Кто кого осматривает?

«Я очень легко определяла, кто был значительно опытнее, – сказал мой клиент. - Было интересно наблюдать за тем, как сильно различаются умения и навыки от массажиста к массажисту».

Я не видел себя со стороны, но готов поспорить, что мои глаза округлились. Я немедленно потерялся в мыслях, размышляя о серьёзности, важности её заявления, о том, как оно на меня повлияло. Так, а теперь я введу вас в курс дела.

Анна ранее принимала участие в моих семинарах и посещала курсы повышения квалификации для массажистов в качестве клиента.  Я хорошо запомнил, что она приходила только на самое начало курса и на его конец, на практику. В течение этого курса шесть терапевтов (не считая меня) встречались с клиентами, страдающими от специфических, заранее известных только мне проблем. Почти во всех случаях я никогда не видел клиента прежде. Связывался я с ними только один раз, чтобы убедиться, что их проблема релевантна в контексте данного курса. Всё это делалось для максимального приближения искусственной ситуации к реальным условиям.

Большинство клиентов никогда прежде не посещали сеансы массажа и не могли предугадать, в каком направлении действовать в процессе сеанса. Мы собирались группой, опрашивали наших клиентов, вырабатывали стратегии сбора анамнеза и оценки их здоровья, затем на основе полученных данных, разрабатывали наиболее подходящую стратегию терапии и приступали к лечению. Можно сказать проще – мы воспринимали информацию, интерпретировали значение этой информации, применяли свои навыки, основываясь на собственном опыте, и ждали ответа. Если ответ был ожидаем и позитивен, это позволяло нам сделать вывод, что мы на верном пути. Если нет, то мы начинали всё заново. Вообще такая стратегия применяется при решении любых проблем, вне зависимости от сферы.

Как же мы собирали информацию? В сфере нашей деятельности есть три пути.

Во-первых, мы задавали вопросы. Вольтер сказал, что судить человека следует больше по его вопросам, чем по ответам. Касаемо медицины, статистические данные говорят нам о том, что 90% диагнозов можно поставить, исходя только из детального анамнеза. Если говорить о массаже, то, несомненно, уместные вопросы могут чрезвычайно сильно повлиять на результат терапии.

Во-вторых, то, что мы наблюдаем, является необходимым аспектом сбора информации. Мы визуально оцениваем осанку клиента, паттерны движений, язык тела. После результаты визуального осмотра сопоставляются с анамнезом для нахождения возможных связей.

И в-третьих, конечно, пальпация, пальпация и ещё раз пальпация! Нормально ли всё с тканями на ощупь? Как ткани реагируют на вмешательство?

Начиная с первых дней учебы в школе массажа и заканчивая курсами повышения квалификации, мы постоянно доказываем сами себе ценность точного и тщательного обследования. Ведь только такое обследование приводит к желаемым результатам.

Вот почему меня так поразили слова Анны. Кто тут кого обследует? В то время как терапевты концентрируются на умении слушать, наблюдать и пальпировать, наши клиенты тоже времени зря не теряют. У всякой медали есть обратная стороны. Когда Анна заявила о своей способности выявлять различия между уровнями квалификации терапевтов, я сразу же вспомнил, как её обследовали в ходе курса. Давайте тщательно разберём каждый источник информации, указанный мною выше, с позиции клиента.

ВОПРОСЫ

Я запомнил, что я смотрел на Анну, когда мои ученики задавали ей вопросы. Я следил за выражением её лица. Если вопрос ей казался неуместным или непонятным, оно сразу же менялось, демонстрируя непонимание. Вопросы, которые её удивили и заинтриговали, я отмечал по языку её тела. Я видел, как между Анной и терапевтом, задающим такие проницательные вопросы, образуется определённая связь.
 

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР

Я уделял пристальное внимание реакции Анны на группу терапевтов. Мы осматривали её, а она осматривала нас. К слову, после своего комментария о различиях между массажистами она отметила, что некоторые терапевты были глубоко поглощены, заинтересованы своей работой. Как же она определяла уровень этой вовлечённости? Я вспоминал, как наблюдал за её глазами, когда она лежала во время одного из сеансов на спине. Она осматривала комнату, наблюдая за другими находящимися там специалистами, которые в тот момент не занимались её лечением. Если массажист отвлекался или не обращал внимания на то, что делает его коллега, проводящий сеанс в данный момент, она воспринимала это как отсутствие заинтересованности.

ПАЛЬПАЦИЯ

Этот аспект был самым интригующим, так как я не смог заметить ничего особенного. Мне пришлось спросить её: «А как вы определяли опытность массажиста, когда он приступал к пальпации?»
 

«По качеству их прикосновения, – ответила она. - Некоторые массажисты с первого же контакта демонстрировали своими прикосновениями уверенность в том, что они делают. И я, в свою очередь, знала, что они собираются делать дальше. Это чувство позволяло мне расслабиться, я ощущала, что такие массажисты полностью в ответе за свои действия. Прикосновения других были робкими, несостоятельными, если можно так сказать. Скорее всего, причина этому – неуверенность в себе. Разница была налицо».

Пока я обдумывал слова Анны, в воздухе висела тишина. Очень много внимания в сфере массажа уделяется тому, как массажист проводит осмотр и какие выводы он делает. Мало кто думает о том, что клиент точно так же осматривает, оценивает массажиста и делает соответствующие выводы. Наша речь, наш язык тела и, главное, наше прикосновение создают образ массажиста в сознании клиента. Кто же кого осматривает?

(Дуглас Нельсон)

 

Категории статей: