Распространённые травмы танцоров и техники массажа
Согласно оценкам, 90% танцоров получают травму хотя бы раз в жизни³. Наибольшая доля травм приходится на повреждения нижних конечностей. Рассмотрим некоторые распространенные травмы стопы и голеностопа и узнаем, как массаж может помочь.
Растяжения голеностопа
Растяжения связок голеностопа – самая частая травма у танцоров, обычно вызванная неудачным приземлением после прыжка или потерей равновесия в положении relevé (на полупальцах/пальцах). Крайне важно безотлагательно начать интенсивную терапию: криомассаж, компрессионное тейпирование, а в тяжелых случаях – иммобилизация съемным ортезом на срок до трех недель. При массаже основное внимание уделяется латеральным связкам голеностопа, мышцам стопы и голени, включая малоберцовую группу. Реабилитационные мероприятия должны быть направлены на восстановление стабильности и подвижности сустава через упражнения на проприоцепцию, укрепление малоберцовых мышц и полное восстановление амплитуды движений в подтаранном и голеностопном суставах. Конечная цель – вернуть устойчивость, необходимую для танца на пуантах.
Тендинопатия ахиллова сухожилия
Этим термином называют как острое, так и хроническое поражение сухожилия, обычно проявляющееся локальной болью в области его прикрепления к пяточной кости. Танцоры с такой проблемой часто испытывают тупую боль или дискомфорт, а также замечают наличие уплотнений в месте расположения сухожилия и крепитацию при движении стопы. Основная причина травм ахиллова сухожилия – перетренированность, особенно при частом выполнении движений в положении relevé и прыжков. Полные разрывы сухожилия, как правило, требуют хирургического вмешательства. Избыточная пронация стопы, вызванная чрезмерной выворотностью, увеличивает риск проблем с ахилловым сухожилием.
Консервативное лечение обычно включает ортезирование и применение физиотерапевтических методов обезболивания, а в острой фазе – прием НПВC. Основное внимание следует уделять исправлению ошибок техники в процессе тренировок и перечисленных выше способствующих факторов, при этом реабилитация должна быть направлена на восстановление баланса в мышцах и сухожилиях. Применяются как упражнения на растяжку, так и силовые упражнения. Массажисту следует сосредоточиться на икроножных мышцах, а также мышцах стопы и коленного сустава.
Импинджмент-синдромы
Синдром заднего импинджмента голеностопа развивается при работе на пуантах (в положении максимального подошвенного сгибания) и на полупальцах. Его основные симптомы – боль и повышенная чувствительность в заднем отделе голеностопного сустава. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать существование синдрома треугольной кости (os trigonum), тендинита длинного сгибателя большого пальца и тендинита ахиллова сухожилия. Различить эти нарушения можно с помощью теста на подошвенное сгибание. Консервативное подход к лечению обычно включает в себя работу над исправлением техники, мобилизацию сустава, криотерапию и прием НПВС, наряду с ограничением подошвенного сгибания и работы на пуантах, а также коррекцию биомеханических нарушений. В этом случае крайне полезен массаж подошвенной поверхности стопы (особенно в области крепления ахиллова сухожилия), мышц голени и коленного сустава.
Синдром переднего импинджмента голеностопа является следствием повторяющегося тыльного сгибания или резкого подошвенного сгибания, что вызывает компрессию тканей между таранной и большеберцовой костями. К симптомам относятся ограничение в выполнении плие, боль при глубоком плие, отек в переднем отделе голеностопного сустава и образование остеофитов. Первый этап консервативного лечения включает в себя изменения в подвижности и образе жизни, ограничение работы на пуантах и выполнение упражнений у станка для поддержки в остром периоде. При массаже полезно прорабатывать переднюю большеберцовую мышцу – особенно ее сухожилие – а также заднюю группу мышц голени и икроножную мышцу.
Теносиновит длинного сгибателя большого пальца (FHL), известный как тендинит танцоров, тесно связан с синдромом заднего импинджмента. Танцоры могут испытывать боль, может наблюдаться отек или симптом «защелкивающегося» пальца. Лечение включает корректировку техники, отказ от определенных танцевальных движений, криотерапию и прием НПВС. Полезны упражнения на растяжку – они оптимизируют работу длинного сгибателя большого пальца и облегчают симптомы.
Синдром расколотой голени
Термином «расколотая голень» называют характерную травму перенапряжения, симптомы которой локализуются по передней поверхности голени. Развивается она из-за чрезмерной нагрузки на сухожилия задней и передней большеберцовой мышц, что часто вызывает боль вдоль внутреннего и внешнего края большеберцовой кости соответственно.
Покой, отказ от движений, нагружающих пораженные мышцы, и специальные упражнения на растяжку обычно помогают снизить выраженность симптомов. В процессе реабилитации могут применяться аэробные упражнения с низкой ударной нагрузкой, такие как плавание или езда на велосипеде, обезболивающие препараты, криотерапия, компрессионное бинтование и упражнения для укрепления мышц голени и бедра. Очень эффективен массаж передне-наружной и задне-внутренней поверхностей голени в сочетании с щадящим растяжением, равно как и проработка мышц бедра.
Подвывих кубовидной кости
Подвывих кубовидной кости может стать следствием растяжения связок голеностопа или повторяющихся движений в положениях подошвенного/тыльного сгибания на пуантах. При этом состоянии нарушается функция сухожилий малоберцовых мышц. Его наличие следует исключать при диагностике их тендинита. Для вправления кости применяются такие мануальные техники, как «рывковое вправление» и «компрессионный тест»; однако при сопутствующем растяжении латеральных связок голеностопа необходимо соблюдать осторожность.
Важное примечание: Следующие техники недопустимо применять у клиентов с подозрением на перелом, свежими острыми травмами или системными заболеваниями, влияющими на целостность костной ткани (например, остеопороз).
Рывковое вправление кубовидной кости (Cuboid Whip)
Данная методика сочетает в себе диагностику и лечебное воздействие. Мы оцениваем подвижность кубовидной кости и при необходимости возвращаем ее в правильное положение.
Порядок выполнения
Клиент лежит на животе. Колено поврежденной ноги согнуто под углом 90 градусов, стопа полностью расслаблена. Терапевт одной рукой фиксирует передний отдел стопы, а большие пальцы другой руки располагает на подошвенной поверхности проекции кубовидной кости. Стопа плавно переводится в положение легкого подошвенного сгибания и приведения (инверсии). Из этого положения выполняется быстрый, четкий и неглубокий рывок, направляя стопу в подошвенное сгибание и отведение (эверсию). Одновременно с этим большие пальцы производят толчкообразное движение вверх, в направлении «от пола», на саму кубовидную кость.
При успешном вправлении смещенной кости часто слышится характерный щелчок. Клиенты обычно сразу отмечают уменьшение боли и то, что стопа стала «чувствовать себя лучше» при опоре на неё.
Компрессионный тест кубовидной кости (Cuboid Squeeze)
Это простой и безопасный диагностический прием, целью которого является провокация боли определенного характера. Он помогает определить, связана ли симптоматика с патологией кубовидной кости, и принять решение о необходимости дальнейшего, более глубокого обследования.
Порядок выполнения: клиент сидит или лежит на спине. Стопа находится в нейтральном положении и имеет надежную опору. Терапевт располагает ладони с обеих сторон стопы так, чтобы оказывать давление непосредственно на кубовидную кость, сжимая ее между большими пальцами и остальными пальцами рук (медиально-латеральная компрессия).
Интерпретация: Результат теста считается положительным, если при сжатии клиент испытывает острую, хорошо знакомую ему боль в области кубовидной кости. Это указывает на ее возможное смещение, воспаление или механическое раздражение.
Травмы сустава Лисфранка
Танцоры нередко сталкиваются с растяжениями средней части стопы и повреждениями сустава Лисфранка, которые напрямую влияют на стабильность ее сводов. Эти травмы обычно возникают из-за потери равновесия в положении на пуантах, во время вращений или при приземлении после прыжков, когда происходит форсированное подошвенное сгибание. В большинстве случаев требуется хирургическое вмешательство с последующим периодом реабилитации, включающим ходьбу в специальном ортезе без нагрузки на поврежденную стопу. На этапе восстановления может помочь осторожный массаж плюсны и мышц стопы – он поспособствует снятию болевых ощущений. Поскольку подобные травмы неизбежно влияют на биомеханику ходьбы, целенаправленная работа с вовлеченными в этот процесс мышцами также оказывает значительный положительный эффект.
Переломы
Еще одной распространённой травмой, сопутствующей растяжению связок голеностопа, является так называемый «перелом танцора» – спиральный перелом шейки пятой плюсневой кости. Он возникает, когда танцор «заваливается» с пуантов или приземляется после прыжка на наружный край стопы. Тактика лечения зависит от локализации перелома. Отрывные переломы в 1-й зоне (бугристость пятой плюсневой кости) часто лечатся консервативно с помощью функциональной иммобилизации с дозированной нагрузкой. Переломы Джонса во 2-й зоне (метафизарно-диафизарное соединение) из-за высокого риска несращения могут потребовать полного исключения нагрузки с иммобилизацией короткой гипсовой повязкой.
Стресс-переломы в 3-й зоне (диафиз) представляют наибольшие сложности и характеризуются повышенным риском развития несращения; нередко требуется длительная иммобилизация.
Важно: массаж плюсневых костей противопоказан до полного сращения перелома и только после разрешения лечащего врача можно начинать сеансы. На этом этапе крайне полезна тесная коммуникация с физиотерапевтом. Стресс-переломы, часто встречающиеся у артистов балета, возникают из-за чрезмерной повторяющейся нагрузки на кость и подразделяются на переломы вследствие недостаточности прочности костной ткани (при сниженной плотности) и усталостные переломы (при перегрузке здоровой кости)[4]. Лечение может быть разным и обычно включает покой и отказ от травмирующей активности.
На процесс восстановления напрямую влияют психологические факторы, такие как настроение и уровень стресса. Здесь массаж может сыграть особенно важную и полезную роль, обеспечивая необходимую психологическую поддержку.
Травмы пальцев стопы
Вальгусная деформация первого пальца (Hallux Valgus), часто встречающаяся у танцоров – ортопедическое заболевание, при котором большой палец отклоняется наружу, а головка первой плюсневой кости начинает выступать в виде характерной «косточки».
Консервативное лечение обычно направлено на коррекцию техники и положения стопы, при этом такие средства, как межпальцевые разделители и корригирующие ортезы используются для снятия симптоматики.
Ригидность первого пальца (Hallux Rigidus) – это артроз первого плюснефалангового сустава, приводящий к ограничению его подвижности. Лечение включает в себя НПВС, инъекции кортикостероидов и мануальные техники для сохранения функции сустава и повышения его стабильности. Крайне важна мобилизация самого плюснефалангового сустава большого пальца.
Проблемы с нервами
Танцоры также подвержены невритам и ущемлениям нервов, которые требуют консервативного лечения. Оно включает работу с мягкими тканями, специальные щадящие упражнения, направленные на растяжение раздраженных нервов, и укрепление мышц. Понимание биомеханики танца остается ключевым фактором эффективной терапии таких повреждений. Консервативные подходы демонстрируют положительную динамику в лечении травм голеностопного сустава и стопы. Массаж является отличным вспомогательным методом, который помогает расслабить мышцы, сдавливающие нерв, и тем самым облегчить симптоматику.
Итоги
Тела спортсменов ежедневно подвергаются колоссальным нагрузкам. Чтобы помочь им справиться с этим уникальным сочетанием физических, психологических и социальных факторов, нужен комплексный подход. И массаж может играть в этом деле фундаментальную роль. Сотрудничество с физиотерапевтом, который ведет танцора, – ключ к успешной реабилитации. Это не только улучшает результаты, но и дает танцору важное чувство уверенности и спокойствия.
Источники:
1. Nick Allen et al., “The Effect of a Comprehensive Injury Audit Program on Injury Incidence in Ballet: A 3-Year Prospective Study,” Clinical Journal of Sport Medicine 23, no. 5 (September 2013): 373–8, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23558333; Steven P. Broglio, James T. Eckner, and Jeffrey S. Kutcher, “Field-Based Measures of Head Impacts in High School Football Athletes,” Current Opinion in Pediatrics 24, no. 6, (December 2012): 702–8, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23042253.
2. Louise Drysdale et al., “Musculoskeletal Injury in an Australian Professional Ballet Company, 2018–2021: 953 Medical-Attention and 706 Time-Loss Injuries Over 4 Years,” Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy 53, no. 11 (November 2023): 712–22, https://jospt.org/doi/abs/10.2519/jospt.2023.11858.
3. Colorado Children’s Hospital, “Dance,” accessed May 2025, https://childrenscolorado.org/doctors-and-departments/departments/orthopedics/programs/sports-medicine-center/sports-injuries-we-treat/dance.
4. Yufei Sun and Hui Liu, “Prevalence and Risk Factors of Musculoskeletal Injuries in Modern and Contemporary Dancers: A Systematic Review and Meta-Analysis,” Frontiers in Public Health 12 (February 2024), https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1325536.
Ресурсы
Anagnostopoulou, E. et al. “The Examination of Injuries in Dancers.” World Journal of Research and Review 5, no. 6 (December 2017): 67–74. https://wjrr.org/the-examination-of-injuries-in-dancers.
Bronner, S. “Injury Characteristics in Pre-Professional Modern Dancers: Prospective Study of Differences Due to Sex, Training Year, and External Causal Mechanisms.” Journal of Dance Medicine & Science 25, no. 2 (June 2021): 117–30. https://doi.org/10.12678/1089-313X.061521g.
Bronner, S., C. McBride, and A. Gill. “Musculoskeletal Injuries in Professional Modern Dancers: A Prospective Cohort Study of 15 years.” Journal of Sports Sciences 36, no. 16 (2018): 1880–8. https://doi.org/10.1080/02640414.2018.1423860.
Bronner, S., S. Ojofeitimi, and J. Spriggs. “Occupational Musculoskeletal Disorders in Dancers.” Physical Therapy Reviews 8, no. 2 (2003): 57–68. https://doi.org/10.1179/108331903225002416.
Cahalan, R. et al. “Foot and Ankle Pain and Injuries in Elite Adult Irish Dancers.” Medical Problems of Performing Artists 29, no. 4 (December 2014): 198–206. https://doi.org/10.21091/mppa.2014.4041.
Junck, E. et al. “A Retrospective Assessment of Return to Function in Dance After Physical Therapy for Common Dance Injuries.” Journal of Dance Medicine & Science 21, no. 4 (December 2017): 156–67. https://doi.org/10.12678/1089-313X.21.4.156.
Kadel, N. J. “Foot and Ankle Injuries in Dance.” Physical Medicine and Rehabilitation Clinics of North America 17, no. 4 (November 2006): 813–26. https://doi.org/10.1016/j.pmr.2006.06.006.
Macintyre, J. and E. Joy. “Foot and Ankle Injuries in Dance.” Clinics in Sports Medicine 19, no. 2 (April 2000): 351–68. https://doi.org/10.1016/s0278-5919(05)70208-8.
Malkogeorgos, A. et al. “Common Dance Related Musculoskeletal Injuries.” Journal of Physical Education and Sport 11, no. 3 (September 2011): 259–66. https://cph-dance.com/wp-content/uploads/2020/02/Commondancerelatedmusculoskeletalinjuries.pdf.
Motta-Valencia, K. “Dance-Related Injury.” Physical Medicine and Rehabilitation Clinics of North America 17, no. 3 (August 2006): 697–723. https://doi.org/10.1016/j.pmr.2006.06.001.
Rinonapoli, G. et al. “Epidemiology of Injuries Connected with Dance: A Critical Review on Epidemiology.” Medicinski Glasnik 17, no. 2 (December 2020): 256–64. https://doi.org/10.17392/1201-20.
Shah, S., D. S. Weiss, and R. J. Burchette. “Injuries in Professional Modern Dancers: Incidence, Risk Factors, and Management.” Journal of Dance Medicine & Science 16, no. 1 (March 2012): 17–25. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22390950.
Sun, W. “Injuries in Contemporary Dance.” Advances in Physical Education 10, no. 3 (August 2020): 282–92. https://doi.org/10.4236/ape.2020.103023.
Vassallo, A. J. et al. “Differences in the Occurrence and Characteristics of Injuries Between Full-Time and Part-Time Dancers.” BMJ Open Sport & Exercise Medicine 4, no. 1 (2018): e000324. https://doi.org/10.1136/bmjsem-2017-000324.
Vassallo, A. J. et al. “Epidemiology of Dance-Related Injuries Presenting to Emergency Departments in the United States, 2000–2013.” Medical Problems of Performing Artists 32, no. 3 (September 2017): 170–5. https://doi.org/10.21091/mppa.2017.3028.
Vosseller, J. T., E. R. Dennis, and S. Bronner. “Ankle Injuries in Dancers.” Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons 27, no. 16 (August 2019): 582–9. https://doi.org/10.5435/jaaos-d-18-00596.
Werber, B. “Dance Medicine of the Foot and Ankle: A Review.” Clinics in Podiatric Medicine and Surgery 28, no. 1 (January 2011): 137–54. https://doi.org/10.1016/j.cpm.2010.10.005.
Мэттью Гоузи