Где бы вы ни жили, почти наверняка в вашем городе есть муниципальные службы. Их сотрудники следят за инфраструктурой: ремонтируют фонари, тротуары, высаживают деревья и цветы у дорог. Но пока люди в ярких жилетах со светоотражающими элементами не перекроют вам утром дорогу на работу, шансы, что вы вспомните об их существовании, близятся к нулю. Но они всегда на посту. Выполняют жизненно важную – и почти всегда незаметную – работу.
В нашем организме тоже есть свои «муниципальные службы», клетки, которые выполняют жизненно важную – и почти всегда незаметную – работу: фибробласты. Именно о них и пойдет речь сегодня.
Фибробласты – это «коммунальные службы» нашего организма: они поддерживают коллагеновую «инфраструктуру» соединительной ткани в рабочем состоянии, строят новые структуры, сносят старые, расчищают «завалы» и даже оказывают экстренную помощь при травмах – например, при порезах кожи.
Фибробласты – самые многочисленные клетки фасции. Они происходят в основном из мезодермы (среднего зародышевого слоя/листка). Я предпочитаю термин «слой», но некоторые исследователи рассматривают мезодерму не как слой, а как пограничную зону между внутренней энтодермой и наружной эктодермой. Однако в наших целях полезно считать мезодерму слоем, поскольку её функция – формировать биологический коллагеновый каркас, который придает структуру:
• нашим внутренним органам,
• наружным структурам (голове, конечностям, нервной системе, коже),
– сохраняя их обособленность, но одновременно поддерживая взаимосвязь.
Фибробласты работают без выходных – они вечно чем-то заняты. Они синтезируют волокна коллагена и эластина в матриксе соединительной ткани, а также другие компоненты межклеточного вещества – гелеобразной основы всей соединительной ткани. При порезе фибробласты, которые находятся в непосредственной близости к месту травмы, неожиданно проявляют выраженные сократительные свойства, превращаясь в миофибробласты, тем самым способствуя стягиванию краев раны.
Фибробласты соединены друг с другом длинными клеточными отростками – филоподиями. Если представить фасциальную матрицу как паутину, которой «оплетён» весь организм, то фибробласты – это паучки, ответственные за плетение и ремонт этой паутины. Все эти «паучки» также связаны между собой – они образуют собственную сеть соединений внутри взаимосвязанной фасциальной паутины.
Фибробласты играют немаловажную роль в процессах воспаления и иммунного ответа. Их избыточная активность (как самих фибробластов, так и миофибробластов) приводит к фиброзу и хроническим контрактурам, например, к болезни Дюпюитрена. Однако самое интересное для нас – понять, как они решают, производить ли больше коллагена или выделять фермент коллагеназу для удаления ненужного коллагена. Хоть на это могут влиять физиологические и метаболические функции, фибробласты делают это в основном без участия нервной системы. Это становится возможным, благодаря «первичной ресничке» – волосоподобной антенне, чья задача – распознавать два механических сигнала: давление и вибрацию.
Представьте, что вы захотели освоить необычное хобби – прыжки на одной ноге – и стали тренироваться ежедневно. По часу в день, семь дней в неделю вы прыгаете на левой ноге, согнув ее в колене. За 3-6 месяцев вы не только укрепите мышцы, но и полностью перестроите фасциальную сеть в обеих ногах и области таза.
Фибробласты фасции правой ноги создадут дополнительный коллаген в коленном суставе, чтобы вам легче было держать ногу согнутой. Изменятся фасции бицепсов бедра, квадрицепсов и сгибателей тазобедренного сустава.
Левая нога тоже адаптируется, но по-своему: чтобы обеспечить мышечную силу, необходимую для прыжка, вдоль всей ноги от стопы до позвоночника будут сформированы еще более прочные коллагеновые волокна как результат постоянного механического давления (распределения нагрузки). Разумеется, перестроятся и кости. Кости подчиняются закону Вольфа: костная ткань адаптируется к регулярной нагрузке, становясь прочнее. Адаптация костей – процесс длиною в жизнь. Именно благодаря закону Вульфа упражнения с умеренными отягощениями могут остановить развитие или вовсе или обратить вспять остеопороз. Обратный пример – астронавты в невесомости теряют костную массу и нуждаются в реабилитации после возвращения на Землю.
Фасции следуют закону Дэвиса: мягкие ткани тоже перестраиваются вследствие механических воздействий. Закон назван в честь Генри Гассета Дэвиса, ортопеда, жившего в XIX веке, который разработал методы безоперационного изменения тканей с помощью тракций.
Поскольку фибробласты реагируют на давление и вибрацию (и чувствительны к их направлению), логично предположить: мануальная терапия и массаж способны влиять на их состояние и функциональность.
Изменения коллагеновых волокон в процессе терапии поначалу практически незаметны: ~1 см удлинения в месяц. Но учитывая, что все в нашем теле взаимосвязано, даже такие на первый взгляд незначительные изменения в ключевых зонах дают значимый эффект. Этот эффект закрепляется на клеточном уровне: когда человек начинает двигаться или распределять вес иначе после сеанса, его «внутренние рабочие» – фибробласты – получают новые сигналы давления и перестраивают коллагеновые волокна.
Дэвид Лесондак
Источники
Grinnell, F. “Fibroblast Mechanics in Three-Dimensional Collagen Matrices.” Journal of Bodywork and Movement Therapies 12, no. 3 (July 2008): 191–3. https://doi.org/10.1016/j.jbmt.2008.03.005.
Langevin, H. “Connective Tissue: A Body-Wide Signaling Network?” Medical Hypotheses 66, no. 6 (2006): 1,074–7. https://doi.org/10.1016/j.mehy.2005.12.032.
Langevin, H., C. J. Cornbrooks, and D. J. Taatjes. “Fibroblasts Form a Body-Wide Cellular Network.” Histochemistry and Cell Biology 122 (2004): 7–15. https://doi.org/10.1007/s00418-004-0667-z.Nelson, M. E., and S. Wernick. 2000. Strong Women Stay Young. New York: Bantam Books.












