Перенапряжение мышц задней поверхности бедра
Чем опасно перенапряжение мышц задней поверхности бедра? Все дело в том, что оно может привести к усилению заднего наклона таза, что сопровождается сглаживанием поясничного лордоза (гиполордозом). Сглаженный поясничный лордоз, по сути, означает уменьшение угла разгибания всего поясничного отдела позвоночника; иными словами, поясница находится в положении чрезмерного сгибания (флексии). Такое согнутое положение поясницы переносит нагрузку с расположенных позади дугоотростчатых (фасеточных) суставов на межпозвонковые диски, которые находятся спереди.
Это может привести к различным патологиям межпозвонковых дисков, включая протрузии и грыжи. Кроме того, изменения в поясничном отделе вызовут компенсаторные изменения во всех расположенных выше отделах позвоночника.
Но и это не всё. Укорочение мышц задней поверхности бедра вызывает напряжение в спине. Например, когда человек наклоняется вперед, чтобы что-то поднять с пола, укороченные мышцы задней поверхности бедра увеличивают нагрузку на мышцы-разгибатели поясницы (например, паравертебральные мышцы, выпрямляющие позвоночник), заставляя их чрезмерно растягиваться. Это часто вызывает ответную реакцию мышечного веретена (рефлекс на растяжение мышцы), что приводит к напряжению мышц поясницы и появлению болевых ощущений. Хроническое напряжение мышц поясницы, в свою очередь, приводит к сдавливанию межпозвонковых дисков, еще больше повышая риск развития патологии (протрузий/грыж), а также появления остеоартрозных костных шпор (остеофитов). А это уже может увеличить вероятность сдавления нервов и развития ишиаса. И вновь напомним: все эти проблемы могут быть следствием ограниченной подвижности ПФС большого пальца стопы!
Перенапряжение мышц-сгибателей бедра
Если у одной ноги ограничена амплитуда шага, то в процессе ходьбы, когда она находится сзади, уменьшается амплитуда разгибания в тазобедренном суставе. А разгибание бедра критически важно для растяжения мышц-сгибателей бедра (подвздошно-поясничная, прямая мышца бедра и др.). Следовательно, существует прямая связь между ограниченным разгибанием ПФС и укорочением мышц-сгибателей бедра.
Это запускает целую цепочку реакций в кинематической цепи. Укорочение мышц-сгибатели бедра приводит к формированию неправильной, патологической осанки осанки – усилению переднего наклона таза, что является фундаментальной причиной развития нижнего перекрестного синдрома (Рис. 6).
Нижний и верхний перекрестные синдромы
Нижний перекрестный синдром характеризуется усилением переднего наклона таза, что приводит к гиперлордозу поясничного отдела позвоночника. Это увеличивает нагрузку на позвоночник и вызывает сдавление дугоотростчатых (фасеточных) суставов поясницы, что может привести к фасеточному синдрому и боли в спине. Хронический фасеточный синдром повышает риск образования остеоартрозных костных шпор (остеофитов). Если эти шпоры проникают в межпозвонковые отверстия (МПО), это может вызвать сдавление нервного корешка при его прохождении через МПО (так называемый латеральный стеноз позвоночного канала), что в поясничном отделе может привести к ишиасу (Рис. 7).
Продвигаясь вверх по кинематической цепи, поясничный гиперлордоз вызывает гиперкифоз грудного отдела позвоночника. Это, в свою очередь, ведет к сглаживанию лордоза нижнего шейного отдела и гиперэкстензии головы в атлантозатылочном суставе, формируя синдром «выдвинутой вперед головы». Этот паттерн нарушений осанки верхней части тела известен как верхний перекрестный синдром.
Этот синдром приводит к перенапряжению мышц-разгибателей шейно-затылочной области (например, верхней части трапециевидных, полуостистой мышцы головы, мышцы, поднимающей лопатку), что приводит к тугоподвижности и боли в шее и повышает риск развития головных болей напряжения. Сглаженный шейный лордоз может привести к хроническому укорочению мышц-сгибателей нижнего и среднего шейного отдела позвоночника, что, в свою очередь, ведет к перенапряжению грудино-ключично-сосцевидных, лестничных и подъязычных мышц. Напряжение лестничных мышц повышает риск развития синдрома передней лестничной мышцы (разновидность синдрома верхней апертуры грудной клетки). Напряжение подъязычных мышц увеличивает нагрузку на височно-нижнечелюстные суставы (ВНЧС), способствуя развитию их дисфункции.
Еще одно следствие грудного гиперкифоза – сутулость/протракция плечевого пояса и увеличение медиальной ротации рук в плечевых суставах. Усиленная медиальная ротация в плечевом суставе, в свою очередь, повышает риск импинджмент-синдрома плеча из-за сближения большого бугорка плечевой кости с акромионом при отведении руки. Импинджмент-синдром плеча обычно приводит к субакромиальному бурситу, а также дегенерации и возможным разрывам надостной мышцы вращательной манжеты плеча, что увеличивает риск адгезивного капсулита («замороженного плеча»).
Возвращаясь к грудному гиперкифозу и протракции плечевого пояса при верхнем перекрестном синдроме, следует отметить, что риск развития всех трех форм синдрома верхней апертуры грудной клетки (синдром передней лестничной мышцы, реберно-ключичный синдром, синдром малой грудной мышцы) также значительно возрастает.
Кроме того, грудной гиперкифоз, по определению, означает усиление сгибания (кифоз – это кривизна сгибания), что, вероятно, приводит к снижению амплитуды разгибания грудного отдела позвоночника. Уменьшение разгибания в грудном отделе перекладывает нагрузку по разгибанию на поясничный отдел, еще больше усиливая поясничный лордоз и замыкая порочный круг, который изначально возник из-за усиления переднего наклона таза.
Таким образом, ограничение разгибания в небольшом ПФС большого пальца стопы может крайне негативно повлиять на тазобедренные суставы, ВНЧС, плечевые суставы, плечевой пояс, вызвать синдромы верхней апертуры грудной клетки, головные боли, а также патологии поясничного, грудного и шейного отделов позвоночника. Поистине поразительно! Конечно, дисфункция ПФС не гарантирует развитие всех этих состояний, но вероятность их возникновения значительно повышается.
Джо Мусколино