Массаж в Средние Века: Европа, Аравия, Древняя Русь

Вся духовная культура эпохи средневековья, феодализма, находилась под гнетом церковной идеологии.
Идеалы христианства не могли способствовать повсеместному распространению массажа. Медицина и другие области знания находились в руках разных шарлатанов и цирюльников. Представители науки блуждали в дебрях алхимии, бредили жизненным эликсиром, мечтали найти философский камень. Только одни арабы, не забывая искусства древних народов, продолжали применять массаж главным образом с лечебными целями.

В трудах выдающегося таджикского философа, ученого и писателя Авиценны (Ибн-Сины), долгое время жившего в Аравии, имеются подробные указания на арабском языке о применении некоторых элементов массажа в медицине. Завоевания арабов, широкое использование ими воды, связанное с их религиозными обрядами , повсеместное распространение бань на Востоке — все способствовало тому, что массаж стал применяться во всех странах, соседних с Аравией. В Турции, Персии, Хиве, Бухаре массирование сосредоточивалось в общественных банях. Ибн-Сина придавал массажу огромное значение. Он рассматривал его как действенное средство в борьбе с утомлением и как лечебное мероприятие.

Ибн-Сина различал следующие виды массажа:
- сильный — укрепляющий тело;
- слабый — смягчающий, расслабляющий тело;
- продолжительный — способствующий похуданию человека;
- умеренный — способствующий «процветанию тела»;
- подготовительный — предшествующий физическим упражнениям;
- восстановительный, или успокаивающий (после физических упражнений).

Определение Авиценны «подготовительный» (предварительный) и «восстановительный» вошли в современную терминологию лечебного и спортивного массажа.
Методика массажа на Востоке резко отличалась от методики в Древней Элладе и Риме. Некоторое представление о восточном массаже могут дать иллюстрации, показывающие работу массажистов в тбилисских (тифлисских) банях 80-х годов прошлого столетия.

.

Фото 1. Восточный массаж. Растирание трапециевидной мышцы.

Фото 2. Восточный массаж. Пассивные движения в коленных суставах.

Фото 3. Восточный массаж. Пассивные движения плечевого и коленного суставов.

Фото 5. Восточный массаж. Растирание мышц спины.

Восточные специалисты в равной мере работали и руками и ногами, уделяя главное внимание растираниям, пассивным и активно-пассивным движениям в суставах.

А. С. Пушкин оставил нам яркое, красочное описание массажа, который он испытал на самом себе в тифлисской бане в 1829 г. во время поездки в Арзрум (Эрзерум). Вот что писал великий поэт. «Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине в присядку, е sempre bепе.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водой, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое; горячее мыло обливает вас как воздух!
№. В.: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.
После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».

Генерал Н. Н. Муравьев-Карский, победитель турок на Кавказе, в таких словах описывает восточный массаж: «Вышедши (из воды), я велел банщику мыть себя и ломать по их обыкновению. Они сие чрезвычайно ловки делать, всячески коверкуют, так что ребра и все кости трещат, стучат тебя кулаками и, положа на спину, прыгают на ноги и на грудь и спалзывают на пятках по мокрому телу. Я держал свои кулаки в готовности, чтобы истребить банщика, если меня ушибет; но они так проворно и ловко сие делают, что я только мог хохотать с товарищами».

Описанные А. С. Пушкиным и Н. Н. Муравьевым-Карским приемы и до настоящего времени составляют сущность местного массажа, применяемого на Востоке.

Древние славяне.

Среди древних славянских племен большим признанием пользовались купание в банях и растирающие приемы по всему телу вместе с похлопыванием и легким стеганием по телу вениками, сделанными из березовых, кленовых или дубовых листьев. Этот древний славянский обычай массажа тела с использованием раздражения кожи при помощи воздействия на нее ударов травянистыми вениками сохранился и до нашего времени не только среди населения России, но и в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии. Растирание, поглаживание, растягивание и похлопывание достигло большого совершенства у древних славян независимо от влияний со стороны греков и римлян.
Наши предки с успехом разминали суставы и другие части тела, втирая в них различные мази и особые раздражающие вещества из трав, сваренных на масле или смешанных с медвежьим, волчьим или каким-либо другим жиром.
В Древней Руси простые элементы массажа правильно использовались при лечении ревматических болей и при травмах различными знахарями и костоправами.
Русские «лечцы» назначали массажные приемы при лечении «ломот», травмах, нервных болезнях, делали энергичные поколачивания крестца при запорах; к болезненным точкам прикладывали тепло и холод, после чего растирали и поглаживали. С XI в. при монастырях начали строиться «строение ванное, врачеве и больницы», в которых лечились жители Древней Руси.

В истории развития массажа следует отметить особенности массажа у финнов и карелов, у которых он с давних времен широко распространен среди народных масс. О применении карелами массажа поется в народном героическом эпосе «Калевала», созданном и записанном среди сказителей, живших на территории Карелии. Массаж здесь является таким же древним народным «обычаем», как и у славянских народов.

Приемы массажа у финнов характеризуются своими особенностями и своей методикой. Отдельные элементы и приемы этого массажа включены нами в систему классического массажа. С появлением работ по анатомии Мондино де Сиуччи, Бертуччио и Пиетро Егилата, относящихся к XIV и XV вв., начало пробуждаться внимание к врачебной гимнастике и массажу.

Это внимание усилилось после опубликования работ знаменитого анатома Везалиуса (ум. в 1565 г.); трактата о сохранении здоровья и достижении глубокой старости, принадлежащего перу Антониуса Гази из Падуи (ум. в 1526 г.); книги о движении, покое, а также о пользе растирания тела, написанной Симфориусом Шампие (ум. в 1539 г.).
Нельзя не указать на авторитетное внимание к массажу знаменитого философа Бэкона Веруламского (ум. в 1626 г.), Фукса из Тюбингена (ум. в 1565 г.), написавшего обстоятельное исследование о массаже, а также Проспера Альпинуса (ум.в 1591 г.) — автора «Египетской медицины», много писавшего о применении массажа в медицине.
Каждое столетие выдвигало отдельные имена выдающихся ученых, настойчиво указывавших на забытое средство прошедших тысячелетий, оценку которого находили в творениях великих врачей Эллады и Рима.
В XVI столетии знаменитый Меркуриалис собрал всю имевшуюся до того времени литературу по массажу и врачебной гимнастике в своем известном сочинении «De arte gymnastica» (1575 г.), т. е. «Искусство гимнастики». Меркуриалис воскресил внимание к растираниям тела, пользовавшемуся большим почетом у древних народов. Он описал три вида растений: слабое, сильное и среднее, снабдив свою книгу показательными рисунками.
Меркуриалис путем описания античной гимнастики стремился пробудить интерес к ней у своих современников и снова вернуть к жизни «это высокое и благородное искусство, ранее процветавшее, а ныне умершее и позабытое». На базе античной гимнастики он проделал первый опыт создания научнообоснованной системы физического воспитания, привлекая внимание и к классическому массажу.
В 1630 г. вышла книга Борелли «De motu animalium», т. е. «Движение животных». Обе книги оказали большое влияние на мировоззрение ряда поколений. Вместо таинственных толкований о причинах заболеваний организма человека эти явления (причины) начали объяснять физиологическими процессами, изучая естественные и искусственно возникающие болезненные симптомы.