Текущее время: 10 июн 2025, 00:40
На страницу 1, 2 След.
Активный участник
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 00:44
Сообщений: 477
Откуда: Санкт-Петербург
Часто можно слышать общеупотребительные поговорки смысл которых для нас всех кажется очевидным. Но на самом деле ОЧЕНЬ много поговорок, когда они родились имели прямо противоположное значение.
Первая, и наверное, самая исковерканная поговорка в нашем обиходе звучит так: "В здоровом теле – здоровый дух".
Эта фраза взята из 10-й сатиры римского писателя-сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60– ок. 127): Orandum est, tit sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит мэнс сана ин корпорэ сано] –Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.
Предполагают, что в основе этой строчки Ювенала лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление».
Фраза Ювенала стала популярной после того, как ее повторили английский философ Джон Локк (1632–1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712–1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко.
Вернемся к истокам! Присылайте свои поговорки!
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух....
Главный модератор
Зарегистрирован: 10 апр 2007, 22:04
Сообщений: 5101
Откуда: +975 54-555-78-04
Хорошая тема.
Продолжим:
Исключение подтверждает правило.
Эту видимо нелогичную фразу применяют совершенно неверно. Происшедшее неожиданное исключение не подтверждает правила на самом деле. «Вася никогда не опаздывает!» — «Он сегодня опоздал на целый час». — «Исключение только подтверждает правило!»
Приведенный диалог логически неверен. Факт Васиного опоздания однозначно и несомненно опровергает утверждение о том, что Вася якобы никогда не опаздывает. Однако слышим мы такой «аргумент» часто. Он неверен, так говорить нельзя, как с точки зрения логики, так и просто грамотной речи. Но откуда происходит это заблуждение?
Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.
Л. Корнелий Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).
В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. Бальб всегда старался проводить умиротворяющую политику, найти общее место между врагами. Он был первым в римской истории натурализованным (не урожденным) гражданином, ставшим консулом, в 40 г. до н. э.
В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.
Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила!
В последнем утверждении нет никакого противоречия.
Источник:
Международная Школа Перцептивной Остеопатии
Youtube-канал
Facebook
Новичок
Зарегистрирован: 08 июн 2011, 18:40
Сообщений: 50
Откуда: Германия
«НОВАЯ МЕТЛА ПО-НОВОМУ МЕТЕТ!»... «А КАК СЛОМАЕТСЯ – ПОД ЛАВКОЙ ВАЛЯЕТСЯ!»
«КОГДА УДАРЯТ ПО ПРАВОЙ ЩЕКЕ, ПОДСТАВЬ ЛЕВУЮ...» У наших предков, оказывается, было продолжение: «НО НЕ ДАЙ УДАРИТЬ!».
И, наконец, одна из самых философских пословиц «СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ». И она оказалась ополовиненной, поскольку далее звучала слишком угрожающе: «А ПУСТО МЕСТО НЕ БЫВАЕТ СВЯТО!».
И это тоже интересно:
НЕВЕСТОЙ в былинные времена называли девушку, к которой еще не пришла весть о том, что ее хотят взять замуж. ВЕСТОЙ – ту, к которой предложение поступило. Когда ВЕСТА выходила замуж, ее уже считали ВЕДУНЬЕЙ, поскольку она уже ведала, что надо делать и в чем смысл ее жизни. А когда согласно веданью рожала первого ребенка, из ВЕДУНЬИ превращалась в ВЕДЬМУ! Слово «ВЕДЬМА» в те далекие времена Золотого века человечества образовалось от сокращения двух слов: «ВЕДАЮЩАЯ МАТЬ».
Взято отсюда:http://mzadornov.livejournal.com/2409.html
Активный участник
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 16:16
Сообщений: 3841
Поговорка не исковеркана, но употребляется в двух вариантах с похожим смыслом
Как кур во щи (попасть)
Как кур во ощип (попасть)
Вот распространенная поговорка, которую мы часто повторяем, не вдумываясь в ее смысл и происхождение. Правда, многие понимают, что «кур» по старо-русски - «петух». Но разве из петухов готовят «щи»?
Некоторые толкователи поговорки этой, полагая, что щи варят только из говядины, баранины и свинины, предлагали слова «во щи» заменить словами «в ощип». «Попал в ощип», значит был зарезан и съеден.
Навряд ли, однако, это - верное толкование. Во-первых, знатоки кухонного дела удостоверяют, что национальный русский суп - «щи» можно готовить на любом бульоне, в том числе и на курином. Так часто делалось в тех случаях, когда надобность приготовить угощение возникала вдруг, а мяса в деревенском хозяйстве в запасе не было.
Жертвой гостеприимства (не резать же на один раз быка или даже свинью) и падал бедный «кур».
Самое же главное - поговорка эта встречается историкам русского языка уже в рукописных сборниках пословиц далекого допетровского времени. И представьте себе - всегда в одной форме: «Как кур во ЩИ!»
Очевидно так, не мудрствуя лукаво, надлежит ее употреблять и нам, со значением: «Попасть в неожиданную беду».
Не учите рыб плавать, птиц летать, остеопатов ставить диагноз, сварщиков правильно делать сварку и не ходите со своим уставом и клонами на форум Массаж.Ру
Активный участник
Зарегистрирован: 06 дек 2010, 10:52
Сообщений: 270
Голод - не тётка... а мать родная!
Повторение - мать учения... и сестра лентяя.
Пьяному море по колено... а лужа - по уши
С уважением ко всем собеседникам
Всё гениальное - просто.
Активный участник
Зарегистрирован: 08 фев 2009, 11:40
Сообщений: 357
Откуда: Украина, Харьков
Не поговорка, а просто крылатая фраза "Заруби себе на носу"
Смысл этих слов довольно ясен - «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.
Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».
Источник
Активный участник
Зарегистрирован: 02 ноя 2007, 10:19
Сообщений: 2590
Откуда: Астрахань
Есть еще фраза, которая произносится по отношению к мужчинам - "Пошел на лево". Смысл ее остался верен и до сего времени, а вот предысторию знают немногие... В домах наших предков именно с левой стороны от входной двери располагалась женская половина.... Так что свернувший в левую дверь неизбежно "шел к женщине"
И снова здравствуйте))))
Активный участник
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 09:14
Сообщений: 934
Откуда: Москва
Skype: +7(915)170-8556
Бить баклуши. Баклуша - заготовка для деревянных ложек. Такую работу, бить баклуши, поручали ученику. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью
Точить лясы. Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню
Кто проповедь читать захочет людям тот жрать не должен слаще, чем они!
Братие, должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати.
Активный участник
Зарегистрирован: 02 ноя 2007, 10:19
Сообщений: 2590
Откуда: Астрахань
Еще одно , изменившее смысл, выражение - "в бирюльки играть". Сейчас фраза "это вам не в бирюльки играть" - обозначает сложность, трудность данного дела. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот Для начала - что же такое бирюльки. Это очень маленькие фигурки домашних животных, кухонной утвари и прочего домашнего скарба, вырезанные из дерева, с проволочной петелькой на конце. В комплект входил еще и небольшой крючок (типа вязального). Бирюльки дарились на свадьбу с пожеланием, что бы в доме (хозяйстве) молодых все было... стоил такой комплект очень дорого и часто передавался по наследству от матери к дочери. Сама же "игра в бирюльки" носила чуть ли не ритуальный смысл - фигурки перемешивались и кучкой высыпались на стол, а потом, вооружившись крючком, надо было за петельки брать по одной бирюльке с самого верха, не потревожив остальные. Из своего опыта могу подтвердить - ооочень сложно, чуть рука дрогнет и проиграл,соседние фигурки сместились... игра переходит к сопернику
Нам разрешили поиграть в бирюльки в Новгороде, в музее русского деревянного зодчества.
И снова здравствуйте))))
Активный участник
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 14:51
Сообщений: 454
«КОГДА УДАРЯТ ПО ПРАВОЙ ЩЕКЕ, ПОДСТАВЬ ЛЕВУЮ...» У наших предков, оказывается, было продолжение: «НО НЕ ДАЙ УДАРИТЬ!».
Взято отсюда:http://mzadornov.livejournal.com/2409.html
Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).
Новичок
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 18:13
Сообщений: 12
детская игра (думаю, подойдёт под поговорки):
идёт коза рогатая за малыми ребятами..
есть мнение, что в первоначальном варианте было "хазар", вместо "коза" (хазары ходили в шлемах с рогами, и детей, таким образом запугивали..)
Активный участник
Зарегистрирован: 05 май 2009, 12:00
Сообщений: 2419
Откуда: г.Сочи
Коллеги, а что вы думаете о крылатой фразе: Время лечит
Время ли лечит...?
И лечит ли время...?
Ваше мнение.....
Виктор Иванович
Специалист по массажу и тейпированию.
Сочи, ул.Роз 101А.
8 918 308 44 77
Новичок
Зарегистрирован: 06 сен 2010, 07:58
Сообщений: 36
Откуда: Москва
Skype: boez32
Прошлое уже было...Будущего еще не было...Лечит не время, а мы сами себя лечим ..., изменяя себя в настоящем-формируем свое будущее!!!
С уважением.http://massag.um.la
Новичок
Зарегистрирован: 06 сен 2010, 07:58
Сообщений: 36
Откуда: Москва
Skype: boez32
"Один в поле не воин"
По другому: "И один в поле воин,если по мужски скроен..." (Не страшно если ты один,страшно если ты ноль...).
С уважением.http://massag.um.la
Активный участник
Зарегистрирован: 05 май 2009, 12:00
Сообщений: 2419
Откуда: г.Сочи
Время лечит ...?
Однозначно ответить сложно, в одном случае лечит, а в другом убивает...
Но точно одно Время плохой косметолог

Виктор Иванович
Специалист по массажу и тейпированию.
Сочи, ул.Роз 101А.
8 918 308 44 77
На страницу 1, 2 След.