Норма - понятие относительное

Мой клиент вошёл в кабинет с улыбкой от уха до уха. «Давно моей спине не было так хорошо!» – сразу сказал он.

– Никаких спазмов с последнего сеанса не было? – уточнил я.

– Никаких, даже несмотря на то, что мы увеличили промежуток между сеансами. На самом деле, я чувствую себя так хорошо, что думаю прекратить посещать сеансы, но сегодня я всё же решил прийти. Сейчас мне кажется, что эффект точно закрепился, а вот после первых сеансов в течение трёх дней я ещё замечал ухудшения самочувствия, – сказал клиент.

– На последнем сеансе я работал с вашей спиной, а сегодня я хочу уделить внимание бёдрам, – ответил я, посвящая клиента в детали предстоящего сеанса. – Чем сильнее проявляется ограничение подвижности в бёдрах, тем больше ваша поясница старается это компенсировать, обретая патологическую подвижность. Спине чрезмерная мобильность ни к чему, для неё главное – стабильность.

Я попросил клиента лечь лицом вниз на массажный стол, затем я оценил степень внутреннего и внешнего вращения бедра. Заметив, что внутреннее вращение слегка ограничено, я провёл пальпацию квадратной мышцы бедра и грушевидной мышцы, пытаясь найти спазмированные и болезненные участки. Внезапно я услышал приглушённый смех

– Всё в порядке? – спросил я.

– Мне, конечно же, не понять, как вы определяете, где точно есть какие-то проблемы, а где их нет, но что куда более странно – как я могу не знать о том, что у меня что-то так сильно болит? Я ведь должен это чувствовать постоянно?

– Интересный вопрос, да и задают мне его довольно часто. Вообще тут всё очень похоже на то, что вы заметили ранее. Помните, вы сказали, что в самом начале терапии в течение трёх дней после сеанса вы замечали ухудшение самочувствия?

– Как это связано? Совсем ничего не понимаю, – признался мой клиент.

– Вся суть заключается в вашем собственном понимании нормы. Как ваш мозг решает, чему уделять повышенное внимание, а что игнорировать? Информация о физиологической норме координации движений, регуляции равновесия и мышечного тонуса хранится в отделе головного мозга, который называется «мозжечок». Объём мозжечка составляет около 10% объёма всего головного мозга, но в нём располагается более половины всех нейронов центральной нервной системы. Большая часть его работы – различение ожидаемого и неожиданного. Например, надев рубашку дома с утра, вы можете заметить, что она мала вам в груди и натирает только на работе. Почему же? Мозг постоянно обрабатывает невероятно огромные потоки информации, и ему всегда, в любом случае приходится расставлять приоритеты.

– Это-то понятно, но вот то место, с которым вы работали… Оно болит очень сильно! Мне кажется, это должно было привлечь моё внимание ранее.

– Представьте, что наш мозг, воспринимая новое ощущение, каждый раз спрашивает себя: «Что это?» «Что это значит?» «Что я должен сделать?» Очень вероятно, что когда-то вы замечали боль и ограничение подвижности в бёдрах. С течением времени, однако, эти ощущения показались вашему мозгу незначительными, неважными и он посчитал, что этот дискомфорт не представляет серьёзной угрозы, так как у вас была проблема куда более значительная. Ваш мозг просто решил оставить это на потом. Это состояние стало вашей новой нормой. Важно понимать, что эта новая норма по вашим субъективным ощущениям никогда не будет отличаться от старой. Время буквально «стирает» ваши воспоминания о старой норме. Наиболее объективно их можно сравнить только в небольшом временном промежутке.

– Вы сказали, что это как-то связано с моими ощущениями после первых сеансов. Как же?

– После первых сеансов в вашем теле произошли значительные изменения, и вы сразу же заметили терапевтический эффект, заметили ту самую разницу между старой и новой нормой. Вскоре это улучшение самочувствия показалось вам привычным. Однако пары сеансов для закрепления эффекта недостаточно, поэтому после вы испытали некоторое ухудшение самочувствия, – объяснил я. – Диапазон движения значительно повысился, но это ощущение мгновенного улучшения самочувствия вскоре пропало, потому что повышенный (по сравнению с вашим предыдущим состоянием) диапазон движений стал новой нормой. Большинство людей видят эту разницу только тогда, когда замечают, что привычные им действия даются с куда большей лёгкостью. Чаще всего клиенты замечают, в течение трёх-четырех дней после сеанса это ощущение лёгкости куда-то исчезает. Я всегда указываю клиентам на то, насколько повысился уровень их активности – и им всё сразу становится ясно.

– То есть, восприятие нормы может работать сразу в двух направлениях. Это объясняет то, как мы порой не замечаем постепенного развития каких-либо заболеваний и то, как мы часто не обращаем внимания на небольшие улучшения самочувствия. Норма – понятие относительное, – сделал вывод клиент.

– Наше восприятие самих себя полагается на постоянной, точной и своевременной информации о состоянии нашего тела. Массаж – отличный способ «взбодрить» нервную систему, отвлечь её от старых проблем и обратить внимание на улучшения, происходящие в организме.

– Да, теперь я точно ощущаю, что с бедрами у меня проблема, – сказал внезапно мой клиент.

– Давайте посмотрим, что с этим можно сделать, – ответил я, приступая к сеансу.

 

(Дуглас Нельсон)

 

Категории статей: