Вопросы этики массажа, часть II

Перенос и контр-перенос – понятия гештальт-психологии, которые очень важны для каждого массажиста.

Перенос в этике массажа – это смещение или перенос чувств, мыслей и/или действий с какой-либо конкретной значимой для человека личности на кого-либо другого, например, на терапевта, который работает с этим человеком. Если клиент склонен к переносу, это легко понять: такие люди приносят на сеансы подарки, задают очень личные вопросы, приглашают массажиста провести вместе вечер или поужинать, нарушают личные и профессиональные границы, требуют уделять им больше времени, чем положено, и сильно обижаются, когда их просьбам отказывают.

Контрперенос – это смещение или перенос чувств, мыслей и/или действий, связанных со значимым человеком или событием, на клиента терапевтом. Склонность массажиста к переносу тоже выявляется достаточно просто: он или она начинает испытывать необычно сильные чувства (позитивные или негативные) к клиенту, позволять ему или ей больше, чем другим, вести себя непрофессионально, просить у клиента советов, нарушать личные и профессиональные границы, и так далее.

Сознательный перенос происходит тогда, когда между клиентом и массажистом (в любой последовательности) формируется эмоциональная связь, которая может снизить адекватность принимаемых терапевтом решений. Один из важнейших шагов, который поможет вам убедиться, объективно ли вы мыслите и этично ли поступаете – остановиться и подумать, не происходит ли между вами и вашим клиентом переноса или контрпереноса.

Границы

Любая этическая дилемма бросает вызов личным границам массажиста и клиента.

Границы – это физические, эмоциональные и психологические пределы личности человека, определяемые им самим для обеспечения базовых потребностей в защищенности, безопасности и благополучии. Массажист должен помнить о том, что у каждого клиента, с которым он или она работает, есть свои границы, которые следует уважать. Взаимная осведомлённость – это залог понимания и соблюдения личных границ как массажиста, так и клиента. Клиентов с одинаковыми границами вы не встретите – они у каждого свои. Например, некоторые клиенты не будут возражать, если вы во время разговора будете стоять близко к ним, другим же покажется, что вы вторгаетесь в их личное пространство.

Но как же формируются эти границы? У многих людей границы могут формироваться ситуативно и зависеть от того, какое впечатление произвел на них тот или иной человек, какая у него «аура». У других же границы формируются на основании полученного ранее опыта.

Кроме того, на границы клиента влияет то, как они воспринимают среду, в которой они оказались, чувствуют ли они себя в безопасности, находясь в кабинете. Осознает ли массажист, какое впечатление производит он сам и кабинет, в котором он работает? Может ли порядок, организация или какой-либо декор в кабинете доставить дискомфорт клиенту, тем самым формируя определённые границы? Может ли язык тела массажиста, его внешность и речь повлиять на личные границы клиента? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, откуда берутся те или иные границы у вас и у клиента, и как в каждом конкретном случае поступить этично, проявив к ним максимальное уважение.

Заключение

Массажист, который умеет принимать этичные и объективные решения, знает, что сохранение и поддержание здоровых терапевтических отношений с клиентом – превыше всего. Именно профессиональной этикой определяются рамки общения с нашими клиентами. Наша ответственность как массажистов заключается исключительно в помощи клиентам в разрешении их проблем со здоровьем, причём одно из важнейших условий – они должны нуждаться в этой помощи и открыто говорить вам об этом.

При работе с каждым клиентом выстроенные вами взаимоотношения должны быть примером для ваших коллег и для вас самих. Чем эффективнее, прочнее и здоровее связи – тем выше профессионализм массажиста. Если клиент понимает, что каждое ваше действие определено принципами профессиональной этики и ничем иным, ему легче вам доверять. Удачи вам, друзья!

Джимми Джиаелис

 

Категории статей: