Текущее время: 04 сен 2025, 15:27
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Российские летописи ясно свидетельствуют, что насаждение на Руси христианства - грандиознейший по масштабам акт вандализма, насилия над народом и надругательства над культурой предков. При насаждении на Руси чуждой византийской веры христианские миссионеры разорили традиционные российские религиозные святыни. Практически все значимые культурные и исторические памятники того времени были варварски уничтожены. На их месте христиане возвели собственные культовые объекты.
«После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.
И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди.
И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.»
Не верь, не бойся, не проси
Активный участник
Зарегистрирован: 03 янв 2009, 20:03
Сообщений: 5736
Откуда: Москва
Шариков пожал плечами. – Да не согласен я. – С кем? С Энгельсом или с Каутским? – С обоими, – ответил Шариков. – Это замечательно, клянусь Богом.
"Утоление жажды важнее утоления голода. И когда остаётся только один источник, тогда на время общего водопоя всякая охота прекращается.
Д. Киплинг "
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Буквально через сто лет после формального образования российского государства его руководители пришли к необходимости внедрения государственной религии. Она должна была стать одним из главных управленческих рычагов. Требования к религии определялись, пожалуй, двумя главными факторами: кровавые междоусобицы российских князей и перманентная агрессия со стороны ближайших соседей. Владимиру и его команде показалось, что религией, которая объединила бы князей, сплотила бы между собой все российские народы, а также помогла бы установить твёрдый мир с соседними народами и стабилизировать ситуацию на границах, может стать христианство, причём в его византийской версии.
К сожалению, эти задачи так и не были решены. Христианство было навязано языческой Руси сверху, самым жестоким образом, всей силой государственной машины. Уничтожение религиозных святынь, памятников культуры, сложившихся традиций вызвало в народе волну сопротивления. Долгие десятилетия народы Руси вели войну с православными миссионерами. Вместо мира Русь получила череду потрясений.
«По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных, в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищали их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства).Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. А волхвы подогревали эти настроения, потому что с упрочением христианства они лишались своего влияния, привилегий, доходов. Наконец, против новых порядков поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении, - рядовичи, закупы, холопы.
Первые крупные потрясения и несогласия в обществе случились тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. В Х в. не раз восставали древляне, вятичи, радимичи. Это были типичные племенные восстания. Они тянули Русь назад, в прошлое. Позднее племенная вражда в едином государстве поутихла, но появились другие противоречия - религиозные.»
(© А.Н. Сахаров, В.И. Буганов: «История России с древнейших времён до конца XVII века», учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, 9-е издание. Издательство «Просвещение», Москва, 2003 год. ISBN 5-09-012203-2. Стр. 77. Все выделения в цитатах - согласно источнику)
Стабилизировать отношения с соседними государствами тоже не получилось. Восточные соседи остались языческими, а западные исповедовали в основном католическую версию христианства.
«... церковь ... выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры» (© там же, стр. 62). Византия стала практически единственным партнёром Руси, с ней был даже подписан мирный договор (© там же, стр. 109). С другой стороны, крещение Руси стало источником напряжённости в отношениях с Византией: греки требовали подчинения русской православной паствы византийскому патриарху, а русские князья этого, естественно, не хотели.
«Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.
Точно так же, как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из православных митрополий.
...
Согласно правилам греческой церкви, только константинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны митрополитов. Однако Владимир отказался принять главу церкви из Византии и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.
Лишь при Ярославе Мудром, когда отношения с Византийской империей были улажены, на Руси появились митрополиты. Это были греки. Они представляли интересы Византии, и это раздражало и великого князя, и епископов, среди которых все больше становилось выходцев из русских религиозных кругов. Когда же в 40-е гг. ХI в. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека.»
(© там же, стр. 75-76)
Безусловно, христианство принесло на Русь много полезного. Церковные деятели выступали миротворцами, призывали русских князей к миру. Православная церковь проповедовала идеи добра, всеобщей любви, ратовала за твёрдую семью, уважение к женщине и прочие христианские ценности. Греческие миссионеры Кирилл и Мефодий разработали славянскую азбуку, перевели на русский язык некоторые священные книги. Приезжали и другие миссионеры, привозили жития своих святых, церковные и светские книги. Открывались школы, все слои населения активно обучались грамоте (© там же, стр. 109).
В то же время церковь медленно, но уверенно убивала уникальную русскую культуру. Это выражалось не только в уничтожении языческих святынь и искоренении религиозных традиций, обрядов и праздников. Христианство всё больше и больше внедрялось во все сферы деятельности людей.
«В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофиннов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
...
Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.»
(© там же, стр. 107-108)
Издревле на Руси существовало деревянное зодчество. В связи с введением христианства накопившиеся архитектурные традиции были вытеснены византийскими правилами строительства. Архитектура стала каменной. В частности, «Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков» (© там же, стр. 115).
Древнее изобразительное искусство, роспись капищ было заменено византийской иконописью. Практически прекратило своё существование искусство изготовления магических масок и скульптура. Светские мотивы стали редкостью, живопись стала храмовой, всё искусство должно было преследовать лишь одну цель - воспевание Бога. И только по церковным канонам.
Пришла в упадок русская музыка. С искоренением русских увеселительных традиций исчезла и потребность в свадебных, похоронных и просто застольных песнях. Народные сказители-певцы, гусляры, скоморохи как будто вымерли.
Значительные изменения претерпела русская литература и фольклор. Традиционные «Слово о...», былины и сказания постепенно были вытеснены жизнеописаниями святых, эллинистически-философскими поучениями, наставлениями. Герои русских сказок - всякая нечисть, оборотни, лешие, русалки, одушевлённые животные - уступили место рассказам об отшельничестве монахов, о путешествиях паломников, о подвигах блаженных святых и великомучеников. Отдельно следует сказать об устойчивых словосочетаниях. Первое знакомство с Библией обычно поражает читателя внезапным озарением: так вот откуда мудрость древних русских пословиц и поговорок! Тысячи библейских афоризмов прочно вошли в традиции русской устной речи, ещё тысячи поговорок связаны с православными обрядами и культовыми предметами. Важным моментом в истории государства стала постановка дела летописания. К этой традиции рано или поздно пришли практически все русские княжества. Как-то так получилось, что и летописание, и литература стали делом сугубо церковным.
«Многие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Многие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры.»
(© там же, стр. 108)
Не верь, не бойся, не проси
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Вы считаете, что Бог одного Вас одарил интеллектом?

Я свою позицию уже изложила давно по этому вопросу. Считаю, что церковь является лишь инструментом в борьбе за власть. Кому власть "не светит",т.е. «баранам», приходится выбирать из двух зол.
Не верь, не бойся, не проси
Участник
Зарегистрирован: 13 дек 2011, 13:19
Сообщений: 161
Откуда: Красноярск

А вообще, забавно. Вы столько раз в этой теме упоминали слово "бараны"в отношении других, что я думала - ну, не иначе избранная(как минимум) по ту сторону монитора по клавишам стучит


Лилия, а что так? Почему за барана-то в замуж? Или Вы зоофилка?(шучу)
Когда тяжело, напоминайте себе, что если сдадитесь – лучше не станет...
Активный участник
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 14:37
Сообщений: 269
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Лучше быть зоофилкой, чем дебилкой (шучу)
Не верь, не бойся, не проси
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Людей можно разделить на три группы - овцы, волки, пастухи.
Овцы - это те, кто ничего в жизни не совершают. Не совершают из-за страха. Они не совершают поступков - ни плохих, ни хороших. Они "хорошие", но только по той причине, что боятся быть плохими. Комфортная среда для овец - стадо. Стадо отличается от стаи отсутствием структуры и обезличенностью. Мотив для действия овцы - внешние правила, удовольствия, страх волков и собак. Большинство - это овцы. Овцам свобода не нужна, они ее боятся и на свободе быстро умирают. Сами себя овцами не считают. Думают, что они волки. Или другая какая живность типа благородная.
Волки - это люди действия. Они могут ошибаться и нередко ошибаются, действуя, исходя из своих ценностей, принося страдания себе и другим. Но тем не менее, волки стоят на ступень выше овец. Им тоже страшно, но они страх преодолевают. Волки могут жить стаей. Структура стаи основана на внутренней силе ее участников. В стае каждый - индивидуальность. Волки ищут свободу вовне - в действиях, словах, убеждениях. Волки готовы погибнуть ради свободы, но не знают, что с ней делать, когда ее получают. У волка есть шанс обрести радость в свободе и избавиться от страданий, тогда как у овцы шансов нет.
Сломавшиеся под тяжестью ошибок, страха и страданий волки - это собаки. Если у волков главная ценность свобода и приключение, то у собак - это порядок и стабильность. Собаки отказались от своего стремления к свободе, но, не желая признавать это, ищут ей замену в статусе, деньгах, власти. Собаки тоже могут жить стаей. Иерархия стаи основана на обмане, тщеславии, гордыне - понятиях, противоположных силе. Собаки ненавидят свободу и свободных. Волков т.е.
Пастухи - это бывшие волки. Те из них, кто понял, что свобода внутри и что они никому ничего не должны доказывать и никому ничего не должны вообще. Они действуют, исходя не из правил, долга или страха, а в силу внутреннего убеждения и/или интереса. Пастухи не ищут сообществ и не избегают их. Они самодостаточны. Пастухи не заботятся о свободе. Они живут.
Пастухи могут содержать собак, заботиться об овцах. При этом стригут и порой делают из них шашлык. Симпатизируют волкам, хотя и порою убивают. Хотя все это им в тягость.
Волки могут становиться пастухами, если успеют понять. Или если не станут собаками.
Собаки - нет.
Овцы... Удел овец - страдать.http://nevolia.ru/vitalii-lozovskii/200 ... khi-skazka
Не верь, не бойся, не проси
Последний раз редактировалось L.G. 16 сен 2012, 20:18, всего редактировалось 1 раз.
Активный участник
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 14:37
Сообщений: 269
Активный участник
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 11:58
Сообщений: 898
Откуда: Бекабад
Москва. 16 сентября, около 12:00, 62-летний уроженец Санкт-Петербурга Юрий Пиотровский, ныне проживающий в Германии, облил чернилами икону в храме Христа Спасителя в Москве.
Юрий Пиотровский заявил, что он состоит на учете в психо-неврологическом диспансере.
писал(а):
"Сумасшедшие на фоне всего этого ажиотажа будут обливать иконы чернилами. Журналисты будут об этом сообщать. Радикальные православные будут в этом винить Pussy Riot. Это уже последствия безумного ажиотажа, который подняли во всем мире по поводу Pussy Riot. Все уже, по-моему, рехнулись"
Alfred Goncharov
У каждого свой путь
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Al Farid
В сложные времена такие понятия, как справедливость, демократия, свобода отходят на второй план. Главное это сохранить суверенитет страны. Поэтому у вас выход только один - поддерживать Путина, несмотря на различие во взглядах. Нужно решать, что важнее, а споры оставить до лучших времен.
C уважением к Вам
Не верь, не бойся, не проси
Активный участник
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 11:58
Сообщений: 898
Откуда: Бекабад
Жалость, сострадание впитал я с молоком.
Вы будете смеяться, но мне так жалко президента:
Работа-то собачья, и нет сочувствия ни в ком.
Догадал же чёрт родиться мне в семье интеллигентов!
Жалость, сострадание впитал я с молоком.
Вы будете смеяться, но мне так жалко президента:
Работа-то собачья, и нет сочувствия ни в ком.
А власть, - что власть? Химера! Цена ей три копейки.
Ведь пашешь, как верблюд, ведь пашешь, как галерный раб.
И не выйти прогуляться, и не выпить на скамейке,
С мужиками не гульнуть, не говоря про баб.
Торчишь на страже мира, демократии, прогресса,
Теряешь зубы, волосы, и нервы на нуле.
Молчат правозащитники и западная пресса,
А он, как узник совести, сидит в своём Кремле!
Хоть не был никогда я диссидентом,
(Хе-хей!)
А тут решил: молчать нехорошо!
Я смастерил плакат «Свободу президенту!»
И с ним на площадь Красную пошёл.
И встал.
Встал аккурат напротив Спасской башни,
(Хе-хей!)
Прекрасный, словно Мартин Лютер Кинг.
Не то чтоб я дурной, не то чтоб я бесстрашный,
Но жалко ж человека, мужики!
Страна у нас казённая - подходит сразу мент,
И зыркает глазёнками, и просит документ.
Старания ментовского сверх меры у него.
Я вроде не похож на Ходорковского,
Но мало ли чего!
Тара-ру-рач-тач-тач-комендатура...
Действительно: а мало ли чего?!
Берут меня опричники и прямо в Кремль заводят.
Ну, думаю, - на дыбу; всё, допрыгался, бунтарь!
Но вроде не в подвал ведут, ведут в хоромы вроде.
И ахнуть не успел – передо мною государь!
«Здорово, - молвит, - удалец! – Обнял меня за плечи. -
Ты прав, непросто быть главой всея моя Руси!
Я тут несу огонь, как Прометей, а все клюют мне печень.
И заступился ты один. Теперь – что хошь проси!
Хошь - министром будешь, или генералом,
(Хе-хей!)
Или послом в одной из тёплых стран!
А хочешь, подарю именье за Уралом,
К нему ещё три тыщи душ крестьян!»
Тара-ру-рач-тач-тач-номенклатура...
«И денег дам, прям сколько унесёшь!»
Я говорю: «Мне не нужны лампасы, даже лычки,
Именье тоже ни к чему, и власть мне не нужна.
Вот ежели б моей жене такие ж черевички,
Какие носит Ваша достославная жена...»
Он улыбнулся, говорит: «Не, супруга заругает.
Бери мои. А что, иль я - не я всея Руси?».
Гляжу, снимает туфель он. Гляжу, второй снимает!
И говорит: «От всей души! Мол, заслужил - носи!»
Он нажимает кнопочку - заходит референт
И раскрывает папочку, вручает документ,
Что, мол, за храбрость молодецкую такой-то фармазон
Туфлями президентскими почётно награждён.
И вензелёк красивый, и подпись, и печать.
Я говорю: «Служу России!» - А что я мог сказать?
Тара-ру-рач-тач-тач-табулатура...
Он вышел провожать меня в носках.
Я сейчас, как эти туфли надеваю,
С ним чувствую кармическую связь:
Все мысли о стране, сижу, переживаю...
А как сниму их, так на всё накласть!
Жаль, размерчик маловат, - я в них хромаю.
Звонили из музея: мол, продай.
Я сыну их отдам - пусть носит, не снимая:
Вдруг станет человеком, раздолбай!
В Кремле всю ночь горит, горит окошко...
Отдохнул бы, что ли, хоть немножко!..
Alfred Goncharov
У каждого свой путь
Активный участник
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 14:51
Сообщений: 454
Вы православный?
Участник
Зарегистрирован: 01 янв 2012, 22:24
Сообщений: 113
«Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится,
а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.» (Деян. 5, 27-40)
Князь Владимир умер, почти многие князья Киевской Руси были язычниками, не говоря уже об окружающих племенах. Практически не было храмов и духовенства. Тем не менее православие распространялось трудами многих подвижников.
Посмотрела ссылку и не удивилась, увидев,
Дата создания - 1962г.
Содержание последнего учебника Вам ничего не напоминает? Во времена богоборчества таких учебников было много.
Последний раз редактировалось TatianaT 16 сен 2012, 23:22, всего редактировалось 1 раз.
Активный участник
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 14:51
Сообщений: 454
К сожалению, эти задачи так и не были решены. Христианство было навязано языческой Руси сверху, самым жестоким образом, всей силой государственной машины. Уничтожение религиозных святынь, памятников культуры, сложившихся традиций вызвало в народе волну сопротивления. Долгие десятилетия народы Руси вели войну с православными миссионерами. Вместо мира Русь получила череду потрясений.
«По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных, в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищали их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства).Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. А волхвы подогревали эти настроения, потому что с упрочением христианства они лишались своего влияния, привилегий, доходов. Наконец, против новых порядков поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении, - рядовичи, закупы, холопы.
Первые крупные потрясения и несогласия в обществе случились тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. В Х в. не раз восставали древляне, вятичи, радимичи. Это были типичные племенные восстания. Они тянули Русь назад, в прошлое. Позднее племенная вражда в едином государстве поутихла, но появились другие противоречия - религиозные.»
(© А.Н. Сахаров, В.И. Буганов: «История России с древнейших времён до конца XVII века», учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, 9-е издание. Издательство «Просвещение», Москва, 2003 год. ISBN 5-09-012203-2. Стр. 77. Все выделения в цитатах - согласно источнику)
Стабилизировать отношения с соседними государствами тоже не получилось. Восточные соседи остались языческими, а западные исповедовали в основном католическую версию христианства.
«... церковь ... выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры» (© там же, стр. 62). Византия стала практически единственным партнёром Руси, с ней был даже подписан мирный договор (© там же, стр. 109). С другой стороны, крещение Руси стало источником напряжённости в отношениях с Византией: греки требовали подчинения русской православной паствы византийскому патриарху, а русские князья этого, естественно, не хотели.
«Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.
Точно так же, как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из православных митрополий.
...
Согласно правилам греческой церкви, только константинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны митрополитов. Однако Владимир отказался принять главу церкви из Византии и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.
Лишь при Ярославе Мудром, когда отношения с Византийской империей были улажены, на Руси появились митрополиты. Это были греки. Они представляли интересы Византии, и это раздражало и великого князя, и епископов, среди которых все больше становилось выходцев из русских религиозных кругов. Когда же в 40-е гг. ХI в. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека.»
(© там же, стр. 75-76)
Безусловно, христианство принесло на Русь много полезного. Церковные деятели выступали миротворцами, призывали русских князей к миру. Православная церковь проповедовала идеи добра, всеобщей любви, ратовала за твёрдую семью, уважение к женщине и прочие христианские ценности. Греческие миссионеры Кирилл и Мефодий разработали славянскую азбуку, перевели на русский язык некоторые священные книги. Приезжали и другие миссионеры, привозили жития своих святых, церковные и светские книги. Открывались школы, все слои населения активно обучались грамоте (© там же, стр. 109).
В то же время церковь медленно, но уверенно убивала уникальную русскую культуру. Это выражалось не только в уничтожении языческих святынь и искоренении религиозных традиций, обрядов и праздников. Христианство всё больше и больше внедрялось во все сферы деятельности людей.
«В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофиннов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
...
Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.»
(© там же, стр. 107-108)
Издревле на Руси существовало деревянное зодчество. В связи с введением христианства накопившиеся архитектурные традиции были вытеснены византийскими правилами строительства. Архитектура стала каменной. В частности, «Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков» (© там же, стр. 115).
Древнее изобразительное искусство, роспись капищ было заменено византийской иконописью. Практически прекратило своё существование искусство изготовления магических масок и скульптура. Светские мотивы стали редкостью, живопись стала храмовой, всё искусство должно было преследовать лишь одну цель - воспевание Бога. И только по церковным канонам.
Пришла в упадок русская музыка. С искоренением русских увеселительных традиций исчезла и потребность в свадебных, похоронных и просто застольных песнях. Народные сказители-певцы, гусляры, скоморохи как будто вымерли.
Значительные изменения претерпела русская литература и фольклор. Традиционные «Слово о...», былины и сказания постепенно были вытеснены жизнеописаниями святых, эллинистически-философскими поучениями, наставлениями. Герои русских сказок - всякая нечисть, оборотни, лешие, русалки, одушевлённые животные - уступили место рассказам об отшельничестве монахов, о путешествиях паломников, о подвигах блаженных святых и великомучеников. Отдельно следует сказать об устойчивых словосочетаниях. Первое знакомство с Библией обычно поражает читателя внезапным озарением: так вот откуда мудрость древних русских пословиц и поговорок! Тысячи библейских афоризмов прочно вошли в традиции русской устной речи, ещё тысячи поговорок связаны с православными обрядами и культовыми предметами. Важным моментом в истории государства стала постановка дела летописания. К этой традиции рано или поздно пришли практически все русские княжества. Как-то так получилось, что и летописание, и литература стали делом сугубо церковным.
«Многие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Многие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры.»
(© там же, стр. 108)
Статья откровенно безграмотная, начнем с того что на рубеже принятия христианства русской культуры не существовало, русская культура складывается гораздо позднее со становлением Москвы... Культура Древней Руси настолько же русская, насколько она украинская и белорусская....
Принятие христианства было относительно более мирным, чем в других европейских странах.
Искоренение языческих обрядов шло на столько медленно , что с их отголосками мы сталкиваемся до сих пор - масленница...
Былины и сказания были на столько вытеснены, что практически все советское поколение с ними знакомо...
Особенно исключительно церковный характер носит - Слово о полку Игореве....
С принятием христианства археологически отмечается!!! всплеск грамотности - берестянные грамоты Новгорода.
Про ценность языческих идолов умолчу - вопрос художественный, но для меня лично несравнимы Спас Звенигородский и идолы из Арконы...
К вопросу о том, что церковь якобы была рычагом на службе властей - на столько видимо послушный был рычаг, что после Петра Великого ни один царь не решился возродить Патриаршество....