Этический или моральный кодекс – это свод правил поведения, который регулирует деятельность членов определённого профессионального сообщества. Конечно, у нас, массажистов, нет единого морального кодекса, поэтому многие организации и профсоюзы, например, ABMP, составляют собственные своды правил корректного поведения массажиста. Тем не менее, все они основываются на универсальных неписанных принципах, соблюдение которых характеризует массажиста как профессионала. Да, ваш профессионализм – это не только умение делать массаж, но и умение правильно себя вести с клиентами. Кроме того, этическим кодексом личности можно назвать ценности человека, его понятия о том, что такое хорошо, а что – плохо. Не важно, являетесь ли вы владельцем бизнеса в сфере массажа, индивидуальным массажистом или тем и другим одновременно – наше дело подразумевает заботу о других людях, и наш кодекс этики должен основываться на ключевых общечеловеческих ценностях. Этот кодекс должен направлять вас на пути к честной, целостной и профессиональной практике.
НУЖЕН ЛИ КАЖДОМУ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС?
Если вы столкнулись с трудностями в принятии какого-либо профессионального или делового решения, вы должны иметь возможность обратиться к своему этическому кодексу, чтобы понять, соотносятся ли ваши намерения с вашими же ценностями. В конце концов, все мы можем попросту заработаться и забыть, зачем вообще мы занимаемся массажем (подсказка – чтобы помогать людям) и как мы должны это делать (и вновь подсказка – профессионально и честно). Создание своего собственного свода этических правил поможет вам укрепить, структурировать и продумать свои приоритеты, пересмотреть свои бизнес-цели, напомнить себе о своих сильных сторонах, обратить внимание на слабые и понять, как устранить те или иные недостатки.
Если вы – владелец массажной клиники, создание или пересмотр кодекса этики поможет вам корректировать ваше направление развития и управлять ростом. Чтобы стать лучшей версией себя, первоклассным профессионалом, успешным бизнесменом, конечно, необходимо время. Вы можете опубликовать свой личный свод правил поведения на своем веб-сайте – это продемонстрирует клиентам вашу открытость, этичность и профессионализм.
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
Некоторые элементы кодекса этики могут быть довольно пространными, общими. Пример такого принципа – «Я обязуюсь уважать и отстаивать ценность человеческой личности». Это высказывание может иметь разные значения в разных контекстах и при работе с разными клиентами. В некоторых случаях это значит то, что вы будете поддерживать клиента психологически, не осуждать его, не критиковать. В других ситуациях это будет значить то, что вы не пойдёте на поводу у клиента, который пытается вывести вас на спор или даже ссору.
Вторая разновидность принципов этического кодекса – объективные указания к действию. Так, например, «Я ни при каких обстоятельствах не разглашу конфиденциальную информацию, касающуюся моих клиентов» – это максимально объективная и строго определённая стратегия поведения, согласно которой вы никогда и ни в коем случае не будете обсуждать ваших клиентов. Даже в том случае, если у вас спросят третьи лица, знакомы ли вы с человеком, который является (или являлся) вашим клиентом, без чёткого и ясного разрешения со стороны самого клиента вы никогда не дадите утвердительный ответ. Но даже если клиент вам позволил разглашать какую-либо информацию, вы не сделаете этого без острой необходимости. Этот принцип также значит, что вы надежно храните любую информацию, касающуюся клиента – используете сейфы, закрывающиеся на замок шкафы, а на вашем компьютере и телефоне установлен пароль.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС?
Подходы к созданию кодекса этики могут различаться, но для себя я решил, что мой свод правил поведения будет состоять из трёх частей – мои обязанности по отношению к клиентам, коллегам и самому себе. Вы тоже можете воспользоваться этой схемой! Заметьте, что все эти три сферы моей профессиональной деятельности пересекаются – такова суть работы в сфере массажа. Итак, мои основные принципы:
Обязательства перед клиентами:
• Предоставлять услуги максимально возможного качества, исходя из моей квалификации. Предлагать клиентам обратиться к другим специалистам, если мои навыки не способны удовлетворить их потребности.
• Работать только в рамках своего образования, навыков, умений и знаний.
• Заботиться об эмоциональном и физическом благополучии клиентов.
• Трепетно относиться к конфиденциальным сведениям.
Обязательство перед коллегами
• Проявлять уважение в переписке и устном общении (как при разговоре с самими коллегами, так и при разговоре о них)
Обязательства перед самим собой
• Ставить в приоритет свои собственные рамки и границы, когда дело касается границ, личной жизни, времени и заработка.
• Вести открытый и полный финансовый учет, вовремя платить налоги.
• Постоянно повышать свою квалификацию и развиваться, причем не только в сфере массажа, но и в сфере межличностного общения, коммуникации с клиентами, терпимости и уважения к тому, что в этом мире есть не только «я», но и «другие».
Сам процесс анализа своих приоритетов и ценностей может открыть вам глаза на ваши сильные и слабые стороны. Результат такого анализа может помочь вам принять важные решения, которые в дальнейшем крайне положительно отразятся на ваших профессиональных и деловых успехах. Желаем удачи!
Майкл Рейнольдс, Алисса Хайнес