Роль массажа в разные периоды развития ребёнка

Двигательная способность человека развивается постепенно, проходя ряд последовательных этапов. Сначала — это рефлекторные движения новорожденного, затем — скоординированная двигательная активность взрослого, которая может совершенствоваться на протяжении жизни.

Развитие двигательных функций ребёнка достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы, так и различными внешним факторами. Зрелость ЦНС обеспечивает возможность работы мозга, а это основа формирования произвольной двигательной активности.

Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются фундаментом для выполнения следующих навыков. Как пример: ребёнку необходимо научиться держать голову и выпрямлять спину, только тогда он сможет сидеть.

В случае нарушения правильного положения частей тела относительно друг друга, будет нарушаться траектория движений, что приведёт к синдрому двигательных нарушений. В результате затрудняется формирование правильных анатомических и функциональных связей между разными центрами и уровнями регуляции мышечного тонуса и движения. А это приводит к изменению и задержке моторного развития. С каждым скачком роста эти процессы будут усугубляться. Таким образом, синдром двигательных нарушений будет прогрессировать, что, в первую очередь, заметно отразится на нарушении осанки.

Пять основных временных интервалов развития ребёнка:

1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ:
со дня рождения до месяца.

2-5. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ:
с 1 до 3 мес.;
с 3 до 6 мес.;
с 6 до 9 мес.;
с 9 до 12 мес.

Грудной возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

ОТ МЕСЯЦА ДО ТРЁХ
Главные задачи:

Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей;
Активизация различных ручных умений;
Обучение положительным эмоциям.

В массаже используются приёмы лёгкого поглаживания. Выполняется растирание стоп.

В гимнастике - рефлекторные упражнения: ползание, разгибание позвоночника, упражнение для стоп. Необходимо выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз.

ОТ ТРЁХ ДО ЧЕТЫРЁХ МЕСЯЦЕВ
Первоочередные задачи:

Полное уравновешивание сгибателей и разгибателей;
Стимуляция деятельности ручек;
Обучение навыкам изменения положения тела.

В приёмы массажа добавляются: растирания, разминания, вибрация.
В гимнастику вводятся пассивные и рефлекторные упражнения. Действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза.

ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Основные задачи:

Абсолютное уравновешивание мышц антагонистов;
Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально;
Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы.

Массаж - приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации.
Гимнастика — упражнения на развития мышечного корсета, удерживания тела в вертикальном положении.

ОТ ШЕСТИ ДО ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ

Необходимые задачи:

Обучение ползанию;
Укрепление всей мускулатуры;
Координация ритмичности движений;
Развитие понимания речи.

Массаж - те же манипуляции, что и в предыдущий период.
В гимнастике — выполнение пассивно-активных упражнений и уроков на обучение способности изменять положение тела.

ОТ ДЕСЯТИ ДО ЧЕТЫРНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ

Важные задачи:

Обучение максимальному разнообразию движений;
Выработке привычки к самостоятельной деятельности.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Наталья Скоробогатова

 

Категории статей:

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: