Текущее время: 17 ноя 2019, 18:20


Начать новую тему Ответить на тему
Предыдущая тема :: Следующая тема 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Развитие детей от рождения до года
СообщениеДобавлено: 30 окт 2008, 15:37 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17
Сообщений: 4704
Развитие детей от рождения до года

0-4 недели
Крупная моторика
Все безусловные рефлексы вызываются и симметричны.
Мелкая моторика
Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами.
Зрительное восприятие
Зажмуривает глаза при ярком свете. При открывании глаз стремится повернуться к источнику света.
Слуховое восприятие
Вздрагивает и мигает при громком звуке. Примерно в возрасте двух недель появляется слуховое сосредоточение.
Интеллект
Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки.
Эмоции, коммуникация
Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет.

1 месяц
Крупная моторика
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону.
Пытается поднимать голову, лежа на животе.
Зрительное восприятие
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание.
Слуховое восприятие
Начало локализации звуков в пространстве.
Импрессивная речь
Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание.
Экспрессивная речь
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним.
Интеллект
Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возмут на руки.
Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени.

1,5 месяца
Крупная моторика
Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 секунд, ноги при этом напряжены.
Зрительное восприятие
Прослеживание взглядом движения по горизонтали на 40-50 см вправо и влево от средней линии.
Слуховое восприятие
Улыбается, когда слышит голос взрослого.
Эмоции, коммуникация
Появление ответной улыбки, "ротового внимания", через некоторое время после "заигрывания" взрослого.

2 месяца
Крупная моторика
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами.
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго).
Мелкая моторика
Открывает кулачок.
Зрительное восприятие
Длительное сосредоточение взора на предметах.
Слуховое восприятие
Слуховое сосредоточение.
Экспрессивная речь
Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит.
Эмоции, коммуникация
На эмоциональный контакт со взрослым ребенок отвечает активной улыбкой.

2,5 месяца
Крупная моторика
Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут).
Мелкая моторика
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот.
Слуховое восприятие
Узнает тембр голоса матери.

3 месяца
Крупная моторика
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня.
Мелкая моторика
Иногда захватывает предмет кистью руки.
Зрительное восприятие
Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем.
Слуховое восприятие
После звуковой стимуляции издает гласные звуки.
Импрессивная речь
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций.
Экспрессивная речь
Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление.
Интеллект
Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.
Эмоции, коммуникация
Смеется в голос.
В ответ на общение со взрослым проявляет выраженный "комплекс оживления".
Игра
Рассматривает вложенную в руку игрушку.
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка.

3,5 месяца
Мелкая моторика
Тенется к игрушке, хватает ее.
Зрительное восприятие
Тянется к игрушке.

4 месяца
Крупная моторика
Появляется опора на ноги.
Зрительное восприятие
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии.
Слуховое восприятие
После звуковой стимуляции издает гласные звуки.
Импрессивная речь
Больше реагирует на голос, чем на простой звук. Реагирует на ласковые и строгие интонации.
Экспрессивная речь
Активное гуление.
Интеллект
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу.
Эмоции, коммуникация
"Комплекс оживления" проявляется ярко, быстро.
Игра
Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее.

4,5 месяца
Крупная моторика
Активно поднимает голову из положения на спине.
Переворачивается на бок.
Мелкая моторика
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает.
Зрительное восприятие
Подносит игрушку к глазам, рассматривает.
Интеллект
Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем.
Эмоции, коммуникация
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого.

5 месяцев
Крупная моторика
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову.
Мелкая моторика
Начинает захватывать мелкие предметы.
Зрительное восприятие
Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах.
Импрессивная речь
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность.
Экспрессивная речь
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков.
Интеллект
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит.
Эмоции, коммуникация
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый, яркий, интересный стимул.
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит.
Различает мимику и жесты окружающих.
Самообслуживание
Может есть с ложки.
Игра
Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности.

5,5 месяцев
Крупная моторика
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой.
Мелкая моторика
Перекладывает игрушку из руки в руку.
Экспрессивная речь
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными).
Интеллект
Следит откуда и куда падает предмет.
Эмоции, коммуникация
Реагирует на строгие и ласковые интонации.
Игра
Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает.

6 месяцев
Крупная моторика
Лежа на животе ребенок может вытягивать одну руку.
Сидит при пассивно приданной позе.
Зрительное восприятие
Рассматривает крупные картинки.
Слуховое восприятие
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя.
Начало аутоэхолалии.
Импрессивная речь
Реагирует на свое имя.
Экспрессивная речь
Активный недефференцированный лепет.
Интеллект
После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой).
Эмоции, коммуникация
Активно выражает отношение к "близким" и "чужим", эмоции дифференцированны.
Самообслуживание
Держит бутылочку, из которой сосет.

6,5 месяцев
Крупная моторика
Переворачивается со спины на живот.
Слуховое восприятие
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением.
Экспрессивная речь
Разнообразный, активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.) аутоэхолалии.
Интеллект
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет.

7 месяцев
Крупная моторика
Переворачивается с живота на спину.
Ползание без включения тазового пояса.
Мелкая моторика
Активно манипулирует предметами.
Зрительное восприятие
Активно захватывает игрушку из любых положений.
Слуховое восприятие
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие.
Импрессивная речь
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением.
Интеллект
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи.
Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть.
Эмоции, коммуникация
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери).
Самообслуживание
Пьет из чашки, которую держит взрослый.

7,5 месяцев
Крупная моторика
Синхронное ползание по-пластунски.
Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок.
Импрессивная речь
Начинает выделять по слову части лица у взрослого и у куклы.
Экспрессивная речь
Появляются двойные звуковые сочетания типа "ба-ба".
Интеллект
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки.
Эмоции, коммуникация
Тянет руки, чтобы взяли на руки.

8 месяцев
Крупная моторика
Выставляет руки вперед и в стороны, чтобы сохранить равновесие.
Стоит на четвереньках.
Мелкая моторика
Для захвата использует большой палец.
Стучит игрушкой об игрушку.
Зрительное восприятие
Дифференцированное восприятие близких и знакомых.
Импрессивная речь
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы.
Интеллект
Поиск наполовину спрятанной игрушки.
Эмоции, коммуникация
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение.
Самообслуживание
Помогает одевать себя (подает руку, ногу).

8,5 месяцев
Крупная моторика
Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно.
Мелкая моторика
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает).
Слуховое восприятие
Плясовые движения под веселую музыку.
Импрессивная речь
Понимает речевые команды без жестового подкрепления.
Конструирование
Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки.

9 месяцев
Крупная моторика
Самостоятельно передвигается на четвереньках.
Мелкая моторика
Пытается ставить кубик на кубик.
Зрительное восприятие
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку.
Импрессивная речь
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте.
Экспрессивная речь
Подражая взрослому, учит новые слоги.
Интеллект
Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу "такой большой".
Конструирование
Пытается ставить кубик на кубик.
Эмоции, коммуникация
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях.
Самообслуживание
Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан).
Игра
Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям.

9,5 месяцев
Импрессивная речь
Уверенно показывает части лица у куклы и у взрослого.
Игра
Хватает, кидает, толкает игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает.

10 месяцев
Крупная моторика
Стоит у опоры, встает самостоятельно.
Мелкая моторика
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы.
Зрительное восприятие
Узнает себя и близких в зеркале.
Импрессивная речь
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках.
Экспрессивная речь
Называет людей и предметы слогами.
Интеллект
Пользуется "указательным жестом".
Эмоции, коммуникация
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями.
Игра
Усвоение условных действий с игрушками и предметами.

10,5 месяцев
Импрессивная речь
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками.

11 месяцев
Крупная моторика
Стоит самостоятельно.
Мелкая моторика
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки.
Импрессивная речь
Понимает слово "нельзя".
Интеллект
Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушки в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке).
Конструирование
Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки.
Эмоции, коммуникация
Машет рукой на прощание.
Игра
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь.

11,5 месяцев
Крупная моторика
Ходит с поддержкой.
Интеллект
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты. Ждет его возвращения.
В состоянии определить высоту и края предметов.

1 год
Крупная моторика
Ходит самостоятельно.
Мелкая моторика
Может перелистывать страницы у картонной книжки.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие.
Зрительное восприятие
Показывает отдельные предметы в быту.
Слуховое восприятие
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом.
Импрессивная речь
Выполняет много действий по просьбе.
Экспрессивная речь
Говорит около 5 слов (мама, дада).
Интеллект
Узнает значение слов, коротких фраз.
Различает несколько предметов по названиям.
Ищет спрятанную игрушку.
Конструирование
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку.
Эмоции, коммуникация
По просьбе обнимает родителей.
Самообслуживание
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье.
Игра
Играет с мячом.

_________________
Надежда Лоскутова.
Будь собой! Остальные роли уже заняты.
Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.
http://method-bfm.ru/


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30 окт 2008, 17:51 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2008, 04:49
Сообщений: 1595
Откуда: Красноярск
ммм, это конечно в норме, но сеичас мало кто соотв..., или это я в таком месте работаю! Сеичас я таблицу выложу.

_________________
Тянусь к знаниям и хорошим людям.
Правда и ничего кроме.....
Семь раз упал, восемь раз встань!


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30 окт 2008, 17:53 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2008, 04:49
Сообщений: 1595
Откуда: Красноярск
Нервно-психическое развитие детей до одного года
П.Д. Ваганов

Российский Государственный Медицинский Университет, г. Москва



Нервно-психическое развитие ребёнка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от воздействия окружающей среды. Отсюда важность создания правильной организации среды и педагогического влияния на ребёнка, а также необходимости вскармливания его грудным молоком от рождения до 4-6 месяцев, а желательно и старше, что является оптимальным для метаболических процессов и деятельности центральной нервной системы.



Известно, что в установлении связи организма с внешней средой больше всех других тканей и систем, принимает участие нервная система. При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребёнок рождается с достаточно развитой нервной системой. После рождения центральная нервная система продолжает развиваться и усложняться. В первые месяцы жизни ребёнка происходит интенсивное морфологическое развитие мозга и его структурных элементов.



В теснейшей связи с её структурным развитием находится и функциональная деятельность нервной системы. С развитием нервной системы совершенствуются органы чувств (анализаторы ребёнка), которые в известней степени функционируют уже у новорожденных.



Врожденными являются и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Все биологические особенности с которыми рождается ребёнок, создают лишь возможности для физического и психического развития. Они являются предпосылками, но сами не определяют характера и уровня дальнейшего развития. Врожденные особенности не формируют психической деятельности ребёнка.



С первых дней жизни окружающая среда начинает оказывать большое влияние на эти врождённые особенности. «Если внешних воздействий нет или их недостаточно, организация коры идет неправильно или задерживается». (Н.М. Щелованов).



Основными показателями нервно-психического развития детей до года являются:

Физиологические рефлексы новорожденных;

Формирование условных рефлексов (пищевые рефлексы, зрительные рефлексы, слуховые рефлексы);

Эмоциональные реакции (улыбается, громко смеется, узнает мать и ухаживающий персонал, появление самостоятельного «комплекса оживления», негативная реакция на отнимание игрушки, привлечение внимания взрослого);

Голосовые реакции и понимание речи (гулит, произносит слоги, произносит первые слова, знает 10-12-13 слов, понимает название отдельных игрушек, выполняет действия с игрушкой по просьбе взрослого, понимает запрет «нельзя»).

В первый год жизни, наряду с быстрым физическим развитием, происходит также и быстрое развитие функций головного мозга ребенка, коры и подкорковых отделов больших полушарий, В первые дни жизни взаимодействие с окружающей средой происходит на основе готовых врожденных реакций, т.е. безусловных рефлексов.



Критерии развития детей до 1 года представлены по месяцам, начиная с периода новорожденности с учетом появления двигательных умений (статических функций).



Новорожденный ребёнок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. Хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы. С первых же дней обнаруживаются хоботковый рефлекс, положительный рефлекс Бабинского, рефлекс охватывания МОРО, тонический рефлекс рук или рефлекс Робинсона, положительный симптом Кернига - невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе, в то время когда она согнута в тазобедренном, положительный рефлекс Бауэра /рефлекс ползания/. Положительны также следующие рефлексы: рефлекс Бабкина- при надавливании на ладони ребёнок открывает рот, рефлекс Галанта - при поглаживании спины по позвоночнику происходит дугообразное изгибание тела, рефлекс Переза - ребёнок в положении на животе, если провести пальцем по позвоночнику от копчика к шее, то он реагирует криком после короткого апноэ, лордозом с приподниманием таза, сгибанием верхних и нижних конечностей, приподниманием головы, генерализованной гипертонией, иногда мочеиспусканием и дефекацией; положителен глазной рефлекс Пейпера - резкий свет вызывает сужение зрачка и смыкание век с откидыванием головы назад; положителен поисковый рефлекс - при проведении по щеке пальцем, ребёнок поворачивает голову в сторону щеки, по которой проводилось раздражение пальцем. У 30% новорождённых может наблюдаться лицевой феномен Хвостека, но он не указывает на наличие у ребёнка спазмофилии. Отмечается также положительный глабелярный рефлекс и пяточный рефлекс Аршавского -умеренное надавливание на пяточную кость вызывает у ребёнка гримасу плача. Зрачковый и роговичный рефлексы положительны, мигательный рефлекс отсутствует. Движения глаз не совсем координированы, часто наблюдается физиологическое косоглазие, а также нистагм.
Н.М. Аксарина считает, что у новорождённого ребёнка на 5-7 день уже вырабатывается условный рефлекс на кормление через определённые промежутки времени /3-3,5 часа/, а в конце 2-ой недели - рефлекс на положение под грудью. Уже в течение 1-ой недели жизни у ребёнка улучшается слух, появляются первые кратковременные напряжения мышц шеи. Поэтому, помимо правильной организации режима ребенка, следует создавать определенные условия для своевременного развития зрительных, слуховых, тактильных восприятий, двигательных умений. Необходимо общаться с ребенком во время бодрствования, поддерживать и стимулировать гуление и лепет – предвестники речи.



В возрасте 1 месяца - движения рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии физиологического сгибательного гипертонуса. Пытается поднимать голову и удержать поднятую голову несколько секунд в положении на животе. Движения глаз координированы, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах. В конце 1-го месяца жизни формируется суточный ритм смены сна и бодрствования, организуется деятельность органов зрения и слуха. Продолжительность сна 18-20 часов.



В возрасте 2 месяцев ребёнок хорошо держит голову, в положении на животе - приподнимает грудь. Исчезают тонический рефлекс и рефлекс ползания, симптом Кернига часто - положительный. Ребёнок начинает удерживать предметы всей рукой. Чтобы развивать и укреплять умение удерживать голову в вертикальном положении, с 1,5-2-х месячного возраста необходимо брать ребёнка на руки и держать вертикально придерживая под грудку и под ягодицы.



В 2 месяца ребёнок фиксирует взгляд, улыбается, начинает гулить. Продолжительность сна до 18 часов в сутки. На 2-ом месяце, по данным Н.М. Аксариной, уже можно образовать условные рефлексы со всех рецепторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и др. Чтобы совершенствовать зрительное сосредоточение, а затем к 4 месяцам различение цвета и формы, рекомендуется с 1-го месяца жизни подвешивать над ребёнком игрушки разного цвета и различной формы, до 2-2.5 месяцев игрушки вешают на расстоянии не ниже 50 см. над грудью ребёнка (ниже нельзя, так как это может вызвать косоглазие).



В возрасте 3-х месяцев ребенок свободно держит голову, поворачивается на живот и долго лежит на живете, опираясь на предплечья. Движения рук становятся более свободными и целесообразными. Сосредоточивает взгляд и следит за предметами. Улавливает направление звука - поворачивает на него голову, узнаёт голос матери, гулит, громко смеется, тянет игрушки в рот. Наблюдаются как положительные, так и отрицательные эмоции. В ответ на общение к 3 месяцам появляется «комплекс оживления» - радуясь, ребёнок улыбается, много двигает руками, выпрямляет их /пропадает характерный для новорождённого физиологический гипертонус мышц/, издаёт радостные звуки. Общая продолжительность сна 16-18 часов.



После 3 месяцев необходимо обращать внимание на развитие движений рук, поэтому следует вешать игрушки низко над грудью ребёнка, для того, чтобы наталкиваясь руками на игрушки, он мог их захватывать. Для развития слуха лучше пользоваться звучащими игрушками, но без резких звуков, т.к. они утомляют нервную систему ребёнка. Отсюда важность ласкового разговора с ребёнком, что способствует умению слушать. Благоприятные условия способствуют развитию зрительного и слухового анализаторов.



В возрасте 4-х месяцев движения у ребёнка становятся более дифференцированными, исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребёнок тянется к игрушкам, гладит и удерживает предметы. Хорошо гулит, появляются певучие и гортанные звуки, если недоволен - хныкает. «Комплекс оживления» возникает уже и без воздействия взрослых. Появляется радость при виде игрушки, при слушании музыки. На 3-4 месяце, наряду с образованием положительных условных рефлексов, формируются различные тормозные условные рефлексы, т.е. развиваются процессы внутреннего торможения. Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребёнка является «угасание». Угасают уже ненужные безусловные рефлексы. На 3-4 месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка. Так Н.М. Аксарина считает возможным выработки дифференцировки на цвет на 3-4 месяце, что объективно доказывает способность ребёнка в этом возрасте различать цвет. С 4-х месяцев ребёнок реагирует на незнакомее лицо.



В возрасте 5 месяцев ребенок в каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20 секунд, Ребёнок хорошо знает мать, начинает узнавать близких людей, которые с ним общаются, различает строгий и ласковый тон обращения. Узнавание матери и узнавание её голоса основано на дифференцировке зрительных и слуховых раздражителей, К 4-5 месяцам появляется певучее гулеиие. К 5-6 месяцам ребёнок лёжа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь, при этом поворачивается в разные стороны. При постоянном следовании сна, кормления и бодрствования, т.е. при чётком выполнении режима, быстро формируется привыкание к этому режиму. Н.М. Аксарина считает, что возможно формирование стереотипа с 4-5 месяцев.



В возрасте 6 месяцев ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, появляются попытки ползать, хватает предметы одной рукой, поднимает выпавшую из рук игрушку. Ребёнок может стоять при поддержке под мышки, разогнув ноги в коленных и тазобедренных суставах, поддерживаемый за грудь, делает попытки переступать.



Если ребёнок долго лежит на животе, он быстрее научится ползать, потом садиться и вставать, держась за опору. Не рекомендуется долго держать ребёнка на руках в сидячем положении, сажать в кресло или подушки к 6 месяцам, так как к этому времени позвоночник ещё недостаточно окреп и ребёнок быстро устаёт.



К 6-7 месяцам ребёнок радуется, видя приготовление к купанию, так как с этим связано чувство удовольствия.



К 6-7 месяцам появляется лепет, произносит слоги /ма, ба, па/. Обращаясь к ребёнку важно, чтобы он следил за движением губ. Своевременное развитие речевого слуха и голосового аппарата является основной предпосылкой развития подготовительных этапов речи у детей 1-го года жизни.



К 6-7 месяцам формируется первичное понимание речи, ребёнок поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый, т.е. устанавливается конкретная связь с определёнными игрушками и предметами, которые он раньше видел и о которых говорили.



В возрасте 7 месяцев ребёнок самостоятельно сидит, ползает, встаёт на колени, поднимается на четвереньки, поддерживаемый под мышки хорошо переступает. Ребёнок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым, т.е. движения имеют вполне определённый эмоциональный оттенок. Начиная с 7 месяцев формируется подражание. Движения ребёнка становятся более целеустремлёнными - перекладывает игрушку из руки в руку и т.д. Более полезным будет, когда ребёнок в 7 месяцев научится ползать и только в 8 месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. Овладев умением ползать, ребёнок начинает много двигаться, что благоприятно отражается на его физическом развитии, так как различные движения укрепляют позвоночник.



В возрасте 8 месяцев ребенок самостоятельно сидит, в любое время может самостоятельно изменить положение, делает попытки ходить, держась за спинку кроватки. Выражает мимикой удивление и интерес при виде новых игрушек, ищет взглядом нужный ему предмет, выполняет по просьбе взрослого «выученные» движения- /-"ладушки" и т.д./, поворачивает голову, услышав своё имя. Начинается подражание звукам речи взрослого.



В возрасте 9 месяцев ребенок делает попытки стоять без опоры, поддерживаясь за барьер манежа или кроватки, переходит от одной опоры к другой, садится из вертикального положения, выполняет некоторые элементарные движения: достаёт кубики из ящика, собирает мелкие предметы и т.д. В 9 месяцев по разному реагирует на музыку: под плясовую - оживлённо двигается, к спокойной музыке - прислушивается.



К 9-10 месяцам ребенок может повторять за взрослым новые слоги, по словам находит несколько знакомых предметов. Быстро привыкает к новому режиму. Несмотря на то, что дети рано реагируют на слова взрослых, до 9-10 -месячного возраста слова являются обозначением лишь конкретных предметов. Продолжительность сна около 15-16 часов.



В возрасте 10-11 месяцев ребёнок при поддержке начинает всходить на горку в 3 ступеньки и сходит с неё, подлезает под предметы. После показа и словесного указания дети выполняют некоторые действия: накладывают один кубик на другой, снимают и надевают на стержень кольца с большими отверстиями. Дети осваивают эти действия и долго играют с игрушками. Продолжительность сна 14 часов.

В возрасте 11-12 месяцев дети самостоятельно ходят, но продолжают много ползать, знают названия многих предметов, указывают части тела. Слоги, входящие в лепет ребёнка, в конце первого года становятся составными частями слов, запас которых составляет до 10-12-13.



К концу 1-го года по просьбе взрослых ребёнок находит среди других игрушек именно названную, понимает слово "нельзя". Таким образом, к году становится возможным через речь взрослого воздействовать на поведение ребёнка, так как некоторые слова начинают уже приобретать обобщённый характер т.е. становятся специфическими раздражителями второй сигнальной системы. Это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной деятельности второй сигнальной системы, развитие которой стало возможным на основе накоплений чувственного опыта (т.е. первой сигнальной системы), приобретённого ребёнком на протяжении 1-го года жизни в результате многократного сочетания непосредственных раздражений с их словесными обозначениями.



Следует подчеркнуть, что знание основных показателей физического и нервно-психического развития детей является хорошей основой для совершенствования системы охраны здоровья и воспитания детского населения.


--------------------------------------------------------------------------------

©Паспорт печатной работы

N-Л-040


Издана:

Медицинский научный и учебно - методический журнал

№ 23 [Декабрь 2004]

Раздел - Лекции

Название работы - Нервно-психическое развитие детей до одного года

Авторы - П.Д. Ваганов

Объем машинописного текста - 8 стр*

Стр. с 3 по 11



Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Эл №77-4337 от 31 января 2001 г.

_________________
Тянусь к знаниям и хорошим людям.
Правда и ничего кроме.....
Семь раз упал, восемь раз встань!


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30 окт 2008, 22:01 
Активный участник
Активный участник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2007, 01:56
Сообщений: 2019
Откуда: Одесса, Украина
Александр Александрович писал(а):
С первых дней жизни окружающая среда начинает оказывать большое влияние на эти врождённые особенности. «Если внешних воздействий нет или их недостаточно, организация коры идет неправильно или задерживается». (Н.М. Щелованов).




Это очень верно. Рекомендую над этим подумать нашим молодым родителям.

Хочу добавить от себя вот такой любопытный факт.
У меня глухонемые родители и язык жестов, понятное дело, мой родной с рождения язык. Точно так же как для каждого из нас родной язык тот, на котором говорят родители.

Когда моим детям было всего 4-6 месяцев я заметила, что когда я "разговариваю" с родителями, они очень внимательно следят за жестами.
И стала с ними общаться жестами, озвучивая каждый жест.
Что это дало?
1. С 4-х месяцев они уже "просились" на горшок и не мочили ползунки.
2.С 6 месяцев показывали, что хотят пить или кушать. Или не хотят есть то, что им дают. Жестом это выглядит, как "наш" жест - "сыт по горло".
3. В 8 месяцев мы уже довольно таки активно общались. Я понимала детей и они понимали меня. Был своего рода диалог.Простенький, но уже диалог.
4.В 11 месяцев уже очень хорошо произносились многие слова.
5. В полтора года моя дочь уже разговаривала лучше, чем сейчас мой 6-ти летний внук. Причем, она постоянно философствовала и рассуждала. Однажды к нам зашла соседка, после ее ухода дочь говорит:"Какая то невоспитанная тётя. Мало того, что немытыми руками взяла сахар(рафинад) из сахарницы, так еще и без разрешения!" И это в полтора года!
Кроме того что она хорошо говорила, она еще во дворе развлекала наших соседей-тетушек (во дворе "хрущевки" половину квартир занимали глухонемые) -они у нее спрашивали:где мама, где папа и она им своими крошечными пальчиками показывала жестами: Мама кушать готовит, морковку чистит, папа на работе.
Это надо было видеть.
Сейчас с моими родителями живут моя племяница с 2 ребятишками-им сейчас 3 и 5 лет. Так они тоже с рождения с дедом и с бабкой общаются и сейчас такие перлы выдают -очень большой словарный запас.
Так как диалог и общение у них начался тоже рано- до года.
Например уже в 11 мес.малыш уже ходил, а говорить не умел, поэтому он шел общаться не к родителям, а к деду и показывает жестами: "Я тебя люблю, а ты меня искупай.Хочу купаться!" Когда это было в первый раз, дед не понял, что он хочет. А тот тащит его за руку в ванную и показывает на ванночку, которая высоко на полке в ванной.
И так каждый вечер. К деду - и просьба искупать.
Поэтому, чем раньше у нас с нашими детьми или внуками начнётся диалог, тем раньше они начинают развиваться.

Попробуйте. Это очень любопытный факт.

_________________
Всегда рада новым друзьям!
С уважением, Синькевич Татьяна Борисовна.
Одесса: +38-097-704-99-73
Скайп:slavuta69


Вернуться наверх
 Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB


Яндекс.Метрика