ДЦП у взрослых и массаж

Эрике 39, она работает массажистом и у неё двое детей. Эрика страдает от спастической диплегии – распространённой разновидности церебрального паралича. Она родилась на десять недель раньше срока и была удочерена в младенчестве. В отличие от многих других недоношенных детей, она в скором времени не догнала своих ровесников в росте и в возрасте восемнадцати месяцев ей диагностировали детский церебральный паралич.

«Моим родителям ещё в 1979 году советовали отдать меня в интернат для детей-инвалидов», – говорит она. – В прошлом году я пробежала 4 кросса и два марафона. Я доказала всем, что они были неправы».

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ?

Церебральные параличи – это группа заболеваний, развивающихся в результате повреждения мозга на раннем этапе развития человека: внутриутробном, во время родов или в раннем младенчестве. Каждый год в нашей стране ДЦП диагностируется примерно у 10,000 человек. Несмотря на колоссальные усилия, прилагаемые системой здравоохранения в попытках снизить уровень заболеваемости ДЦП, он остаётся стабильно высоким на протяжении уже нескольких десятков лет.

Возможно, это происходит из-за того, что в наши дни выживает значительно большее количество недоношенный детей, чем когда-либо. Именно недоношенные дети особенно подвержены риску получения повреждений нервной ткани или развитию аномалий головного мозга, приводящих к развитию ДЦП.

Официальное определение понятия «церебральные параличи» звучит следующим образом: «группа хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. Примерно у 30-50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Двигательные нарушения часто сопровождаются нарушениями чувствительности, восприятия, эпилепсией и вторичными мышечно-скелетными нарушениями».

Заболевание, впервые задокументированное в 1860-х годах британским хирургом Ульямом Литтлом, было позднее определено как спастическая диплегия, одна из форм ДЦП. Считалось, что причина развития этого заболевания кроется в нарушениях в порядке проведения родов, однако, как оказалось, меньше 10 процентов случаев развития церебрального паралича связаны с родовой травмой. Гораздо чаще ДЦП развивается вследствие аномалий развития головного мозга, осложнений внутриутробной инфекции, резусной несовместимости, воздействия токсинов или кровоизлияния в мозг вследствие сосудистой мальформации или артериальной гипертензии у матери. В числе постнатальных причин можно назвать травмы головы, желтуху и судороги различных генезов. Чаще всего ДЦП развивается у детей с низкой массой тела при рождении (меньше 2,5 кг) и недоношенных (менее 37 недель в утробе матери).

ФОРМЫ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Термины, использующиеся для описания типов ДЦП, указывают на двигательные симптомы и какую часть тела они затрагивают. Ученые выделяют следующие формы ДЦП:

• «Атаксическая»: проблемы с балансом и координацией.

• «Атетоидная»: непроизвольные извивающиеся движения мышц лица, туловища, рук и ног.

• Приставка «-ди»: симптомы затрагивают верхнюю (реже) или нижнюю часть тела (чаще).

• «Геми-»: симптомы затрагивают левую или правую сторону тела.

• «-Парез»: Слабость.

• «-Плегия»: Паралич.

• «Спастическая»: Патологическое напряжение мышц, мышцы-сгибатели сильнее мышц-разгибателей.

• «Тетра»: симптомы затрагивают все четыре конечности.

В случае спастической диплегии, диагностированной Литтлом, у пациента наблюдается спастический паралич верхней или нижней части тела. Эрика страдает от проблем с ногами и, кроме того, у неё наблюдаются непроизвольные движения рук (даже в расслабленном состоянии).

«Я думаю, именно поэтому я так хорошо делаю массаж, – говорит она. –Когда во время массажа я прилагаю большое усилие, чтобы контролировать свои руки, я в то же время прилагаю весьма интенсивное давление, работая с клиентом. Рост мой составляет всего 150 сантиметров и, кроме того, я

очень худа, а клиенты говорят мне, что руки у меня сильнее, чем у некоторых мужчин».

Множество людей с ДЦП испытывают трудности, не связанные с контролем движений. У 2/3 больных наблюдаются когнитивные расстройства. Половина из них страдает от эпилептических припадков. Распространено отставание в росте в купе с деформациями позвоночника, такими как гиперкифоз, гиперлордоз и сколиоз.

Проблемы с контролем лицевых мышц могут привести к трудностям в общении, неконтролируемому слюнотечению и серьёзным проблемам с кожей. Также в связи с нарушением контроля мышц у многих больных развивается недержание. Люди с ДЦП, способных ходить, часто испытывают постоянное спастическое напряжение мышц ног, что приводит к развитию характерного для ДЦП паттерна походки, при котором ноги при ходьбе перекрещиваются, словно ножницы.

Большинство этих проблем со временем развиваются, несмотря на то, что сам ДЦП не прогрессирует. Поскольку большое количество этих симптомов выглядят с точки зрения социума неприглядно, люди с ДЦП зачастую находятся в социальной изоляции, что приводит к ухудшению их состояния.

ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ У ВЗРОСЛЫХ

До середины двадцатого века большинство детей с ДЦП не доживали до подросткового возраста. В наши дни 65-90 процентов людей с ДЦП живут гораздо дольше, до зрелости и старше, однако зачастую они подвержены преждевременному старению. Часть систем организма, таких как дыхательная и сердечно-сосудистая, работают неполноценно и физическая активность изнашивает эти системы очень быстро. Конечно, увеличение продолжительности жизни больных ДЦП – это отличный результат, однако вместе с ним перед учёными и врачами встали новые вопросы, требующие ответа.

ДЦП всегда воспринимался как детское заболевание и все стратегии и методы терапии были разработаны для детей. Физиотерапия, эрготерапия, хирургические операции и фармакологические препараты для лечения ДЦП были разработаны с целью достижения максимально возможного уровня самостоятельности больных детей. Однако созданные стратегии не принимали во внимание возможные нужды человека с ДЦП в 30, 40 или в 50 лет.

Опросы и исследования, проведённые среди взрослых людей, живущих с ДЦП и не имеющих когнитивных расстройств, выявили весьма тревожные тенденции. Повзрослевшие пациенты с ДЦП постепенно теряют доступ к медицинским услугам именно в тот момент, когда все вероятные долгосрочные осложнения их заболевания только начинают проявляться. Не все люди с ДЦП теряют способность ходить, однако у многих в возрасте 23-27 лет наблюдается ранние дегенеративные заболевания суставов. В этом возрасте боль становится настолько невыносимой, что люди перестают ходить.

Около 77 процентов взрослых, страдающих от ДЦП, имеют проблемы со спастичностью мышц, у 80 процентов наблюдаются мышечные контрактуры, 18 процентов испытывают постоянную боль и 18 процентов являются полностью нетрудоспособными. 24 процента работают полный рабочий день.

Другое исследование, в ходе проведения которого учёные наблюдали за взрослением детей с ДЦП на протяжении семи лет, выявило, что больше чем у половины способность к самостоятельной ходьбе снизилась, а их частота и интенсивность болевых ощущений выросли.

Проблемы с балансом являются основной причиной снижения способности к ходьбе.

Основные симптомы, наблюдающиеся у взрослых людей с ДЦП – боль, трудно поддающаяся терапии обезболивающими препаратами, слабость, нарушения баланса и быстрая утомляемость. Кроме того, у многих наблюдаются онемение и потеря чувствительности конечностей, потеря памяти, трудности с дыханием и потеря зрения. Исследователи считают, что стратегии терапии, разработанные для детей, совершенно не релевантны для взрослых. Очевидно, что терапия ДЦП для взрослых требует серьёзного переосмысления с целью продления и улучшения качества жизни взрослых людей, живущих с этим тяжелым заболеванием.

ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Меня очень расстраивает тот факт, что науке в настоящий момент известно крайне мало о том, как сделать жизнь взрослого человека, живущего с ДЦП, полноценной. Наибольшую трудность представляет в данный момент разнообразие форм ДЦП. Кто-то может страдать от двигательных нарушений, не испытывая никаких затруднений в когнитивной сфере, а кто-то живёт с тяжелым когнитивным расстройством и эпилепсией, но двигательные

нарушения у него выражены слабо. Очевидно, что в каждом конкретном случае требуется своя особая стратегия. В настоящее время врачи и учёные только начинают исследовать этот аспект ДЦП, однако некоторые подвижки уже имеют место.

Например, раньше, если ребёнка направляли на операцию с целью коррекции положения костей и мышечных контрактур, считалось необходимым проводить обе операции одновременно. Относительно недавно учёные пришли к выводу, что данные процедуры следует проводить раздельно с определённым интервалом, чтобы извлечь максимальную пользу из процесса роста и развития ребёнка. Ортопеды в настоящее время задаются вопросом об изменении формы протеза бедра, поскольку протезы, использовавшиеся ранее, оказались склонны к постоперационному смещению, когда человек достигал зрелого возраста.

Учёные и врачи продолжают свою работу над долгосрочными стратегиями лечения ДЦП, основная цель которых – повышение качества жизни и самостоятельности взрослых больных.

В случае Эрики, в 7 лет ей хирургическим путём увеличили длину правого ахиллова сухожилия, в 14 лет проведена операция на больших пальцах, а в 22 года ей восстановили повреждённые межпозвонковые диски. Два года назад она проходила лечение рака почек, а в этом году Эрика сломала ногу и порвала сухожилие, что серьёзно повлияло на её качество жизни.

«Я уже несколько месяцев на костылях. Я больше не бегаю и занялась плаванием. Только это спасло меня от депрессии, связанной с тем, что я никогда не чувствовала себя так плохо», – говорит она

МАССАЖ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ЖИВУЩИХ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дети с ДЦП имеют более свободный доступ ко всему перечню медицинских услуг, включая массаж, чем взрослые. Опросы показали, что большинство детей с ДЦП посещают сеансы массажа. Множество массажистов готовы работать с такими детьми, однако, когда речь заходит о взрослых, дела обстоят иначе. Массажистов, готовых работать со взрослыми людьми, живущими с ДЦП, значительно меньше. В нашей стране живёт большое количество взрослых людей с ДЦП и часть из них подвержена риску утраты способности к ходьбе.

Массаж помогает справиться с такими распространёнными симптомами ДЦП, как острая и хроническая боль, слабость, быстрая утомляемость и проблемы с балансом. На видео, которое я приложу в комментариях к статье, показано, как несколько минут массажа, выполненного, заметьте, на холоде и через несколько слоев одежды, на некоторое время может значительно улучшить способность больного ДЦП к ходьбе.

Массаж людей с ДЦП связан с определёнными рисками. Пациенты могут использовать препараты, влияющие на процесс проведения массажа: инъекции ботокса, мышечные релаксанты, обезболивающие и так далее.

Также люди с ДЦП зачастую переносят хирургические операции. Основные трудности, конечно же, связаны с проблемой в общении массажиста и клиента и отсутствием чувствительности конечностей. Однако польза массажа для людей с ДЦП значительно важнее рисков. Массаж работает с проприорецепторами, что повышает эффективность функционирования мышц и улучшает баланс, что является важнейшим фактором, влияющим на способность человека к ходьбе. Мы можем помочь человеку с ДЦП повысить выносливость, снять боль и усталость, и, кроме того, массажист может поддержать человека, находящегося в социальной изоляции. Как мне кажется, самое ценное в массаже для больных ДЦП заключается в том, что люди во время сеанса ощущают, что с ними работают, а не просто ухаживают. Это настоящая редкость для людей, живущих с серьёзными хроническими заболеваниями.

«Люди с ДЦП отлично знают свои тела, – говорит Эрика. – И поэтому во время сеанса с ними очень полезно говорить. Доверяйте им».

Рут Вернер

 

Категории статей: