Дар или навык?

– Как ваша поездка? – спросил меня клиент. – Сколько выходных вы уже преподаёте в разных местах страны?

– Только дважды: один раз на западном побережье, другой – на восточном, – ответил я.

Корни этого диалога уходят глубоко в прошлое, в гораздо более поверхностную беседу, имевшую место несколькими годами ранее. После моего ответа наступило молчание, и я решил поинтересоваться у клиента, почему она вообще вспомнила то, о чём мы так давно говорили (хотя я и сам никогда не забуду это).

История началась, когда клиент, лёжа на массажном столе, сказала что-то вроде:

– К вам нелегко записаться. Я почти месяц не могла попасть к вам – расписание всегда забито под завязку. Когда я сказала девушке на ресепшене, что идеальные дни для меня – понедельник, пятница, суббота и воскресенье, она ответила, что обычно в эти дни вас нет в городе. Кажется, вы много отдыхаете, – сказала она с ноткой иронии в голосе.

– Ох, отдохнуть бы мне не помешало, но все мои поездки связаны с работой, а именно – с проведением лекций и семинаров для массажистов и мануальных терапевтов, – ответил я.

– Что вы преподаёте?, – спросила она.

– То, чем мы с вами сейчас занимаемся, – ответил я. – Моё обучение имеет прикладной характер: мои ученики применяют свои знания анатомии напрямую, работая друг с другом. Они оттачивают свои навыки пальпации, доводят до совершенства владение самыми разнообразными техниками и приёмами массажа, делятся друг с другом ощущениями, точно описывая каждое малейшее изменение в их теле.

– Это бесполезно, – внезапно ответила она.

– Простите, что? – в глубочайшем удивлении спросил я. Я думал, что я ослышался.

– Мне кажется это невыполнимой задачей, – объяснила она. – Не уверена, что это возможно.

– Что именно невозможно? – спросил я, заранее приглушая в себе всё внезапно проснувшееся раздражение.

– Дело в том, что то, чем вы занимаетесь – это искусство. Вы – очень одарённый массажист, я никогда ещё не встречала таких, как вы. Вы как будто знаете, что у меня болит, где, вы интуитивно понимаете, в каком направлении двигаться, какую силу прилагать и какие приёмы использовать. Мой друг, который меня вам и посоветовал, говорил, что вы словно видите руками. Это – бесценный дар, и я не думаю, что такие способности можно просто передать другим. Я думаю, это то, с чем вы родились.

В этот момент чувство, которое я подавлял, ушло полностью и осталось лишь одно желание – подробно объяснить клиенту свою позицию. Но всё же перед тем, как ответить, я сделал несколько глубоких вдохов.

– Насколько я вас понимаю, каждый рождается с определёнными талантами. Например, кто-то замечательно поёт, кто-то играет в футбол, а кто-то делает массаж. У вас или есть дар, или его нет.

– Да, именно так, – ответила она

– Теперь я понимаю, о чём вы говорите. Что же, теперь нам придётся звонить в наш университет с просьбой закрыть кафедру музыки, дизайна и архитектуры. Человек или может писать картины и сочинять музыку, или ему это не дано. Это врождённый талант, и преподавать эти дисциплины абсолютно бесполезно (кажется, я забыл уточнить, что мой клиент – профессиональный дизайнер).

– Ну, нет, я… , – её голос куда-то пропал. – Я просто думаю, что ваш труд – это другое.

– Почему же? Те правила, что применяются в музыке, театре, искусстве, поэзии и фотографии можно применить и к массажу, чем он плох? Я работал с музыкантами-виртуозами не раз, и каждый из них был максимально сосредоточен на развитии и совершенствовании своих навыков. Виолончелист Пабло Казальс оттачивал навыки игры, исполняя Баха ежедневно практически до самой смерти. Многие мои знакомые-художники регулярно обучают молодых людей. Посмотрите мастер-классы оперной певицы Рене Флеминг и скрипача Ицхака Перлмана и вы увидите, что они, стремясь углубить знания своих учеников, объясняют им фундаментальные принципы своего труда.

– Да, кажется, я поняла вас, – сказала она с извинением в голосе. – Я просто не думала о вашем умении делать массаж как о наборе различных навыков.

Как оказалось, такие заблуждения встречаются довольно часто. В следующем году я на первых занятиях решил опросить своих студентов на предмет того, какие навыки необходимы для отличной игры в баскетбол. За 60 секунд аудитория смогла назвать 8 умений (передачи, ведение, броски, и так далее). Когда я задал тот же самый вопрос касаемо массажа, за минуту студенты назвали только 3 навыка. Любой навык можно развить и отточить до совершенства. Практика, дисциплина и желание – путь к обретению того самого «дара».

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: