Педиатрический массаж и детская депрессия

Мы знаем, что дети нередко болеют теми же заболеваниями, что и взрослые, но далеко не все верят в то, что у детей бывает клиническая депрессия. Депрессия в детском и подростковом возрасте – это расстройство настроения, от которого страдают дети до восемнадцати лет. В группе риска находятся дети, пережившие потерю близких людей, живущие в состоянии постоянного нервного напряжения, регулярно подвергающиеся травле со стороны сверстников, а также имеющие трудности в обучении, особенности развития и тревожные расстройства.

Зачастую люди, которые никогда не сталкивались с депрессией, не могут понять тех, для кого подавленность и пессимизм – постоянные спутники. Иногда людей с депрессией даже осуждают, говоря: «Будь сильнее, постарайся всё это преодолеть, перешагни через себя!» и так далее.

Детская депрессия не имеет ничего общего с повседневными эмоциями и изменением эмоционального диапазона по мере развития ребёнка. Если ребёнок кажется грустным, это далеко не всегда значит, что у него депрессия. Однако, если грусть у ребёнка не проходит сама собой, начинает влиять на его поведение и изменяет образ жизни, на это стоит обратить пристальное внимание и при необходимости проконсультироваться со специалистом

Распространённость детской депрессии

Приблизительно 2,5 процента детей и подростков в развитых странах страдают от депрессии. Причем и мальчики, и девочки в детском возрасте имеют практически одинаковый риск развития депрессивных расстройств, однако, по данным ряда исследований, у мальчиков чаще развивается депрессия в возрасте до 10 лет, а у девочек – к 16 годам. В подростковом возрасте у девушек депрессия диагностируется в два раза чаще, чем у молодых людей.

Зачастую у детей с клинической депрессией есть родственники со схожими депрессивными расстройствами. Несмотря на гендерные различия в распространённости депрессии, степень выраженности симптомов одинакова и у мальчиков, и у девочек.

Грустный или в депрессии?

Симптомы депрессии разнятся от ребёнка к ребёнку. Очень часто родители не замечают их, и ребёнок не получает должного лечения, так как симптоматику депрессии многие принимают за нормальные эмоциональные реакции. У некоторых детей депрессия проявляется в склонности к притворству, а иногда – к агрессии и злости. У многих детей депрессия вызывает подавленность и не проходящую грусть, как и у взрослых. Также у детей с депрессией наблюдаются изменения настроения и поведения, они ощущают безнадёжность и грусть.

Основные симптомы депрессии в детском возрасте:

  • Злость, раздражительность, постоянный плач, который невозможно остановить, вспышки гнева.
  • Постоянное ощущение безнадёжности и грусти.
  • Неадекватные реакции на отказы, чувство бесполезности, ребёнку кажется, что он никому не нужен.
  • Замкнутость.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе и т. д.
  • Изменения аппетита (повышение или понижение.)
  • Нарушения сна – бессонница или постоянная сонливость .
  • Невозможность сосредоточиться.
  • Постоянная усталость, вялость.
  • Ближе к подростковому возрасту – мысли о смерти и самоубийстве.

У ребёнка с депрессией не обязательно должны проявляться все эти симптомы. Большинство демонстрирует разные симптомы в разное время и в разных ситуациях.

Тяжелая реальность

Депрессия в детском и подростковом возрасте неразрывно связана с суицидальным поведением. Конечно, дети до двенадцати лет крайне редко совершают самоубийство, однако уже после этого возраста статистика попыток самоубийств неуклонно растёт. Зачастую дети действуют импульсивно, иногда – в порыве злобы на близких людей. По статистике девочки чаще предпринимают попытки самоубийства, но у мальчиков эти попытки значительно чаще заканчиваются смертью.

Массаж для детей – эффективен ли он?

Эффективности детского (педиатрического) массажа посвящено множество исследований. По их результатам, тактильная стимуляция ребёнка во время массажа способствует значительному снижению уровня тревоги, помогает бороться с подавленностью, снижает уровень гормонов стресса, таких, как кортизол и повышает уровень нейромедиаторов, отвечающих за хорошее настроение и самочувствие – серотонин и дофамин.

Работая с ребёнком, мы помогаем ему справиться не только с физическими, но и эмоциональными проблемами. Это не значит, что мы выходим за рамки нашей практики и пытаемся быть психологами и психиатрами. Массажист никогда не будет диагностировать депрессию, но мы всегда готовы пустить в ход все имеющиеся в нашем распоряжении приёмы и техники, чтобы оказать ребёнку поддержку на физическом и психологическом уровнях.

Мы уже писали о необходимости постепенного знакомства с ребёнком – почитайте об этом в этой статье: https://www.massage.ru/articles/tolko-s-vashego-pozvoleniya. Здесь изложены основные правила общения с ребёнком, расположения его к себе и настроя на массаж.

Начните массаж медленно и так же медленно переключайтесь между техниками и приёмами. Общаться с детьми следует, согласно уровню их развития, эмоциональному возрасту и словарному запасу. Обязательно обращайте внимание на различные невербальные подсказки, которые дает вам ребёнок (их мы тоже обсудили в вышеуказанной статье).

Язык тела – одно из важнейших средств коммуникации с детьми-клиентами. Работая с детьми, страдающими от депрессии, необходимо проводить очень тщательный осмотр, подробно обсудить все вопросы как с родителями, так и с самим ребёнком, а затем уже выбрать наиболее подходящие для конкретного случая виды и техники массажа. Главное, что от нас требуется – поддержка, сочувствие и желание помочь.

Тина Аллен​

ИССЛЕДОВАНИЯ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ НАПИСАНА СТАТЬЯ (АНГЛ):

1. "A Fact Sheet," National Institute of Mental Health, www. about-teen-depression. com/teen-depression.html.

2. American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. The Depressed Child, "Facts for Families," No. 4 (5/08).

3. Beider S, Moyer CA. Randomized controlled trials of pediatric massage: a review. Evid Based Complement Alternat Med. 2007; 4(1):23–34.

4. Birmaher, B., Ryan, N.D., Williamson, D.E. Brent, D.A., Kaufman, J., Dahl, R.E., Perel, J. & Nelson, B. (1996). Childhood and adolescent depression: A review of the past 10 years. Part I. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 35(11), 1427-1439.

5. Chakraburtty, Amal. "Depression in Children". WebMD. WebMD, LLC., www. webmd. com/depression/guide/depression-children. Retrieved November 7, 2012.

6. Cheung, A.H., Emslie, G.J., & Mayes, T.L. (2005) review of the efficacy and safety and antidepressants in youth depression. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 46(7), 735-754. 7. Field TM. Massage therapy effects. Am Psychol. 1998; 53(12):1270–1281.

8. Hankin, B.L., Abramson, L.Y., Moffitt, T.E., Siilva, P.A., McGee, R. Angell, K.E. (1998) Development of depression from preadolescence to young adulthood: Emerging gender differences in a 10-year longitudinal study. Journal of Abnormal Psychology, 107(1), 128-1140.

9. Jorm AF, Allen NB, O'Donnell CP, Parslow RA, Purcell R, Morgan AJ (October 2006). "Effectiveness of complementary and self-help treatments for children and adolescents." Med J Aust. 2006 Oct 2;185(7):368-72.

10.Kessler, R.C., Avenevoli, S., & Merikangas, K.R. (2001). Mood disorders in children and adolescents: An epidemiological perspective. Biological Psychiatry, 49(12), 1002-1014.

11.Kovacs, M., Feinberg, T.L., Crousenovak, M.A., Paulauskas, S.L., & Finkelstein, R. (1984). Depressive-disorders in childhood. 1. A longitudinal prospective-study of characteristics and recovery. Archives of General Psychiatry, 41(3), 229-237.

12.Nolen-hoeksema, S. & Girgus, J.S. (1994). The emergence of gender differences in depression during adolescence. Psychological Bulletin, 115(3), 424-443.

13.Schachter S, Singer JE. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychol Rev. 1962; 69:379–399.

 

Категории статей: