Текущее время: 19 июн 2025, 00:25

Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 10:32

Не знаю,во всех случаях острый отит квалифицируется как ветер-жар в каналах ЖП-ТО,именно поэтому все главные точки для лечения отита-ветра-жара в Шао-Ян находятся на каналах ЖП и ТО,а вот хроническое течение отита - сырость-жар в печени и ЖП,насчет почек,то как правило экссудат без цвета и запаха и часто наблюдается у пожилых при пустом огне почек,есть также возможность на фоне недостаточности селезенки,но в этом случае как и при пустом огне почек не будет боли и экссудат будет чистый...
Почки и МП отнорсятся к ушам больше как слух и такие проявления как звон в ушах,гул и т.д.,который может быть и при жаре в печени и ЖП...ИМХО...
А насчет цистита - так это как правило сырость-жар на фоне наружной сырости-жара и сырости,которая при проникновении внутрь воспламеняется,или это на фоне внутренней сырости организма,насчет а/б,я думаю это связано с ЖКТ,так как а/б с точки зрения ТКМ убивают желудок...

Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 11:40

Для Егора.

ЦЗЮАНЬ ДЕВЯТЫЙ

31. Рассуждение о жаре

— Теперь поговорим о болезнях, связанных с жаром. Все они относятся к типу болезней, которые вызваны в результате вредного воздействия холода на организм. В этом случае больной может выздороветь, а может и умереть. Смерть может наступить в течение шести-семи дней, а выздоровление наступает не более чем через 10 дней. В чем тут причина? Не знаю объяснения этим срокам, и хотелось бы услышать толкование.

Ци-Бо говорит в ответ:
— Меридиан сверх-ян [V,1G] управляет всей субстанцией ян в организме, и его ответвление соединяется с точкой фэн-фу [VG 15], потому через него и происходит контроль всего дыхания-ци субстанции ян. Когда человеку наносит урон холод, то болезнь характеризуется жаром, и хотя жар может быть сильным, однако больной не умирает (потому что поражен холодом только поверхностный уровень). Если же оба уровня (поверхностный и внутренний) повреждаются холодом, тогда в случае болезни смерти уже не избежать.

— Хочу знать, какими признаками характеризуется данное заболевание.

— В первый день после воздействия вредоносного холода, шан-хань, болезнь воспринимается меридианом сверх-ян V,IG, потому больной ощущает боль в области головы и шеи, напряжение позвоночника в области поясницы.
На второй день болезнь переходит в меридиан светлый ян. Меридиан светлый ян [Е,G1] контролирует мышцы, и канал этого меридиана проходит около носа, так что его ответвление соединяется с глазами. Потому при заболевании данного меридиана у больного тело охватывает жар, ощущается боль в глазах и сухость в носу, в результате чего больной не может заснуть.
На третий день болезнь воспринимается меридианом малый ян [VВ,ТR]. Он управляет костями, а канал этого меридиана проходит по боковой части туловища, так что ответвление его соединяется с ухом. Поэтому при его заболевании ощущается боль в боковой области грудной клетки, кроме того, ухудшается слух.
Каналы и меридианы всех трех разновидностей субстанции ян подвергаются воздействию данного заболевания, однако если болезнь не проникла собственно в органы-цзан, тогда ее можно вылечить посредством стимуляции выделения пота.
На четвертый день болезнь воспринимается меридианом сверх-инь [RР,Р]. Канал меридиана сверх-инь [RР,Р] распространяется в желудке, а ответвление его уходит в горло, поэтому, когда пучит живот, ощущается сухость в горле.
На пятый день болезнь воспринимается меридианом малый инь [R,С]. Канал меридиана малый инь [R,С] проходит сквозь легкие, а ответвление его соединяется с почками, оно также соединяется с основанием языка, потому при данном заболевании во рту печет, язык сухой и ощущается жажда.
На шестой день болезнь воспринимается меридианом недостаточный инь [F,МС]. Канал меридиана недостаточный инь проходит около половых органов и соединяется с печенью, и поэтому при данном заболевании ощущается жар, наполнение, сокращается мошонка.
Таким образом болезнь проходит через три разновидности субстанции ян, три разновидности субстанции инь, и пять органов -цзан и шесть органов-фу воспринимают заболевание. Перестают осуществляться охранительная и питательная функции ин и вэй, и если к тому же нарушается проходимость пята органов-цзан, тогда наступает смерть.
Если в результате болезни холод не поражает своим воздействием субстанции инь и ян, тогда
на седьмой день болезнь передается в меридиан сверх-ян [V,1G] и болезненный процесс идет на убыль, так что уменьшается головная боль.
На восьмой день болезнь идет на убыль в меридиане светлый ян [Е,G1], в результате чего немного уменьшается жар.
На девятый день болезнь идет на убыль в меридиане малый ян [VВ,ТR], в результате чего немного улучшается слух.
На десятый день болезнь идет на убыль в меридиане сверх-инь [RР,Р], в результате чего проходит вздутие живота, и потому к больному возвращается аппетит.
На одиннадцатый день болезнь идет на убыль в меридиане малый инь [R,С], в результате чего прекращается жажда и наполнение, исчезает ощущение сухости языка, больной начинает чихать.
На двенадцатый день болезнь идет на убыль в меридиане недостаточный инь [F,МС], в результате чего опускается мошонка и нижняя часть живота. Таким образом выходит основное болезнетворное дыхание-ци, то есть дни болезни истекают.

— Каким образом следует лечить данное заболевание?

— Для лечения данного заболевания следует добиваться восстановления проходимости канала каждого органа-цзан, в результате чего по истечении должного количества дней болезнь пройдет сама. Если еще не прошло три дня, тогда можно стимулировать выделение пота, в результате чего болезнь должна пройти. Если три дня уже прошло, тогда следует применять метод опорожнения.

— Бывает так, что болезнь, связанная с синдромом жара, уже прошла, но время от времени возникают острые остаточные явления. В чем здесь причина?

— Если возникают остаточные явления, то причина заключается в том, что в период максимального действия синдрома жара больной ел слишком много пищи, а потому в организме затаились патогенные факторы. Если имеет место такая ситуация, тогда болезнь в основном идет на убыль, однако в организме сохраняется жар, и так как дыхание-ци, связанное с питанием, становится в это время слабым, две разновидности жара соединяются, и возникают остаточные явления.

— Хорошо. А каким образом следует лечить подобные остаточные явления?

— Следует изучить положение дел с опустошением и наполнением, и в зависимости от этого нужно регулировать правильное и обратное движения дыхания-ци в каналах меридианах. В результате осуществления вышеописанных мер можно вылечить заболевание.

— При заболеваниях, связанных с жаром, от чего следует воздерживаться?

— Если больному стало немного лучше при заболевании, связанном с жаром, и он начинает есть мясо, тогда болезнь опять возвращается. Если больной ест слишком много, тогда будут возникать остаточные явления. Так что вышеуказанных явлений следует избегать.

— Если при заболевании холод поражает и субстанцию инь и субстанцию ян, в результате чего реагируют соответствующие пульсы, тогда какими будут диагностические признаки болезни?

— Если холод одновременно поражает субстанцию инь и субстанцию ян, тогда в первый день болезни одновременно реагируют меридианы сверх-ян V, IG и малый инь [R,С], а потому у больного наблюдается головная боль, сухость во рту, а также внутренний жар и наполнение.
На второй день болезнь одновременно воздействует на меридиан светлый ян [Е,G1] и сверх-инь [RР,Р], а потому у больного наблюдается отечность, тело охватывает жар, больной теряет аппетит, бредит.
На третий день болезнь одновременно поражает меридиан малый ян [VВ,ТR] и недостаточный инь, в результате чего у больного происходит ухудшение слуха, втягивается мошонка, нарушается циркуляция крови и дыхания-ци в конечностях. Если болезнь развивается дальше, то больной теряет возможность принимать даже жидкую пищу, перестает узнавать людей, и в результате на шестой день наступает смерть.

— Вот если у больного уже поражены пять органов -цзан, нарушается проходимость шести органов-фу, перестают действовать питательная и охранительная функции организма, то почему больной, до того как наступает смерть, проживает еще три дня?

— светлый ян [Е,G1] является предводителем всех 12 каналов меридианов, и когда в этом меридиане кровь и дыхание-ци действуют в полную силу, тогда больной перестает узнавать людей. Через три дня дыхание-ци в меридиане истощается, и в результате наступает смерть.
Когда патогенный холод поражает организм и наступает болезнь, связанная с повышением температуры (вэнь-бин), если болезнь начинается до лешего солнцестояния, то происходит незначительное повышение температуры. Если же болезнь начинается после лешего солнцестояния, тогда у больного поднимается очень сильный жар. Если при сильном жаре выделяется пот, то вместе с этим может уши и сама болезнь, а потому при выделении пота не следует принимать мер по его прекращению.






32. Методы укалывания при заболеваниях жара

При заболеваниях, связанных с жаром печени, у больного сначала желтеет моча, затем возникают боли в животе, появляется сонливость, тело становится горячим.
Если организм борется с жаром, тогда больной начинает бредить, его обуревают страхи, в боковой области появляется отечность, возникают боли, руки и ноги начинают дергаться, он не может спать спокойно. В дни под знаками ГЗН и СИНЬ десятичного цикла болезнь обостряется, а в дни под знаками ЦЗЯ и И происходит сильное выделение пота.
Если нарушается движение дыхания-ци, тогда в дни под знаками ГЗН и СИНЬ наступает смерть. Следует колоть точки меридианов недостаточный инь на ноге и малый ян на ноге. Если нарушается правильное движение дыхания-ци, тогда у больного возникает головная боль и головокружение. Это связано с тем, что жар поднимается вверх и резко ударяет в голову.
При заболеваниях, которые возникают в результате воздействия жара сердца, сначала у больного ухудшается настроение, а через несколько дней появляется жар. Когда жар обостряется, в сердце возникают сильные боли, появляются томительные ощущения, больного начинает подташнивать, возникает головная боль, лицо становится красным, при этом выделяется пот. Болезнь обостряется в дни под знаками ЖЭНЬ и ГУИ, а в дни под знаками БИН и ДИН начинается обильное выделение пота. Если нарушается правильное движение дыхания-ци, тогда в дни под знаками ЖЗНЬ и ГУИ наступает смерть. В случае подобного заболевания следует колоть точки малый инь на руке и сверх-ян [1С] на руке.
При заболеваниях, связанных с возникновением жара в селезенке, сначала больной начинает ощущать тяжесть в голове, затем у него появляется боль в области шеи, начинается тошнота, тело становится горячим. Если жар обостряется, тогда появляется боль в области поясницы, так что больной не может нагнуться ни вперед, ни назад, у него появляется вздутие живота, понос, болят обе челюсти. Болезнь обостряется в дни под знаками ЦЗЯ и И, а в дни под знаками У и ЦЗИ происходит сильное выделение пота. Если нарушается правильное дыхание-ци, тогда в дни под знаками ЦЗЯ и И наступает смерть. При данном заболевании следует колоть меридианы сверх-инь [КР] на ноге и светлый ян на ноге.
При заболеваниях, которые связаны с возникновением жара в легких, сначала больной чувствует холод на поверхности тела, а в связи с нарушением циркуляции крови и дыхания холодеют конечно ста, волосы на коже становятся дыбом. Больному становятся очень неприятны ветер и холод, на языке появляется желтый налет, тело становится горячим. Когда жар обостряется, у больного затрудняется дыхание, возникает кашель, а при ходьбе возникают боли, которые распространяются в область грудной клетки и спины. Больной не может дышать полной грудью, появляется невыносимая головная боль. Когда выделяется пот, больной мерзнет. Болезнь обостряется под знаками БИН и ДИН. А в дни под знаками ГЗН и СИНЬ сильно выделяется пот. Если нарушается правильное движение дыхания-ци, тогда в дни под знаками БИН и ДИН больной умирает. При данном заболевании следует колоть точки меридианов сверх-инь [Р] на руке и светлый ян [01] на руке. Когда при укалывании после удаления иглы из точки вытекает капля крови величиной с фасолину, болезнь тут же проходит.
При заболеваниях, которые связаны с возникновением жара в почках, у больного сначала болит поясница, ломит голени, во рту появляется ощущение горечи и жажды, больной много пьет, тело становится горячим. Если жар обостряется, появляется боль и напряжение в области шеи, голени становятся холодными, в них появляется сильная ломота, подошвы у больного горят, ему не хочется разговаривать.
Если нарушается правильное движение дыхания-ци, тогда появляется боль в области шеи, головокружение, нарушается координация движений. Болезнь обостряется в дни под знаками У и ЦЗИ, а в дни под знаками ЖЗНЬ и ГУИ происходит сильное выделение пота. Если нарушается правильное движение дыхания-ци, тогда в дни под знаками У и ЦЗИ наступает смерть. При данной болезни следует колоть точки меридианов малый инь и сверх-ян [V] на ноге.
При заболеваниях, которые связаны с возникновением жара в печени, сначала у больного краснеет левая щека. При заболеваниях, связанных с возникновением жара в сердце, краснота появляется сначала в области лба. При заболеваниях, которые связаны с возникновением жара в селезенке, краснота появляется сначала в области носа. При заболеваниях, связанных с возникновением жара в легких, краснота появляется сначала на правой щеке. При заболеваниях, которые связаны с возникновением жара в почках, краснота сначала появляется в нижней часта щеки в области челюсти.
Хотя болезнь еще и не выходит на поверхность, тем не менее, если замечаешь возникновение красноты на соответствующих участках лица, следует сразу же проводить укалывание. Такой прием называется лечением заболевания, когда болезнь еще не наступила. Если заболевания, связанные с синдромом жара, начинаются с определенных участков лица, тогда выздоровление наступает в дни, соответствующие расцвету стихий, определяющих функционирование конкретных органов.
Если при иглоукалывании ошибочно применяешь противоположную методику, тогда болезнь проходит лишь после того, как сделает три полных цикла развития в организме. Если происходит вторичное ошибочное нарушение движения дыхания ни , это приводит к смерти больного. Что касается выделения пота в связи с локализацией болезни в определенных органах, то выделение происходит в дни, соответствующие расцвету соответствующих стихий.
Когда лечишь болезни, связанные с возникновением жара, укалывание следует производить после того, как больной выпьет прохладного питья. Кроме того, одежда на больном должна быть такая, чтобы давала доступ холоду. Поместить больного также следует в прохладном месте, и после того как тело у больного станет холодным, больной выздоровеет.
При заболеваниях, связанных с возникновением жара, сначала возникают болезненные ощущения в боковой области грудной клетки, затем начинают дергаться руки и ноги. В этом случае следует колоть точки меридиана малый ян VB на ноге и восполнять точки меридиана сверх-инь [RР] на ноге. Если болезнь обостряется, следует проводить укалывание пятидесяти точек.
Если болезнь, связанная с возникновением жара, начинается с ощущения боли в руках и предплечьях, тогда следует колоть точки меридианов светлый ян E на руке и сверх-инь [Р] на руке. И когда начнет выходить пот, болезнь прекратится. Если болезнь, связанная с синдромом жара, начинается с головы, тогда следует колоть точки меридиана сверх-ян V, IG в области шеи, в результате чего начнется выделение пота и болезнь прекратится.
Если болезнь, связанная с возникновением жара, начинается в области стоп и голеней, следует колоть точки меридиана светлый ян [Е] на ноге, в результате чего начнется выделение пота и болезнь прекратится. Если при болезни, связанной с возникновением жара, сначала тяжелеет тело и появляется боль в костях, ухудшается слух и затуманивается сознание, то в этом случае следует колоть точки меридиана малый инь на [К] ноге. Если состояние обостряется, тогда следует произвести укалывание 59 точек.
Если при болезни, связанной с синдромом жара, сначала ухудшается зрение, возникает головокружение, а потом появляется жар, возникает ощущение распирания в боковой части грудной клетки, тогда следует колоть точки меридианов малый инь на [R] ноге и малый ян [VВ] на ноге.
Если при заболевании канала меридиана сверх-ян р V, IG красный цвет появляется на щеках под глазами, то эта болезнь связана с жаром. Если цвет свежий, с глянцем, это значит, что заболевание неглубокое, и поэтому можно ждать, когда начнется выделение пота, так как в час, соответствующий расцвету стихии, болезнь должна пройти. Если в этой же области одновременно проявляется цвет, который соответствует меридиану недостаточный инь, это значит, что происходит борьба между стихиями дерева и воды, и если дерево победит воду, через три дня наступит смерть.
Эта болезнь связана с синдромом жара, а внутри организма она связана с почками, потому наблюдается цвет, который соответствует каналу меридиана малый ян VВ, TR. При заболевании меридиана малый ян VB, TR красный цвет проявляется в передней области щек. Если цвет не поблекший, значит можно ждать естественного выделения пота, так как в результате расцвета соответствующей стихии болезнь пройдет сама.
Если одновременно наблюдается цвет, соответствующий меридиану малый инь [R][С], значит происходит борьба между противоположными стихиями, и в случае преодоления смерть наступит не позже, чем через три дня.
Точки выхода на поверхность дыхания-ци, которые применяются для лечения болезней жара: точка, расположенная в промежутке между позвонками, под третьим позвонком, применяется для лечения жара в грудной клетке; точка, расположенная между позвонками под четвертым позвонком, применяется для лечения жара внутри диафрагмы; точка, расположенная в промежутке между позвонками под пятым позвонком, применяется для лечения жара печени; точка, расположенная в промежутке между позвонками под шестым позвонком, применяется для лечения жара селезенки; точка, расположенная в промежутке между позвонками под седьмым позвонком, применяется для лечения жара почек. Следует также колоть точку, расположенную на окончании копчиковой кости. На шее следует попадать в ямку, расположенную на третьем позвонке.
Если цвет распространяется от нижней челюсти вверх на щеку, то это свидетельствует о сильном расстройстве кишечника. Если красный цвет появляется в области нижней челюсти, это значит, что болезнь характеризуется распиранием грудной клетки. Если красный цвет появляется в задней области челюстной кости, это значит, что боль локализуется в боку. Если красный цвет появляется на щеке, это значит, что болезнь располагается в области диафрагм







33. Рассуждение о заболеваниях жара


Император Хуан-Ди спрашивает:

— Если болезнь связана с повышением температуры, у больного выделяется пот, а после выделения пота опять возникает жар. Если при этом пульс подвижный и резкий, и болезнь с выделением пота не только не идет на убыль, но наоборот, больной начинает бредить, у него полностью пропадает аппетит, то как называется подобное заболевание?

Ци-Бо отвечает:
— Эта болезнь называется соединением субстанций инь и ян, и данный синдром предвещает смерть.

— Хотел бы послушать объяснение этой болезни.

— Пот, который выделяется из человека, образуется из пищи, а пища рождается посредством семени-цзин. В данном случае патогенное дыхание-ци вступает в борьбу в области костей и мышц, в результате чего происходит выделение пота. При этом патогенные факторы могут отступить, тогда семя-цзин побеждает. И если семя-цзин побеждает, то у больного появляется аппетит, а жар не возобновляется. Возобновление жара является признаком действия патогенного дыхания-ци.
Пот представляет собой дыхание-ци семени-цзин. И если пот выходит, а жар по-прежнему сохраняется, это значит, что возобладали патогенные факторы. Если больной не способен принимать пищу, это значит, что семя-цзин не восполняется. В результате болезнь затаивается в организме и представляет опасность для жизни человека, которая может прерваться ранее положенного срока.
В трактате «Рассуждение о жаре» говорится: «Если пот выходит, а пульс остается подвижным и наполненным, значит наступит смерть. Если наблюдаемый пульс не связан с выделением пота, это значит, что здоровые силы не способны преодолеть болезнь, так что очевиден летальный исход. Если больной начинает бредить, значит теряется контроль над эмоциональными устремлениями, а это также свидетельствует о смертельном исходе». Таким образом описываются три типа ситуации, которые приводят к смертельному исходу. Ни в одном случае больной не выздоравливает. Даже если состояние больного временно улучшается, он, тем не менее, умирает.
— Существует болезнь, при которой у больного горячее тело, выделяется пот, состояние томительное и гнетущее, и в результате выделения пота гнетущее и томительное состояние не проходит. Что это за болезнь?
— Когда выделяется пот, а тело горячее, это значит, что у больного синдром ветра. Если пот вышел, но при этом не проходит гнетущее томительное состояние, это значит, что у больного недостаточность-цзюэ. Так что данная болезнь именуется недостаточностью-цзюэ при синдроме ветра.

— Прошу Вас подробнее рассказать мне об этом.

— Меридиан сверх-ян V, IG контролирует дыхание-ци, а потому он в первую очередь подвергается воздействию патогенных факторов.
Меридиан малый инь R,С и меридиан сверх-ян представляют собой поверхностный и внутренний уровни относительно друг друга.
Когда из меридиана сверх-ян V,IG патогенный фактор попадает в меридиан малый инь [R][С], он действует таким образом, что дыхание-ци меридиана малый инь R,С перестает правильно двигаться вверх, и в результате образуется недостаточность-цзюэ, которая характеризуется нарушением циркуляции в конечностях.

— Каким образом следует лечить данное заболевание?

— Нужно колоть точки и поверхностного и внутреннего меридианов. Кроме того, следует принимать лекарства-отвары.

— Когда в результате переутомления организм подвергается воздействию ветра, какая болезнь при этом возникает?

— При переутомлении синдром ветра возникает обычно в области, расположенной ниже легких. В результате появляется заболевание, при котором шея и голова больного напрягаются, тянутся вверх, наблюдается помутнение зрения, тошнота, выделяется слизь. Больной боится ветра, дрожит от холода. Такова ситуация, когда человек заболевает в результате воздействия ветра при переутомлении.

— Каким образом следует лечить это заболевание?
— Каким образом следует лечить это заболевание?

— Сначала следует лечить нарушение двигательной функции шеи, из-за которого голова находится в фиксированном положении. В молодом возрасте меридиан сверх-ян V, IG способен извлечь семя-цзин из почек в течение трех дней, в результате чего наступает выздоровление.
В среднем возрасте на это требуется пять дней.
В пожилом возрасте, когда семени-цзин уже недостаточно, требуется семь дней, после чего больной начинает выздоравливать.
Когда больной выздоравливает, при кашле выделяется слизь синеватого цвета, которая по своей консистенции похожа на гной. Она выходит сгустками величиной с пилюлю, как изо рта, так и из носа. Если слизь не выделяется, то она начинает разрушать легкие, в результате чего наступает смерть.

— Если у больного ветер поражает почки, вследствие чего на лице и под глазами появляются отеки, нарушается речь, можно ли в этом случае применять укалывание для лечения болезни?

— Если наблюдается опустошение, тогда не следует применять укалывание, так как если применить укалывание, когда это не следует делать, то можно повредить истинное дыхание-ци, и потому через пять дней болезненное дыхание-ци возвратится с новой силой.

— А что будет, если это случится?

— Если это произойдет, больной будет временно ощущать недостаток дыхания-ци, у него будет появляться жар. Жар при этом распространяется с области грудной клетки и спины вверх к голове. Выделяется пот, руки больного, как правило, горячие, во рту сухость, ощущение горечи и жажда, моча желтого цвета, под глазами появляются мешки, в животе урчит, тело тяжелое, движения затруднены.
У женщин нарушается менструальный цикл, состояние томительное, аппетита нет. Больной не может нормально лежать ни на спине, ни на животе. Если он ложится, его начинает мучить сильный кашель. Эта болезнь называется действием стихии воды в результате попадания ветра. Она описывается в тексте «Цэ-фа», или «Методы укалывания».

— Хочу услышать разъяснение этого.

— Когда патогенные факторы скапливаются в организме, истощается дыхание-ци. А когда происходит опустошение субстанции инь, субстанция ян должна концентрировать, накапливать ее. Потому больной ощущает недостаток дыхания-ци, часто поднимается температура и выделяется пот. Моча у больного желтого цвета потому, что жар скапливается в нижней части живота. Он не может нормально лежать, потому что желудок у него тоже в плохом состоянии. Если он ложится, то начинается кашель, и это связано с тем, что в верхней части оказывается давление на легкие. Во всех случаях, когда действует дыхание-ци стихии воды, в первую очередь небольшие отеки появляются под глазами.

— А почему так происходит?

— Стихия воды — это субстанция инь, область под глазами также соотносится с субстанцией инь, а живот — это место обитания крайнего выражения субстанции инь. Потому, если вода скапливается в животе, то это сразу же приводит к образованию отеков под глазами. Нарушается беспрепятственное движение здорового дыхания чжэнь-ци по направлению вверх, а потом во рту возникает ощущение горечи, язык становится сухим. Больной не может спать, потому что как только он ложится, начинается кашель и откашливается чистая вода. Это происходит из-за того, что при заболеваниях, связанных со стихией воды, возникает тревожное состояние, а в результате этого и начинается сильный кашель.
Во время такой болезни урчит в животе, потому что корень этого заболевания находится в желудке. На селезенку давит вода, и в результате у больного появляется томительное состояние, так как пища не проходит вниз в связи с тем, что пищеприемник желудка перекрыт. Тело у больного тяжелое и движения затруднены, так как канал желудка проходит по ногам. Менструальный цикл нарушается потому, что перекрывается канал матки. Канал матки — это меридиан сердца, ответвление-л о которого проходит в матке, а так как в верхней части организма дыхание-ци давит на легкие, то дыхание-ци сердца не может проходить вниз, в результате чего и нарушается менструальный цикл.

— Хорошо объяснили.


Если хочешь рассмешить господа, расскажи ему о своих планах: потому как умного судьба ведет, а дурака тащит.


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 14:52

Ну так значит я прав кажись...Вот только на практике патоген может гулять по меридианам в любом направлении,это уже от организма зависит...ИМХО...
Марек,Вы описали патогенез 6 стадий,а еще можно взглянуть на патогенез 4 стадий...
Вот только когда патоген в Шао-Ян - он наполовину снаружи-наполовину внутри получается,поэтому его можно рассматривать с двух сторон: с 6 стадий и с 4-х,ведт после проникновения в организм холода образуется жар - полный жар внутри...

Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 16:27

marek, когда вы успеваете еще и работать? :o


Создавать не ради обладания, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 17:59

Егор, это переводил Виногродский. У меня все в компьютере. В Су вэнь и Линь шу - вопросы жара, холода, ветра, заболеваний, лечения и многое другое ПОНЯТНО расписаны. Мне ПРОЩЕ вам скинуть эти книги, а вы найдете, что вас интересует.
Я лет 5-6 назад работал с этими текстами, и мои комментарии и схемы в них остались, на что-то сейчас взгляды изменились, на что-то нет. Но в любом случае, они вам помогут.
Как сказал один мудрый человек, эти 2 книги - Су вэнь и Линь шу, на которые ВСЕ И ВЕЗДЕ ссылаются в своих публикациях, на самом деле ОЧЕНЬ краткое изложение древнекитайской медицины, их базовых теорий. Это как *качественная шпаргалка к экзамену*, но это даст вам ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о данном мировоззрении, и дальше будет легче учиться.

Игорь, у меня частный прием в доме, пациенты разбросаны с 10 утра до 21 вечера с перерывами.
Все приходям на конкретное время по записи на телефон. Здесь так принято. Никто в дверь не ломится, только телефон.


Если хочешь рассмешить господа, расскажи ему о своих планах: потому как умного судьба ведет, а дурака тащит.


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 19:35

Марек,ну а а ваше личное мнение на данный случай?

Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:01

marek

Цитата:
Игорь, у меня частный прием в доме, пациенты разбросаны с 10 утра до 21 вечера с перерывами.
Все приходям на конкретное время по записи на телефон. Здесь так принято.


По-доброму завидую.
Ушел с клиники.
Подыскиваю кабинет, чтобы... "горбатиться" на аренду. :mrgreen:

Создавать не ради обладания, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:30

Егор.

даю два выражения.
1. Вода подавляет огонь
2. Огонь подавляется водой
Скажите, равнозначные ли эти понятия.

Игорь, а у меня прием в своем доме, и никакой аренды.


Если хочешь рассмешить господа, расскажи ему о своих планах: потому как умного судьба ведет, а дурака тащит.


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:41

marek писал(а):
даю два выражения.
1. Вода подавляет огонь
2. Огонь подавляется водой
Скажите, равнозначные ли эти понятия.

Долго думал...с моей точки зрения равнозначные,что пнем об сову,что совой об пень,но судя по вашему вопросу где то есть подвох и это не так...

Последний раз редактировалось Егор 18 янв 2011, 20:46, всего редактировалось 1 раз.

Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:42

Игорь Борейченко писал(а):
Подыскиваю кабинет, чтобы... "горбатиться" на аренду.

Кстати,и для меня это не праздный интерес,а как собираетесь легализоваться?ИП делать?

Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:42

marek

Цитата:
Игорь, а у меня прием в своем доме, и никакой аренды.


Посему и завидую по-хорошему. :grin:
Дело за малым - купить дом! %)

Создавать не ради обладания, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:46

Егор

Цитата:
Кстати,и для меня это не праздный интерес,а как собираетесь легализоваться?ИП делать?


Не портьте настроение перед праздником... :mrgreen:
Вы нырять собираетесь? :Search:

Создавать не ради обладания, Творить не ради славы, Править не ради власти, Вот что зовут глубочайшей чистотой - ДЭ. (Дао Дэ Цзин)


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 20:47

Игорь Борейченко писал(а):
Не портьте настроение перед праздником...
Вы нырять собираетесь?

Почему портить настроение?Мне это рано или поздно тоже придется делать...

Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 22:24

Егору.

Задал этот вопрос, потому что вы сказали -*.Вот только на практике патоген может гулять по меридианам в любом направлении, это уже от организма зависит..*-

в ДКМ никакого своеволия нет, все имеет причину и следствие. Мой вопрос напрямую относится к теории 5 вращений. В европейской ТКМ имеете только два принципа взаимоотношений между стихиями:
1. принцип порождения, или положительная связь.
2. принцип подавления, или деструктивная связь.
Именно поэтому вы и признали 2 вопроса равнозначными.
А на самом деле существует , как минимум, ЧЕТЫРЕ принципа взаимоотношений между стихиями.

1. порождение по ходу потока – это вода порождает дерево, направление вращения ци от воды к дереву.
2. порождение против потока - это когда дерево порождается водой, направление вращения ци от дерева к воде.
3. подавление по ходу потока, это вода подавляет огонь, направление вращения ци от воды к огню.
4. подавление против потока – это когда огонь подавляется водой, направление вращения ци от огня к воде.

Эти 4 принципа также четко отражены в пульсе, в переводе канона скоро об этом будет.
Есть еще варианты с вращениями внуки.
так что патоген не гуляет сам по себе, это просто в евроТКМ рассматривают только ЧАСТЬ от ЦЕЛОГО, и на основании этой части строят свои теории.
Поэтому мне не понятен ваш пример и вопрос с отитом. ДКМ синдромальная, вначале описываются симптомы, которые связываются в синдромы. Но диагнозов, в европейском понятии, там НЕТ !!! Вы начинаете пример с уже ПОСТАВЛЕННОГО диагноза, и пытаетесь в него втиснуть синдромы, чтобы объединить ДВА ДИАГНОЗА. Это вне контекста ДКМ. У нас просто различный ход мышления.


Если хочешь рассмешить господа, расскажи ему о своих планах: потому как умного судьба ведет, а дурака тащит.


Не в сети Профиль  


Заголовок сообщения: Re: Вопросы к знатокам и любителям ТКМ

СообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 22:33

В продолжение прдидущего поста.

Даю еще главы из Линь шу.
глава о лихорадке будет интересна Игорю, так возникает после воздействия ветром.

34. Рассуждение о нарушениях взаимодействия


Хуан-Ди спрашивает:

— Когда в человеческом организме возникает не просто ощущение тепла или жара, а жар образуется внутри организма, в результате чего больной чувствует себя угнетенно, томительно, то каковы причины данного заболевания?

Ци-Бо отвечает:
— Когда в организме недостаточно дыхания-ци субстанции инь, и побеждает дыхание-ци субстанции ян, то образуется жар, появляются томление и наполнение.
— Если человеку становится холодно не потому, что у него мало одежды, и не потому, что дыхание-ци холода имеется внутри, а холод рождается изнутри, то какова причина этого явления?
— Это происходит потому, что в человеческом организме много застойного дыхания ци , дыхания-ци субстанции ян недостаточно, а дыхания-ци субстанции инь в избытке. В результате в организме рождается холод, как будто он распространяется из воды.

— Бывает, что у человека горячими становятся четыре конечности, и когда он сталкивается с ветром и холодом, то у него возникает ощущение, точно его огнем или углями обожгли. Какова причина этого явления?

— У такого человека в организме произошло опустошение субстанции инь, а субстанции ян в избытке. Четыре конечно ста соответствуют субстанции ян. Две разновидности субстанции ян соединяются друг с другом, а в результате опустошения дыхания ци субстанции инь недостаточно. Небольшое количество воды не способно уничтожить разгулявшуюся стихию огня, и потому субстанция ян самостоятельно управляет в организме. А так как она правит отдельно, она не способна расти и развиваться. Так как преобладает действие субстанции ян, действие организма является односторонним, потому, когда человек подвергается воздействию ветра, ему кажется, что его обожгли пламенем. Этот человек в дальнейшем будет худеть, а силы его будут истощаться.

— Бывает, что в организме возникает холод, больной пьет горячие отвары и не может согреться, кутается в теплые одежды, а ему не становится тепло. Однако он не боится холода, его не бьет озноб. Какова причина подобного заболевания?

— Обычно такой человек с рождения отличается сильным состоянием дыхания-ци почек, и профессия его может быть связана с водой. В результате дыхание-ци меридиана сверх-ян V, IG приходит в упадок, а жар почек истощается, высыхает и перестает восполняться. Так что одна стихия воды уже не способна преодолевать двойное действие стихии огня.
Почки — это орган стихии воды, они рождаются в костях. Если почки заболевают, то костный мозг перестает восполняться, потому и возникает ощущение холода, которое достигает костей. Однако больного при этом не бьет озноб, и причина заключается в том, что печень — это одинарная субстанция ян, а сердце — это двойная субстанция ян. Почки в одиночку действуют против двух органов, а одна стихия воды не способна преодолеть двойное действие стихии огня. Данная болезнь называется костным онемением, гу-би. При таком заболевании возникают также судороги в суставах.

— У некоторых людей на поверхности тела пропадает чувствительность, они надевают грубую одежду, но чувствительность по-прежнему не возвращается. Что это за болезнь?

— Питающее дыхание ин-ци опустошается, а охранительное дыхание вэй-ци наполняется. Если питательное дыхание ин-ци опустошается, тогда пропадает чувствительность тела. А если истощается охранительное дыхание вэй-ци, тогда теряется способность к движению. При опустошении и питательного и охранительного дыхания-ци тело одновременно теряет чувствительность и не может двигаться. В результате возникает названное состояние. Если при этом нарушается равновесие между организмом и эмоциональными устремлениями, то в результате наступает смерть.

— Когда в организме нарушается правильное движение дыхания-ци, то могут наблюдаться разные состояния. В одних случаях больной не способен лежать, и его дыхание становится шумным. В других он не может лежать, однако дыхание у него остается беззвучным. Бывает, что движется он так же, как и прежде, однако дышит при этом шумно. Иногда он может лежать и двигаться, однако при этом страдает от одышки. Бывает, что больной не способен лежать и двигаться, и при этом тоже страдает от одышки. Хотелось бы узнать, какие органы обуславливают подобные состояния, и каковы причины возникновения таких ситуаций?

— Когда больной не способен лежать, а дыхание у него становится шумным, это значит, что произошло нарушение движения дыхания-ци меридиана светлый ян [Е][G1]. В трех янских меридианах, расположенных на ногах, дыхание-ци движется по направлению вниз. В этом же случае движение нарушается, и дыхание-ци начинает двигаться вверх, а потому дыхание становится шумным.
Меридиан светлый ян [Е] представляет собой канал желудка. А желудок — это орган, который собирает, как море, дыхание-ци шеста органов-фу. Его дыхание-ци тоже движется вниз. И если дыхание-ци меридиана светлый ян [Е][GI] перестает двигаться в нормальном направлении и не может выполнять свои функции, тогда больной не может лежать. В трактате «Сян-цзин», или «Нижний канон», говорится: «Если желудок нездоров, тогда и сон становится беспокойным».
Когда же движения больного не меняются, а дыхание, тем не менее, становится шумным, это значит, что нарушается движение дыхания-ци в ответелении-ло канала легких. В результате нарушается нормальное сообщение в меридиане, потому образуется застой, и дыхание-ци не проходит в ответеление-ло. Однако болезнь ответе ления-ло проявляется не очень сильно, поэтому движения больного не нарушаются, а дыхание становится шумным.
Когда больной не может лежать, так как лежа у него затрудняется дыхание, это значит, что нарушается действие дыхания-ци стихии воды. Стихия воды представляет собой циркуляцию жидкостей в организме. Почки — это орган, который соответствует стихии воды. Они управляются жидкостями организма и контролируют лежачее положение и затруднения дыхания.
Император сказал:

— Хорошо




ЦЗЮАНЬ ДЕСЯТЫЙ


35. Рассуждение о лихорадке-нюэ


Император Хуан-Ди спрашивает:

— Лихорадка цзе-нюз всегда рождается в результате воздействия ветра, и хотелось бы знать, каковы закономерности возникновения и прекращения лихорадочных явлений?

— Лихорадка начинается с того, что патогенные факторы в первую очередь воздействуют на волосы на коже, которые в результате начинают топорщиться, поднимаются. Затем больной начинает дрожать от холода, его бьет сильный озноб, он стучит зубами, появляется боль в пояснице и позвоночнике. После того как холод отступает, начинает действовать жар, который появляется как внутри, так и на поверхности. Голова разламывается от невыносимой боли, мучает жажда, больной стремится пить холодное.

— Каковы причины возникновения подобного состояния? Хочу послушать объяснения.

— Субстанции инь и ян вверху и внизу вступают в борьбу друг с другом. Попеременно действуют факторы пустоты и наполненности, и субстанции инь и ян перемещаются друг относительно друга. Когда субстанция ян действует таким образом, что поддерживает субстанцию инь, происходит наполнение субстанции инь и опустошение субстанции ян.
Когда опустошается меридиан светлый ян E,GI, больной начинает дрожать от холопа и стучать зубами.
Когда опустошается меридиан сверх-ян V, IG, у больного начинают болеть поясница, спина, голова и шея.
Когда истощаются все три янских меридиана, тогда преобладает дыхание-ци субстанции инь.
Когда преобладает дыхание-ци субстанции инь, в костях образуется холод, они болят. Когда холод рождается внутри, то и внутри организма и на поверхности больной ощущает холод.
Если имеет место расцвет субстанции ян, то вовне действует жар.
Если происходит опустошение субстанции инь, то жар действует внутри.
Если жар действует одновременно внутри и вовне, то у больного наблюдается затрудненное дыхание, ощущается жажда, ему хочется пить холодное.
Эта болезнь возникает, если в течение лета жара поражает организм, в результате чего дыхание-ци жара становится сильным. Оно сохраняется внутри кожи, за пределами кишечника и желудка. В этом диапазоне действует питающее дыхание ин-ци. Так как в организме сохраняется жар, он приводит к раскрытию пор, через которые выходит пот, и все отверстия на коже раскрываются.
Когда наступает осень, дыхание-ци осени воздействует на организм, или же больной, вспотев, выходит на ветер, или же дыхание-ци стихии воды воздействует на него во время купания, и в результате оно также поселяется в пространстве кожного покрова и движется совместно с охранительным дыханием вэй-ци.
Охранительное дыхание вэй-ци днем движется в области субстанции ян, а ночью движется в области субстанции инь. Когда патогенное дыхание вместе с вэй-ци движется в области субстанции ян, оно выходит наружу, а вместе с субстанцией инь патогенное дыхание проникает вовнутрь. Субстанции инь и ян действуют внутри и вовне, борются друг с другом, и в результате каждый день случается приступ болезни.



— Хочу знать, по какой причине приступы лихорадки повторяются с интервалом в один день?

— Причина заключается в том, что патогенное дыхание се-ци находится в глубине и, двигаясь вовнутрь, оно достигает области субстанции инь. В этом случае дыхание-ци субстанции ян развивается независимо, а дыхание-ци субстанции инь сохраняется внутри. Борьба субстанций инь и ян не находит выхода, и в результате приступы болезни повторяются с интервалом в один день.

— Хорошо. Однако бывает, что в течение дня припадок случается раньше, а бывает и позже. Какова причина данного явления?

— Это происходит потому, что патогенное дыхание се-ци проникает в организм через точку фэн-фу [VG 15], или прибежище ветра, затем проходит по позвоночнику и спускается вниз. Охранительное дыхание вэй-ци в течение дня и ночи собирается в точке фэн-фу [VG 15], а потом вместе с патогенным дыханием се-ци оно день за днем спускается по позвоночнику. В день оно продвигается на один позвонок, а потому и припадки наступают позднее, чем обычно. Так что сначала патогенное дыхание се-ци действует в позвоночнике в области спины, и каждый раз, когда охранительное дыхание вэй-ци собирается в точке фэн-фу [VG 15], это приводит к раскрытию отверстий на коже, в результате чего через эти открывшиеся отверстия патогенное дыхание проникает в организм. А когда патогенное дыхание проникает в организм, случается приступ заболевания. В связи с этим с каждым днем приступ болезни случается немного позднее.
Патогенное дыхание начинает действовать с точки фэн-фу VG 15, и с каждым днем оно продвигается вниз, опускаясь на один позвонок, так что через двадцать пять дней его действие достигает копчика.
На двадцать шестой день патогенное дыхание проникает внутрь позвоночного столба и начинает двигаться вверх внутри позвоночника.
На девятый день оно проходит в позвоночнике на уровне между точками цюэ-пэнь [Е12], ключицами, а так как уровень движения патогенного дыхания-ци с каждым днем повышается, потому с каждым днем и припадок случается все раньше и раньше.
Между припадками проходит один день. Причина этого заключается в том, что патогенное дыхание-ци внутри воздействует на внутренние органы-цзан, и действие его распространяется на точки-му и точки-юань. Поэтому ему приходится проходить большое расстояние, так как оно находится глубоко внутри организма, а движется медленными темпами. Оно не может двигаться одновременно с охранительным дыханием вэй-ци и, следовательно, не может одновременно с вэй-ци выходить наружу, а потому и припадки болезни случаются с интервалом в один день.

— Вы, мудрец, мне рассказали, что охранительное дыхание вэй-ци каждый раз достигает точки фэн-фу [VG 15], и это приводит к открытию отверстий на коже. Когда открыты отверстия на коже, через них в организм может проникнуть патогенное дыхание се-ци, а если се-ци проникает в организм, возникает болезнь. При этом вэй-ци с каждым днем опускается вниз по позвоночнику на один позвонок. Но ведь во время приступа болезни патогенное дыхание не находится в точке фэн-фу [VG 15 ], и тем не менее каждый день случается приступ заболевания. Так какова же причина этого?

— Дело в том, что патогенное дыхание се-ци располагается в области головы и шеи и продвигается вниз вдоль позвоночника. А так как характеристики пустоты и наполненности у разных индивидуумов различны, то и се-ци попадает в организм через разные места, потому оно не обязательно должно располагаться в точке фэн-фу .
Если патогенные факторы оказывают воздействие в области головы и шеи, то дыхание-ци тоже приходит в область головы и шеи, отсюда и начинается болезнь.
Если воздействие случается в области спины, то дыхание-ци приходит в область спины, и болезнь начинается отсюда.
Если патогенное дыхание поражает поясницу, то дыхание-ци приходит сюда, и болезнь начинается с области поясницы.
Если патогенное дыхание поражает руки и ноги, то дыхание-ци приходит в руки и ноги, и болезнь начинается с них.
Место расположения охранительного дыхания вэй-ци совпадает с расположением патогенного дыхания се-ци, и в результате болезнь начинается именно в этом месте. Ветер не имеет постоянного расположения в организме. А в том месте, где действует охранительное дыхание вэй-ци, обязательно открываются отверстия на коже, и происходит соединение с патогенным дыханием се-ци. В этом месте ветер находит для себя прибежище.

— Хорошо. Синдром ветра и лихорадка-нюэ по своим признакам близки и относятся к одному типу заболевания. Однако синдром ветра обычно проявляется непрерывно, тогда как лихорадка обычно проходит приступами. Какова причина подобного явления?

— Дыхание-ци синдрома ветра в организме постоянно остается на одном месте, потому и болезнь проявляется непрерывно, а дыхание-ци лихорадки-нюэ по каналам и меридианам перемещается в глубину организма, где поочередно оказывает давление на внутренние органы. Когда охранительное дыхание вэй-ци реагирует в ответ, начинается приступ.

— Какова причина того, что при лихорадке больной сначала испытывает холод, а после жар?

— Летом вред организму наносит чрезмерная жара, в результате выходит слишком много пота, а поры на коже чрезмерно открываются. И если в это время организм сталкивается даже с незначительным холодом, который воздействует извне, то это приводит к тому, что холод затаивается внутри открытых отверстий кожи. После этого осенью достаточно незначительного вредного воздействия ветра, чтобы в организме образовалась лихорадка.
Холод по своей природе соотносится с субстанцией инь, а ветер классифицируется как явление субстанции ян. При лихорадке сначала вред наносит холод, а потом ветер, потому и в приступах болезни сначала проявляется холод, а потом поднимается жар. Такая болезнь проявляется время от времени и именуется холодной лихорадкой хань-нюэ.

— А если сначала поднимается жар, а после этого чувствуется холод, то что это за болезнь?

— Это значит, что сначала организм был поражен воздействием ветра, а после этого подвергся вредоносному воздействию холода. Поэтому сначала у больного поднимается жар, а после он страдает от холода. Такая болезнь также проявляется приступами, и называется теплой лихорадкой вэнь-нюэ.
Однако если у больного поднимается только жар, а после нет ощущения холода, это значит, что действие дыхания-ци субстанции инь прекратилось еще раньше. Следовательно, в организме действует только субстанция ян, в результате чего больной ощущает недостаток дыхания-ци, томительное ощущение и жар в сердце. Руки и ноги у него горячие, его тошнит. Такая болезнь именуется желтушной лихорадкой дань-нюэ.


— В канонах говорится, что при избыточности следует опорожнять, а при недостаточности необходимо восполнять. Считается, что жар — это явление избыточности, а холод соответствует недостаточности. Если взять лихорадку, то при ощущении холода во время этой болезни горячее питье и огонь не могут согреть больного. А когда он мучается от жара, то лед и вода не могут охладить его. В этих случаях проявляются явления избыточности и недостаточности. Когда начинается приступ лихорадки, даже искусный врач не способен предотвратить его начало. Следует ждать, пока болезнь пойдет на убыль, и лишь тогда можно применять иглоукалывание. Какова причина?

— В канонах говорится: Когда у больного сильный жар, не следует применять укалывание;
когда у больного сильный и учащенный пульс, не следует производить укалывание; когда у больного выделяется сильный пот, тоже не следует производить укалывание.
Так как все это признаки усиления патогенного воздействия в организме, при котором нарушается правильное движение дыхания-ци, то нельзя немедленно прибегать к иглоукалыванию.
Когда начинается приступ лихорадки, дыхание-ци субстанции ян действует в области субстанции инь. В это время происходит опустошение субстанции ян, тогда как субстанция инь усиливается. В результате на поверхностном уровне нет дыхания-ци, поэтому больной сначала начинает дрожать от холода. Нарушение движения субстанции инь достигает крайней степени, и потому начинается выход на поверхность субстанции ян, в результате чего субстанции инь и ян начинают совместно действовать на поверхности.
Происходит опустошение субстанции инь, а субстанция ян соответственно усиливается. Потому возникает жар, больного начинает мучить жажда. Так что когда дыхание-ци лихорадки соединится с субстанцией ян, тогда начинает преобладать субстанция инь, а когда оно соединяется с субстанцией инь, тогда преобладает субстанция ян.
Когда преобладает субстанция инь, тогда в организме правит холод, а когда преобладает субстанция ян, тогда в организме правит жар.
При лихорадке дыхания-ци ветра и холода не имеют постоянного места в организме, и потому болезнь достигает предела своего развития и повторяется снова. Во время припадка эта болезнь так же остра, как пылающий огонь, как порыв бури, против которого невозможно устоять. Потому в канонах говорится: Во время расцвета этой болезни не следует пытаться справляться с ней, и только когда болезнь идет на убыль сама, лечение может дать хороший результат.
Именно когда приступ лихорадки еще не возник, и субстанция инь еще не соединилась с субстанцией ян, в это время следует регулировать их взаимоотношения. В результате можно укрепить здоровое дыхание чжэнь-ци и уничтожить больное дыхание се-ци. Потому хороший врач не будет лечить лихорадку во время приступа, чтобы не нарушить движения дыхания-ци.

— Хорошо. А каким же образом следует лечить данную болезнь, какое следует выбирать время для воздействия?

— В начале приступа лихорадки дыхания субстанций инь и ян меняются местами, а начинается приступ с четырех конечностей. Если субстанция ян уже подверглась разрушительному воздействию болезни, то это же происходит и с субстанцией инь. Поэтому до того как начался приступ, следует при помощи веревки зафиксировать руки и ноги, с тем, чтобы предотвратить проникновение патогенного дыхания внутрь организма и утечку дыхания-ци субстанции инь наружу.
После этого следует очень тщательно осмотреть больного, и если обнаружится затвердение и наполнение дочерних каналов-ответвлений сунь-ло, тогда нужно колоть так, чтобы выходила кровь, чтобы избежать ее застоя в каналах. Таким образом можно побудить истинное дыхание чжэнь-ци двигаться по каналам, не соединяясь с патогенным дыханием се-ци, и избежать возникновения приступа.

— А когда приступ лихорадки не возникает, то как характеризуется такое состояние?

— Дыхание-ци лихорадки-нюэ то наполняется, то опустошается, и это связано с расположением охранительного дыхания вэй-ци. Если болезнь связана с субстанцией ян, то она характеризуется жаром и очень беспокойным пульсом. Если болезнь связана с ситуацией инь, тогда болезнь характеризуется холодом, а пульс у больного спокойный. При крайней степени развития болезни наступает одновременный упадок субстанций инь и ян. Охранительное и патогенное дыхания отделяются друг от друга, и это значит, что в скором времени припадок болезни должен прекратиться. Когда охранительное и патогенное дыхания соединяются, это значит, что болезнь должна возобновиться.

— Бывает иногда, что между припадками проходит два дня, а иногда этот интервал достигает нескольких дней. Иногда больной испытывает жажду во время приступа, а иногда ощущение жажды отсутствует. Каковы причины вышеназванных явлений?

— Когда между приступами проходит один день, это значит, что патогенное и охранительное дыхание одновременно действуют в шести органах-фу. Однако в некоторых ситуациях они перестают взаимодействовать и не могут соединиться, поэтому в течение нескольких дней приступа нет, а происходит через некоторое время. При лихорадках преобладает то субстанция инь, то субстанция ян, и действия их то усиливаются, то ослабевают. Поэтому временами больной ощущает жажду, а в других случаях ощущение жажды отсутствует.

— В одной из глав говорится, что если летом организм поражает чрезмерный жар, тогда осенью у больного возникает лихорадка. Однако в настоящее время в некоторых случаях лихорадки возникают и по другим причинам. Почему так происходит?

— Такая ситуация наблюдается потому, что в возникновении болезней существуют определенные закономерности, которые связаны с ритмом четырех сезонов. В некоторых случаях эти закономерности нарушаются, так что отсутствует соответствие смене четырех сезонов. Если лихорадка возникает осенью, тогда холод проявляется очень сильно. Если лихорадка возникает зимой, тогда холод проявляется не слишком сильно. Если лихорадка возникает весной, тогда больной больше всего страдает от ветра. Если лихорадка возникает летом, тогда выделяется очень много пота.

— При теплых лихорадках, вэнь-нюэ, и холодных лихорадках, ханьнюэ, каким образом локализуется патогенное дыхание? В каких органах оно действует?

— Теплая лихорадка возникает в результате воздействия холода и ветра зимой, и дыхание-ци этой лихорадки локализуется в костном мозге. Когда наступает весна, происходит усиленное развитие дыхания-ци субстанция ян, а патогенное дыхание се-ци не может самостоятельно выходить на поверхность. Когда же на организм воздействует сильная жара, костный мозг воспаляется, мышцы истощаются, открываются поры на теле и выходит сильный пот.
Бывает также, что в результате переутомления патогенное дыхание выходит вместе с потом. В этом случае болезнь локализуется в почках, и патогенное дыхание должно сначала из внутренних отделов организма выйти на поверхность. При такой ситуации субстанция инь истощается, а субстанция ян усиливается. При усилении субстанции ян образуется жар. Когда организм ослабевает, дыхание-ци опять возвращается во внутренние отделы и в результате происходит опустошение субстанции ян. Когда опустошается субстанция ян, образуется холод. Потому как сначала образуется жар, а потом преобладает холод, такая болезнь называется лихорадкой вэнь-нюэ.

— А чем характеризуется желтушная лихорадка дань-нюэ?

— Желтушная лихорадка дань-нюэ возникает, если у человека в легких изначально происходит застой дыхания-ци жара, который потом наполняет организм. В результате нарушается циркуляция, образуется застой дыхания-ци, которое перестает двигаться вверх. Внутреннее дыхание-ци организма наполняется, однако не выходит наружу. В такой ситуации бывает, что человек переутомляется, отверстия кожи у него открываются, в результате чего ветер и холод проникают в пространство кожи и поселяются там. Так болезнь зарождается между кожей и мышцами, и начинаются приступы.
Во время приступа происходит усиление дыхания-ци субстанции ян. Если субстанция ян усиливается и не ослабевает, тогда болезнь прогрессирует. Если дыхание-ци не соединяется с субстанцией инь, тогда у больного возникает только жар, а холод не ощущается. В этом случае патогенное дыхание пребывает в сердце во внутренних отделах и в пространстве между мышцами во внешних отделах организма. В результате этой болезни человек теряет много энергии, мышцы опадают, истощаются. Болезнь называется желтушной лихорадкой дань-нюэ.
Император сказал:
— Хорошо.






36. Укалывание при лихорадках


При лихорадке, поражающей меридиан сверх-ян [V] на ноге, у больного возникают боли в пояснице, голова становится тяжелой, холод в организме распространяется со спины. Сначала возникает холод, а потом появляется жар, этот жар постепенно увеличивается, а когда он спадает, начинает выделяться пот. Такую болезнь трудно лечить. Следует воздействовать иглой на точку вэй-чжун [V54], чтобы выходила кровь.
Когда лихорадка возникает в результате поражения меридиана малый ян на ноге VB, во всем теле у больного чувствуется усталость. Холод ощущается не слишком сильно, жар также не очень интенсивный. Больной не хочет никого видеть, а когда видит посетителей, он сильно пугается. Когда жар сильный, начинается обильное выделение пота. В этом случае следует колоть точки меридиана малый ян [УВ] на ноге.
При лихорадке меридиана светлый ян [Е] на ноге больной сначала ощущает холод, от которого он дрожит и ежится. Холод держится в течение долгого времени, а потом поднимается жар. Жар проходит, и начинает выделяться пот. Больной с удовольствием смотрит на Солнце и Луну, его радует свет от огня. Следует колоть расположенную на стопе точку чун-ян [Е42] меридиана светлый ян [Е] на ноге.
При лихорадке меридиана сверх-инь [RР] на ноге у больного ухудшается настроение, он начинает слишком глубоко дышать, у него пропадает аппетит. После сильного холопа и жара начинается выделение пота. Если болезнь достигает крайней степени развития, тогда у больного появляется тошнота. После того как тошнота проходит, болезнь начинает идти на убыль, и тут же следует производить укалывание.
При лихорадке меридиана малый инь на [R] ноге у больного появляется сильная тошнота и рвота. Часто сменяются холод и жар. Жар обычно сильнее, чем холод. У больного возникает желание закрыть двери и окна, сидеть дома. Эту болезнь трудно вылечить.
При лихорадке меридиана недостаточный инь [F] на ноге у больного появляется боль в области поясницы, в нижней части живота образуются отеки. Мочеиспускание происходит с трудом, как будто при задержке мочи. А если задержки мочи нет, тогда больной часто мочится. Состояние у него тревожное, возникают страхи. В этом случае следует колоть точки меридиана недостаточный инь [F] на ноге.
При лихорадке легких больной испытывает холод в сердце, холод достигает крайней степени развития, и после этого поднимается жар. В промежутках больной испытывает тревожное состояние, ему что-то мерещится. Следует колоть точки меридиана сверх-инь [F] на руке и меридиана светлый ян [GI] на руке.
При лихорадке сердца больной испытывает очень тяжелое ощущение в области сердца, ему хочется пить прохладную воду. Тело страдает в основном от сильного холода, а жар не слишком сильный. В этом случае следует колоть точки меридиана малый инь [С] на руке.
При лихорадке печени у больного становится синим цвет лица, дыхание углубляется. Вид у него такой, будто он вот-вот умрет. В этом случае следует колоть точки меридиана недостаточный инь [F] на ноге, чтобы при укалывании выступила кровь.
При лихорадке селезенки больной чувствует холод, у него появляются боли в животе. Если поднимается жар, то одновременно начинается урчание в кишечнике, а когда звуки прекращаются, начинается выделение пота. В этом случае следует колоть точки меридиана сверх-инь [RР] на ноге.
При лихорадке почек больной весь дрожит от холопа, он испытывает сильные тянущие боли в области поясницы в позвоночнике, дефекация затруднена, в глазах мельтешит, руки и ноги холодные. В этом случае следует колоть точки меридиана сверх-ян [V] на ноге и малый инь на [R] ноге.
При лихорадке желудка, когда у больного начинается приступ, он испытывает сильный голод, но при этом не может принимать пишу. Если он ест, то у него отекают конечности, образуется вздутие живота. В этом случае следует колоть точки меридиана светлый ян на ноге, а также точки меридиана сверх-инь [RР] на ноге в области поперечного канала хэн-май так, чтобы при укалывании выходила кровь.
Когда начинается приступ лихорадки и только-только начинает подниматься жар, следует колоть точку в месте биения пульса на стопе (канал чун-май), колоть нужно большой иглой, чтобы осталось отверстие, через которое должна выступить кровь, и в этом случае жар немедленно спадет.
Если при лихорадке вот-вот начнется приступ с ознобом, следует колоть точки меридианов светлый на руке GI (шан-ян GI 1, [СИ], сань-цзянь G1 15, сверх-инь [Р] на руке (шао-шан [Р11], тай-юань [Р9]), светлый ян [Е] на ноге и сверх-инь [RР] на ноге (инь-бай [RР1], тай-бай [RРЗ]).
Когда при лихорадке пульс ощущается как наполненный, большой и резкий, следует колоть точки-шу пяти органов-цзан, которые расположены на спине, а также пять точек, которые расположены на боках. Нужно применять иглу средних размеров. Каждую точку следует колоть по одному разу. При иглоукалывании, в зависимости от конституции пациента, следует определять необходимость пускания крови.
Если при лихорадке у больного пульс маленький, наполненный и резкий, следует прижигать точку меридиана малый инь на [R] ноге, расположенную на голени (точка фу-лю [R7 следует также колоть точку чжи-инь [V67] меридиана сверх-ян [V] на ноге, расположенную на пальце ноги. Если при лихорадке пульс плавный, большой и пустой, следует применять лекарство, не нужно в этом случае пользоваться иглой. Во всех случаях при лечении лихорадки само лечение следует проводить за некоторое время до начала приступа, и если упустить время, то лечение будет неэффективным.
Если при лихорадке пульс не обнаруживается, следует колоть точки, расположенные между десятью пальцами, так, чтобы выходила кровь. Если кровь выступит, значит, пациент пойдет на поправку. Кроме того, если перед приступом на теле наблюдаются алые пятнышки величиной с горошину, тоже следует производить укалывание, выпуская кровь.
В случае двенадцати разновидностей лихорадки в каждом случае приступы происходят в разное время. И если внимательно понаблюдать признаки болезни, то можно определить, какой из каналов поражен лихорадкой. При лечении необходимо за некоторое время до наступления приступа производить укалывание.
И если один раз произвести укалывание, то болезнь пойдет на убыль. Если два раза произвести укалывание, уменьшится тяжесть болезни. Если три раза произвести укалывание, тогда болезнь совершенно пройдет. Если болезнь не проходит, следует колоть два канала, расположенные под языком так, чтобы выходила кровь.
Если в этом случае болезнь опять не проходит, тогда следует колоть точку вэй-чун, которая наполнена кровью. Колоть следует так, чтобы кровь выступала. Кроме того, следует колоть точки-шу, расположенные под шеей около позвоночника, и в этом случае болезнь должна пройти. Когда говорится, что следует колоть два канала, расположенных под языком, то имеется в виду точка лянь-цюань [VС23].
Если лечить лихорадку иглоукалыванием, следует сначала узнать, когда в первый раз случился приступ, и лишь после этого можно производить иглоукалывание. Если во время последнего приступа у больного была головная боль и ощущение тяжести в голове, тогда в первую очередь нужно производить укалывание расположенных на голове точек шан-син [VG22] и бай-хуэй [VG19], а также точек сянь-лу в боковой части лба и точки цуань-чжу [V2], расположенной между бровями.
Если во время предыдущего приступа у больного ощущалась боль в области шеи и спины, то в первую очередь следует колоть в этих местах. Если во время предыдущего приступа болела поясница, тогда в первую очередь следует колоть точку вэй-чжун V54 так, чтобы выступила кровь. Если во время последнего приступа болели руки и предплечья, то в первую очередь следует колоть точки-колодцы меридианов малый инь [С] на руке, а также точки шао-чун [С9] и шан-ян [GI 1]. Если во время последнего приступа болели голени и стопы, то в первую очередь следует колоть точку-колодец меридиана светлый ян на ноге ли-дуй [Е45].
Если у больного лихорадка с синдромом ветра, то во время приступа выделяется сильный пот, человек не выносит ветра, и в этом случае следует колоть точки-шу трех янских меридианов на спине так, чтобы выступила кровь. Если у больного очень сильная ноющая боль в области голеней, такая, что нельзя притронуться, то данная болезнь называется болезнью костного мозга стопы. В этом случае следует применять иглу чаньчжэнь, колоть нужно точку цзюэ-гу так, чтобы выходила кровь, в результате чего болезнь тут же пройдет.
Если в теле ощущается незначительная боль, тогда нужно колоть точки-колодцы всех иньских меридианов, при этом не должна выходить кровь. Через день следует провести иглоукалывание еще раз. Если при лихорадке больной не страдает от жажды, а приступы случаются с интервалом в один день, следует колоть точки меридиана сверх-ян [V] на ноге.
Если больной страдает от жажды, а приступы случаются с интервалом в один день, следует колоть точки меридиана малый инь на [К] ноге. Если при теплой лихорадке вэнь-нюэ у больного не выделяется пот, тогда можно применить метод укалывания пятидесяти девяти точек-шу.





37. Рассуждение о недостаточности дыхания-ци

Император спрашивает:

— Почему в пяти органах-цзан и шести органах-фу холод и жар сменяют друг друга?
Ци-Бо отвечает:

— Из почек холод перемещается в селезенку, в результате чего возникает застой крови и дыхания-ци, кроме того, в организме развивается недостаточность дыхания ци.
Из селезенки холод перемещается в печень, образуются застои и опухоли, возникают судороги сухожилий.
Из печени холод перемещается в сердце, и в этом случае в области диафрагмы рождается бешенство.
Из сердца холод перемещается в легкие, в результате начинается болезнь легких фэй-сяо. При данном заболевании больной мочится в два раза больше, чем выпивает жидкости. Эта болезнь относится к разряду неизлечимых.
Из легких холод перемещается в почки, и в результате образуется болезнь, которая называется бурлением воды, юн-пгуй. При данном заболевании, если надавить на живот, то почувствуешь, что он не твердый. Это связано с тем, что в толстой кишке накапливается дыхание-ци стихии воды, и потому при каких-либо движениях из кишечника слышится звук плещущейся воды, будто из бурдюка, наполненного водой. Эта болезнь вызывается действием воды в организме больного.

Из селезенки жар перемещается в печень, в результате чего у больного возникает тревожное состояние, начинается кровотечение из носа.
Из печени жар перемещается в сердце, и в результате может наступить смерть.
Из сердца жар перемещается в легкие, и при его распространении возникает болезнь, которая именуется истощением диафрагмы, гэ-сяо.
Из легких жар перемещается в почки, в результате появляется болезнь, которая называется мягкими судорогами, или жо-чи.
Из почек жар перемещается в селезенку, и развивается синдром пустоты.
Если при этом возникает расстройство кишечника, которое характеризуется запорами и поносами с гноем и кровью, тогда болезнь вылечить нельзя.

У женщины жар из околоплодного пузыря перемещается в мочевой пузырь, в результате возникают расстройства мочеиспускания, выделяется моча с кровью.
Из мочевого пузыря жар перемещается в тонкую кишку, и так как жар перекрывает отверстие в кишечнике, нарушается стул. В верхней части организма жар приводит к тому, что во рту образуется воспаление.
Из тонкой кишки жар перемещается в толстую кишку, и в результате застоев крови образуются опухоли или появляется геморрой.
Из толстой кишки жар перемещается в желудок, и при такой болезни у человека возникает постоянное желание есть, но, несмотря на обилие пищи, он худеет. Болезнь эта называется нарушением питания, или ши-и.
Из желудка жар перемещается в желчный пузырь, и в этом случае болезнь так же, как и в случае желудка, называется нарушением питания, или ши-и.
Из желчного пузыря жар перемещается в мозг, в результате чего у больного в носовой полости появляется жжение, из носа постоянно текут сопли, а при развитии болезни начинаются кровотечения, ухудшается зрение, появляется головокружение.
Все вышеназванные болезни образуются в результате нарушения циркуляции дыхания ци-цзюэ


.


Если хочешь рассмешить господа, расскажи ему о своих планах: потому как умного судьба ведет, а дурака тащит.


Не в сети Профиль  


Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую темуОтветить на тему