элементы должны иметь приоритет в очередности объектов созерцания. В случае подъема и падения, самый заметный элемент - элемент воздуха, или "вайо-дхату". Процесс повышения жесткости (упругости) и движения стенки живота, который отслеживается во время созерцания, - это не что иное, как функционирование элемента воздуха. Таким образом ясно, что вначале нужно воспринимать элемент воздуха.
В соответствии с указаниями "Сатипаттхана сутты", нужно осознавать действия ходьбы при ходьбе, действия стояния, сидения и лежания при стоянии, сидении и лежании соответственно. Нужно также осознавать и другие действия тела, когда они происходят. В этой связи в комментариях говорится, что прежде всего нужно осознавать элемент воздуха, предпочитая его трем остальным элементам. По правде говоря, все четыре первичных элемента проявляются в каждом действии тела, и важно воспринимать каждый из них. Во время сидения при каждом дыхании отчетливо происходят два движения, подъем и падение, и вначале нужно отслеживать эти движения.
Выше были объяснены для общей информации некоторые основополагающие черты системы медитации випассана. Теперь приступим к общему описанию основных упражнений.
(Основные упражнения)
Созерцая подъем и падение, обучающийся должен направить ум на стенку живота. Тогда он осознает подъем, или расширение живота при вдохе, и падение, или сокращение при выдохе. При подъеме нужно отслеживать в уме "подымается", а при падении "опускается". Если их не удается отчетливо отслеживать, просто фиксируя на них ум, нужно положить на живот одну или обе руки.
Обучающемуся не нужно изменять свой естественный рисунок дыхания. Ему не нужно ни замедлять дыхание, задерживая его, ни ускорять, ни углублять его. Если он изменит естественный ход своего дыхания, то он скоро устанет. Поэтому он должен придерживаться естественного ритма своего дыхания и продолжать созерцание подъема и падения.
При поднятии стенки живота, нужно в уме отслеживать "подымается", а при опускании "опускается". Отслеживание в уме этих терминов не нужно произносить вслух. В медитации випассана важнее знать объект, чем знать его обозначение или название. Поэтому обучающемуся нужно приложить все усилия, чтобы осознавать это движение подъема от начала до конца, и движение падения от начала до конца, как будто он видит эти движения глазами. Во время подъема рядом с этим движением должен быть познающий ум, по аналогии с тем, как камень ударяется об стену. Когда появляется движение подъема, оно должно каждый раз встречаться с познающим его умом. Аналогично, когда происходит движение падения, оно должно каждый раз встречаться с познающим его умом.
Когда нет никаких других выделяющихся объектов, обучающийся должен выполнять упражнение по отслеживанию этих двух движений: "подымается, опускается, подымается, опускается, подымается, опускается". Когда он занимается этим упражнением, ум может иногда блуждать. Когда сосредоточение слабое, очень трудно управлять умом. Хотя ум направляется на движения подъема и падения, он не удерживается на них, а блуждает где-то в других местах. Этот блуждающий ум нельзя оставлять в покое. Его нужно отслеживать как "блуждает, блуждает, блуждает", как только вы заметили, что он блуждает. Когда вы отслеживаете это один или два раза, ум обычно перестает блуждать, и тогда нужно продолжать упражнение по отслеживанию "подымается, опускается". Когда вы обнаруживаете, что ум опять вернулся на свое место, нужно отметить это как "возвращается, возвращается". Тогда нужно продолжить упражнение по отслеживанию "подымается, опускается", как только эти движения станут отчетливо заметны.
Когда вы встретились с кем-то в своем воображении, нужно отметить это как "встретился, встретился", и вернуться к обычному упражнению. Иногда то, что это всего лишь воображение, обнаруживается только во время разговора с этим воображаемым человеком, и тогда это нужно отметить как "говорит, говорт". Идея здесь в том, чтобы отслеживать каждое умственное действие при его появлении. Например, в момент мышления нужно отслеживать "думает", и соответственно при появлении каждого из действий отслеживать "обдумывается", "планируется", "знает", "обращает внимание", "радуется", "чувствует лень", "чувствует счастье", "испытывает отвращение", и так далее. Созерцание умственных действий и их отслеживание называется "читтанупассана", созерцание ума.
Из-за того, что люди не обладают практическим знанием медитации випассана. они, как правило, неспособны знать настоящее состояние ума. Это, естественно, ведет их к заблуждению в том, что ум это "личность", "я", "живая сущность". Они обычно считают, что "воображение - это я", "я думаю", "я планирую", "я знаю", и так далее. Они считают, что существует живая сущность, или "я", которая растет с детства до взрослого состояния. На самом деле такой живой сущности нет, а есть непрерывный процесс элементов ума, которые появляются один за другим, по очереди, последовательно. И практика созерцания выполняется для того, чтобы обнаружить настоящую природу этой совокупности ума и тела.
Что касается ума и того, как он возникает, то Будда говорит в "Дхаммападе" (стих 37):
"Дурангамам экачарам
ашарирам гухасаям
йе читтам саннамессанти
мокханти марабандана"
Далеко путешествующий, блуждающий в одиночестве,
Бесформенный, лежащий в пещере,
Этот ум. Кто его обуздал,
Несомненно, свободен от оков Мары.
"Далеко путешествующий". Ум обычно блуждает по всему свету. Когда йогин настойчиво практикует созерцание в своей комнате для медитации, он часто обнаруживает, что его ум ушел куда-то далеко, в другие города, и так далее. Кроме того, он обнаруживает, что его ум может мгновенно путешествовать в любое удаленное место, которое он когда-то знал, как только он об этом подумает или вообразит. Этот факт обнаруживается с помощью созерцания.
"В одиночестве". Ум появляется как один элемент за другим, в каждый последовательный момент. Те, кто не воспринимает реальность этого, считают, что на протяжении жизни существует один ум. Они не знают, что постоянно в каждый момент времени возникают новые умы. Они считают, что видение, слышание, различение вкуса и размышления о прошлом и настоящем принадлежат одному и тому же уму. И что три или четыре акта видения, слышания, осязания и знания обычно происходят одновременно.
Это заблуждение. В действительности отдельные моменты ума постоянно приходят и уходят один за другим. Это можно воспринять, приобретя достаточно опыта. Акты воображения и планирования можно ясно воспринимать. Воображение прекращается, как только оно отслеживается как "воображается, воображается", и планирование тоже уходит, как только оно отслеживается как "планируется, планируется". Эти моменты появления, отслеживания и исчезновения воспринимаются как нить бусинок. Предыдущий ум отличается от последующего. Каждый из них отделен. Эти характеристики реальности можно воспринять лично, и для этого нужно заниматься практикой созерцания.
"Бесформенный". Ум не имеет ни субстанции, ни формы. Его не так легко распознать, как материю. В случае материи тело, голова, руки и ноги очень выделяются и легко заметны. Если спрашивается, что такое материя, то ее можно взять и показать. А ум нелегко описать, потому что он не имеет ни субстанции, ни формы. Поэтому невозможно провести аналитические лабораторные эксперименты с умом.
Но можно полностью понять ум, если объяснить его как "то, что знает объект". Чтобы понять ум, нужно созерцать его в каждый момент его появления. Когда созерцание хорошо развито, отчетливо воспринимается приближение ума к его объекту. В каждый момент ум как бы делает скачок прямо к своему объекту. Поэтому для того, чтобы узнать настоящую природу ума, рекомендуется созерцание.
"Лежащий в пещере". В связи с тем, что ум (читта) появляется на основе интеллекта (манас) и других дверей восприятия, расположенных в теле, говорится, что он покоится в пещере.
"Кто его обуздал, несомненно, свободен от оков Мары". Говорится, что ум нужно созерцать в каждый момент его возникновения. Таким образом умом можно управлять с помощью созерцания. Научившись успешно управлять умом, йогин завоевывает свободу от оков Мары, "Царя смерти".
Теперь ясно, как важно отслеживать ум в каждый момент его появления. Как только ум отслежен, он уходит. Например, когда отслеживаешь один или два раза "намеревается, намеревается", оказывается, что намерение сразу проходит. Тогда нужно вернуться к обычному упражнению по отслеживанию "подымается, опускается, подымается, опускается".
(Отслеживание помех)
........(продолжение)
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Чтобы оценить, нужно быть готовым к этому. Вряд ли пчела оценит красоту цветка, как оценил бы художник =))
Выше я дал еще одну фундаментальную практику - медитация випассана
Эксперт
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 00:21
Сообщений: 3773
Откуда: Днепропетровск
Володя, вот-вот, я все время о том же, особенно последняя часть в духе моих высказываний. Именно поэтому наше лечение должно быть дискретно - 10-20 сек.
Еще можете посмотреть Леонтьев относительно механизмов мышления человека. Там все более конкретно.
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Дискретность лечения вряд ли будет являться каким-то актом безопасности. Все дело в разнице между действием и осознаванием - в среднем 250миллисекунд. Это очень много, если учитывать, что информация распространяется по нелинейным характеристикам.
И так, если выражаясь условно-образным языком Д. Шаменкова, человек - это операционная система (ОС) и пользователь. Или, другим языком, человек - это материальное тело и психика. Есть еще одно определение человека, языком Вед, человек это Тело, Душа и Ум, где Ум является внутренней оболочкой Души, а Тело является внешней оболочкой Души. И есть представления Доктора и его сторонников, где человек это лишь материальное тело.
Эксперт
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 00:21
Сообщений: 3773
Откуда: Днепропетровск
Понятно, это значит, что некая умозрительная концепция Ума из Восточных мистических учений для Зуфара выше, чем данные нейрофизиологии, того же Анохина и анатомии. А если взять другие мистические учения?
Это называется Вера и отрыв от реальности. Верующий человек верит, что наказание за прегрешение против его вероучения неизбежно и грозит - вот придет боженька, Ум\Сознание, Душа и накажет.
Именно поэтому Зуфару никак не удается обосновать свои умозаключения. С одной стороны теоретические выкладки мистиков, а с другой стороны практические данные - раздвоение личности получается.
Вообще-то тема медицина и религия обсуждается в другой ветке.
Вся духовность, Весь Ум, все то, что называется человек уходит, если поврежден материальный носитель - кора и асоциативное белое вещество. Вследствие ДТП, операций, инсультов - меняется личность (например, поражение лобных долей), появляется отсутствие прежнего опыта (амнезия ретроградная), развиваются психические заболевания (т.е. повредение Ума? - постравматическую энцефалопатию еще никто не отменял) и т.д.
По мнению Зуфара - Ум и иже с ним это отдельно, а тело отдельно. Я утверждаю, что это возможно только совместно. Дух бестелесный влияния на окружающий мир не оказывает.
Вера и знания по астрономии или механизмам мышления не очень то сочетаются. Здесь нужно выбирать.
Активный участник
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 20:53
Сообщений: 664
Откуда: Нижний Новгород
Все теоретические изыскания, экспериментальные исследования, интересны, изучение их полезно для кругозора и т.д. Ни в коем случае не тешу себя надеждой, что наука смогла разрешить все имеющиеся противоречия. См. Научное знание. Материалы по физиологии пестрят сентенцией: "принято считать". СМ. Проблема наблюдателя. В конце концов, биолюминесценция.
Тоже, в отношении метафизики.
С практической стороны важно другое. Перед сеансом мы претерпеваем или обретаем некое терапевтическое состояние используя разминку частей тела, сосредоточение. воспроизводим проверенный ритуал. Настраиваемся.
Касаясь ладонью тела "клиента", регистрируем отзыв тканей. Здесь "течет", тут "течет". Вот здесь "глухая зона" отрабатываем, интегрируем в общую схему тела (начальный уровень) Затем начинаются всякие изыски. Методика. О ней и вопрошаем.
Так уж получается, мои клиенты регистрируют, что я их прогреваю в разных местах ладонями, это приводит их релаксации вплоть до отключения (здесь не употребляю вульгарное: (симпатика - парасимпатика). Затем слегка тонизирую. Прошу встать с кушетки, и выполнить ряд движений, принять ту или иную позу. Дорабатываю в случае необходимости.
Что касается системности, коль нам удалось "повлиять" на любую составляющую, то это приводит к изменению других подсистем. См. Телесность.
Вопрос Зуфару и ...
Как меняется поведение обладателя "души" относительно других особей, о ней не подозревающей?
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
За счет чего передаются сигналы в НС? Возьмем для примера зрение. Свет с различной интенсивностью давит на колбочки и палочки сетчатки глаз. В эти колбочках и палочках различные по интенсивности световые волны преобразуются в электрические импульсы, которые по зрительным нервным путям передаются на заднюю часть головного мозга.
А звуковые колебания как передаются ухом в мозг? Вы же не будете утверждать, что слышит ухо? В ухе механические колебания преобразуются в электрические.
Электрический заряд, перемещаясь в пространстве создает разность потенциалов и электромагнитные поля. Чтобы знать этого, достаточно вспомнить курс физики за среднюю школу. Эритроцит, электрически заряженный, перемещается по сосудам и создает электромагнитное поле.
В местах бифуркации артерий образуются гидродинамические возмущения, которые формируют электромагнитные.
В любом месте крепления тканей к друг другу образуются электромагнитные поля, потому что частички тканей имеют электрический заряд.
Скажу без ложной скромности, ценность знаний Доктора может принять только любитель. На мой взгляд, знания Доктора не имеют целостности и глубины. Знает много, но все они бессистемны для холистической медицины.
Для аллопатической медицины они бесценны =)))
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Вы чё мои слова оспариваете? Вы оспорьте утверждения Д.Шаменкова. Он как раз опирается на исследования Анохина. А я выразил слова Шаменкова вслух. =)
Фантазер =))))
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Volod_ya
ваш вопрос вне моего разумения. Раскройтесь из скобок, плиз =)
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Насчет оказывает микромир или не оказывает влияние на материальный - это другой вопрос. Ваше утверждение похоже на болтающуюся на ветру ленточку - то вы утверждаете, что нет ничего кроме материального тела и его функций, то теперь утверждаете, что ум и тело они только вместе. На это - что человек это тело и ум - об этом я и говорю, но вы его оспариваете. =)))
Вы бы уж определились, что ли....
Но, всё же, нельзя отождествлять ум с телом, по Д. Шаменкову - ОС с пользователем.
Активный участник
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 20:53
Сообщений: 664
Откуда: Нижний Новгород
ваш вопрос вне моего разумения. Раскройтесь из скобок, плиз =)
ОТ того обладает ли "душой" или нет человек отражается на его социокультурной парадигме. Это уже иной уровень организации - телесность. Организация жизненного пространства. Что и иной раз мы пальпируем. Оцениваем осанку и перемещения.
Эксперт
Зарегистрирован: 22 фев 2008, 15:06
Сообщений: 6731
Откуда: Казань
Volod_ya
Я понял ваш вопрос... На видео Д. Шаменкова ответ на ваш вопрос есть. Этот ответ называется Доверие к Жизни.
Активный участник
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 20:53
Сообщений: 664
Откуда: Нижний Новгород
"Don't Worry, Be Happy."
Бобби Макферрин впервые увидел эту фразу на плакате, будучи в гостях. Фраза "Не переживай, будь счастлив" -- один из слоганов движения индийского философа Мехер Баба. Философ был очень популярен на западе в шестидесятых. В частности, прославился тем, что большую часть жизни держал обет молчания. Его жизнь и идеи вдохновили группу The Who на создание рок-оперы Tommy.
Лозунг, ставший основой песни Макферрина часто печатался в те годы на плакатах, которые распространяли его последователи.
И среди последователей этой философии мы сможем отличить работягу от офисного сотрудника на ощупь. Сельского жителя от всецело городского. Спортсмена от детренированного организма. Зуфара от от остальных. (Здесь юмор)
Человек бежал, споткнулся, не успел сгруппировался, растянулся.
По прошествии, времени пришел к вам.
У вас мысленный анализ:
- Был в этот момент шибко увлечен.
- Убегал, либо догонял.
- Блин, на спортсмена он не похож...
Но, своими руками, освобождаете от гнета переживаний, без относительно различных раскладов субъекта по жизни...
Активный участник
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 20:53
Сообщений: 664
Откуда: Нижний Новгород
Индифферентность.
В сущности употребляется как синоним нейтральности. Индифферентный стимул – тот, который не вызывает условную реакцию: он нейтрален по отношению к условной реакции. Состояние индифферентности (безразличия) – это когда индивид не имеет никаких предпочтений между альтернативными выборами или направлениями действия. Индифферентная точка – значение на некотором континууме или измерении, которое представляет нейтральность.
Значение
свойство или состояние по значению прил. индифферентный, безразличное отношение к чему-либо.
? Зина мне в этот свой приезд не понравилась. Во-первых, очень подурнела и погрубела. Во-вторых (это пожалуй надо было поставить «во-первых»), очень была со мной холодна. И даже подчёркивала свою индиффере?нтность к моей персоне и всему? моему быту. Тэффи, «Собака (Рассказ незнакомки)», 1910 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова, см. Список литературы) ? Затем я нахожу, что поцелуй более соответствует своей идее, если мужчина целует девушку, нежели наоборот. Там, где с течением времени вырабатывается индиффере?нтность в этом отношении, поцелуй теряет свое настоящее значение. Сёрен Кьеркегор, «Дневник обольстителя: Роман» (перевод Петра Ганзена), 1885 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова, см. Список литературы) ? Лейкоциты проявляют полную индиффере?нтность по отношению к развивающемуся мицелию. И. И. Мечников, «Лекции о сравнительной патологии воспаления», 1892 г. (цитата из Национального корпуса русского языка...)
Эксперт
Зарегистрирован: 14 апр 2007, 22:16
Сообщений: 1242
Откуда: Новосибирск
Немного продолжим.
Замечаете, коллега, как странно ведут себя собеседники? Я упоминаю, что в обязательной программе медвуза физиологии систем пока (ПОКА) нету. Что основой здоровья (по Шаменкову, является разотождествление себя лично от той системы, которая безукоризненно функционирует сама по себе. Особенно, если ей не мешать. О том, что ключом к этому является некое дыхательное упражнение.
Вместо того, чтобы оценить перспективы данного выступления для себя лично, для медицины в целом, для медицинского образования, те свободно помыслить о возможностях этих выступлений (О, новое в науке! Может и не новое вообще, но на уровне экспериментальной и доказательной медицины, если работы продолжатся, то появится система повторяемости работы с оздоровлением физиологии до нормальных цифр, а значит, это приведет к официальному разрешению и научному физиологическому обоснованию тех методов, которые сейчас использует остеопатическая практика, , кстати, лично Зуфар!), коллеги упорно защищают свой мир, свои привычные картины мира...
"Ничто не ново под луной! Есть куча выступлений на эту тему. Есть мега курсы, где все это проходят. А я уже все это знал. А в спорте или стрессе так на каждом шагу...
Вообще то, я говорил не о том, что это новье новое, а о том, что этого нет повсеместно. А нормально развивающийся специалист, таки да, находит и выходит на подобную информацию.
Скажите мне коллеги, вы заметили, что в лекции упоминались увеличения скорости приживления тканей? И, если вспомогательная физиотерапия используется в виде лечебной физкультуре, то благодаря именно таким работам, впоследствии (как мне кажется и надеется), дыхательные упражнения станут основой этой физкультуры. Даже там, где человек делать вообще ничего не способен, практически постреанимационные или реанимационные. И тот же Дорсал, который использует в своей работе дыхательные упражнения уже с полным правом будет ссылаться на работы доказательных физиологов, а не на чьи-то труды по йоге, делая вид, что они тут как бы и не стояли рядом.
Теперь про спорт... про стрессы... Ух, ты! Да вы что!!! Это ж надо!!! А вот как бы мне такую работоспособность то повторить? И вот тут то и встанет вопрос именно в нахождении повторяемых алгоритмов, которые на данный момент научно не подкреплены, не доказательны.
Ну и снова фишка. Самое последняя часть выступления Шаменкова напрямую доказывает (в рамках того выступления), что в акте "прямой передачи" мастеров рейки и тому подобных систем нет ничего мистического. Ибо возможно к доказательству и воспроизводимости. Хотя, тут надо прямо полнее взаимодействовать с данным ученым, чтобы узнать, доказано ли все это, возможна ли повторяемость и тп. Если да, то разговоры об открытиях чакр на уровне обучения становятся не такими уж беспочвенными.
Снова мы о дисфункции. Она способна "захватить" внимание, и стягивать его на себя, вовнутрь. А одним из признаков здоровья, как описывал Доктор, является расширение, сиречь движение наружу... Вывод?
Пичалька...
Я еще и про сигналы снова позже поговорю. Тему про вектора сильно почистили, но был там заворот в евросоюз и что все станет ужасно страшно...