Как общаться с маленьким клиентом?

Важность грамотного сбора информации о здоровье и общения при работе с детьми, страдающими от болей. Массаж и неврологические нарушения у детей.

Массажисты всегда стремятся донести до клиентов всю информацию о пользе массажа для решения их проблем со здоровьем, чтобы клиенты знали, на что они идут и делали свой выбор, взвесив все за и против. Информированное согласие крайне важно не только при работе со взрослыми клиентами, но и с детьми. Однако дети не могут общаться с массажистом так же, как и взрослые – вам придётся поработать с семьёй ребёнка, а в некоторых случаях – и с другими специалистами (например, лечащим врачом), чтобы понять, как общаться с маленьким клиентом.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Одни дети проще идут на контакт, чем другие и могут излагать свои мысли яснее – это может зависеть от их возраста, индивидуального развития и когнитивных способностей. В некоторых случаях при общении с ребёнком может потребоваться совмещение нескольких форм коммуникации, например, языка жестов, табличек с картинками, обычного языка, изображений на планшетах или компьютерах, прочих вспомогательных средств, а также письменной речи.

Тесное взаимодействие с родителями ребёнка и его лечащим врачом поможет вам достигнуть наиважнейшей цели – полного понимания ребёнком того, что вы говорите. Понимание необходимо как до начала сеанса, так и после.

Массажист должен говорить с ребёнком перед началом каждого сеанса, оповещая его обо всех возможных изменениях в процессе массажа. Чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем легче вам будет его понять. Кроме того, вы сможете понять, требуется ли вам помощь при общении с ним.

ГЛАВНОЕ В ОБЩЕНИИ – ЯСНОСТЬ

Множество маленьких детей не отвечают на вербальные вопросы и не поддерживают диалог. Это может зависеть или от их умственных способностей, или от того, что они ещё просто слишком малы, чтобы

разговаривать. Кроме того, массажистам нередко приходится работать с детьми, страдающими от различных когнитивных нарушений, спектр проявлений которых очень широк. Некоторые дети из-за таких проблем теряют ранее приобретённую способность говорить, у кого-то могут быть проблемы с моторными функциями, что также затрудняет порождение речи. Дети с различными неврологическими заболеваниями и нарушениями развития могут испытывать трудности в социализации и узкий эмоциональный диапазон.

Расстройства аутистического спектра

Одна из причин закрытости ребёнка и неспособности к общению – расстройства аутистического спектра (РАС). При данных расстройствах могут наблюдаться нарушения в развитии участков мозга, отвечающих за аргументацию, рассуждение, двигательные навыки, способность к общению и внимание. Дети с РАС испытывают трудности при вербальном и невербальном общении, социальных взаимодействиях, во время игр. Эти расстройства влияют на взаимоотношения ребёнка с окружающими его людьми, его интересы, эмоции и реакции, а также на коммуникативную компетентность.

Детский церебральный паралич и черепно-мозговые травмы

Приблизительно у двух третьих людей с церебральным параличом наблюдаются те или иные аномалии в развитии и восприятии информации. У некоторых сильно падает слух, другие не могут контролировать движения челюсти, языка и губ. Как и в случае с церебральным параличом, при черепно-мозговых травмах повреждение определённых участков мозга влияет на взаимодействие мозга с нервной системой. Массажист, работающий с детьми с такими проблемами, должен будет найти индивидуальный (и даже уникальный!) подход к общению с маленьким клиентом. Некоторые дети с ДЦП и черепно-мозговыми травмами вполне способны общаться, воспринимать информацию и четко излагать свои мысли, другие – нет. Работа с детьми с неврологическими проблемами всегда подразумевает индивидуальный подход, так как мы уже поняли, что симптомы этих проблем могут различаться. Массажист должен уметь подстраиваться под ребёнка, быть гибким.

Если вы встретили ребёнка с особым, отличным от других стилем и формой коммуникации, не думайте, что у него проблемы с интеллектуальным развитием. У разных детей разная скорость обработки поступающей от органов чувств информации и их реакции на эту информацию разнятся.

Чтобы понять, как правильно общаться с ребёнком и как реагировать на его слова, вы, вместе с лечащим врачом и родителями ребёнка, должны разобраться в его стиле общения.

КЛИЕНТЫ – ДЕТИ. КАК ДОСТИЧЬ ЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ?

После того, как вы тщательно собрали всю информацию о здоровье ребёнка и провели всю необходимую диагностику, вам стоит обсудить с семьей ребёнка, какой подход лучше всего использовать при общении с ним. Главное – чтобы вы понимали ребёнка, а ребёнок – вас. Родители или лечащий врач, которому доверяют родители, могут присутствовать во время сеанса в кабинете, особенно если вы сталкиваетесь с трудностями при общении с ребёнком.

Будьте готовы к тому, что достижение даже малейших результатов может потребовать значительного количества времени. На первом сеансе вообще можно обойтись без полноценного массажа – это нормально. В первую очередь, вы должны убедиться, что ребёнку комфортно и уже затем позволить ему привыкнуть к тактильной стимуляции в условиях массажного кабинета – например, вы можете предложить ребёнку потрогать вещи, стоящие там. Ребёнок может впоследствии даже увлечься процессом массажа, и это замечательно – чем больше ребёнок участвует в самом сеансе, тем лучше.

Обратите внимание на следующее:

• При работе с детьми никогда не погружайтесь в свои мысли, будьте всегда рядом с ребёнком, уделяйте ему внимание, концентрируйтесь только на массаже и не забывайте про индивидуальный подход.

• Вы не всегда сможете установить прямой зрительный контакт с ребёнком, ровно как вы и не всегда будете получать вербальные ответы на свои вопросы, даже если ответ на этот вопрос – «да» или «нет». Будьте внимательны к невербальным подсказкам, указывающим на то, что ребёнок позволяет вам к нему прикоснуться.

• Во время сеанса вам иногда придётся изменять темп работы и силу давления, подстраиваясь под ребёнка.

• Всегда внимательно следите за реакцией ребёнка на массаж.

• Дети с расстройствами аутистического спектра и другими неврологическими проблемами зачастую предпочитают, чтобы давление было более глубоким. Помните, что глубокое давление – не значит сильное давление. Не забывайте о безопасности, ведь вы работаете с детьми – их организм ещё только развивается. Глубокое давление в контексте педиатрического массажа означает медленные движения и уверенный, непрерывный, но аккуратный контакт.

• Прямой контакт вашей кожи и кожи ребёнка может вызвать у него дискомфорт при наличии проблем, влияющих на тактильное восприятие. На первых сеансах массаж можно сделать через одежду. Начинать наиболее удобно с ладоней и стоп.

• Задавайте вопросы и терпеливо ждите вербального или невербального ответа.

• Давайте ребёнку право выбора – спрашивайте, с каким давлением вам лучше работать и так далее. Вы должны дать ребёнку понять, что именно он управляет сеансом, а не вы.

• Перед тем, как перейти к работе с другой частью тела, скажите об этом ребёнку и спросите его разрешение.

• Используйте те методы коммуникации, которые предпочитает ребёнок.

При работе со всеми нашими клиентами, вне зависимости от их возраста, общение – ключ к успешной и максимально эффективной терапии. Потратив время на то, чтобы изучить, как нужно правильно общаться с ребёнком, вы значительно повысите качество своей работы и поможете ребёнку справиться с его проблемами.

Тина Аллен

 

Категории статей: