Этот пациент пришёл ко мне с жалобой на боль в колене. Два года назад он перенёс операцию по замене коленного сустава. Обычно после этой операции людей ничего не беспокоит, но Джон, во-первых, страдал от боли, а во-вторых, он заметно хромал. Из его истории я извлёк для себя три ценных урока и сегодня я хочу поделиться ими с вами.
Первый урок: Хороший терапевт – внимательный (и честный) терапевт
Хирург-ортопед, проводивший операцию, открыто игнорировал жалобы Джона. Целый год он уверял его, что ему необходимо заняться лечебной физкультурой, не обращая внимание на то, что Джон из-за сильной боли порой еле ходил. Физиотерапевт, к которому Джона направил его ортопед, сказал, что его случай весьма неординарен и над ним надо поработать. Джон передал слова физиотерапевта своему ортопеду, но он продолжал его уверять в том, что операция по замене коленного сустава тут абсолютно ни при чём.
На самом деле, я тоже, к несчастью, знаком с терапевтами, придерживающимися такой тактики – если симптомы пациента не вписываются в классическую для них парадигму, они просто начинают убеждать человека в том, что он неправ. Джон прекрасно понимал, что врач не хочет его слушать и, тем более, не хочет верить в то, что причина боли кроется в последствиях операции.
30 лет назад я побывал в похожей ситуации. Экономя каждую копейку, я еле-еле накопил денег на то, чтобы пройти курс мануальной терапии в Америке. После десяти сеансов проблема асимметрии таза и плеч так и осталась нерешённой. Вместо того, чтобы усомниться в качестве своей работы или уместности методики, мануальный терапевт сказал мне, что… я просто был эмоционально не готов к таким изменениям! Мало того, что я потратил 500$ впустую, так мне ещё и пришлось выслушивать этот бред! Тот случай просто выбил меня из колеи.
К слову, через пятнадцать лет я выяснил, что у меня одна нога короче другой. Вспоминаю того терапевта и уповаю на чудо – вдруг она всё-таки вырастет!
Второй урок: Клиническая значимость
Предположив, что истинная причина боли в колене может скрываться где-то в другом месте, врач направил Джона на МРТ спины. Я ничуть не удивился, когда услышал, что у него обнаружили дегенеративные изменения межпозвонковых дисков. Доктор решил, что патология межпозвонковых дисков и есть причина боли в колене. Джон объяснил, что спина у него никогда не болит и заметил, что никакие факты не подкрепляют это предположение.
Врачу было всё равно. Он назначил моему клиенту эпидуральную инъекцию обезболивающих препаратов. Джону этого совсем не хотелось – у него ведь просто болело колено! Доктор отказался проводить дальнейшее лечение до эпидуральной инъекции.
В том, что у Джона выявили патологию межпозвонковых дисков поясничного отдела, нет ничего удивительного. Еще в 1994 году в медицинском журнале Новой Англии писали, что большинство людей старше сорока лет, никогда в жизни не испытывавших боли в спине, имеют достаточно серьёзные патологии межпозвонковых дисков. На МРТ они всегда выявляются. Я не говорю, что патология межпозвонковых дисков не может быть возможным источником боли. На самом деле может, однако всё-таки патология дисков должна непременно вызывать боли в спине, колено тут абсолютно ни при чём!
Каждый массажист и мануальный терапевт должен постоянно задумываться о клинической релевантности симптомов. Всегда спрашивайте себя: «А действительно ли то, что я лечу, является источником проблемы?»
Третий урок: нейронные паттерны
После трёх сеансов мануальной терапии Джон практически забыл о боли в колене при сгибании. Он был просто ошарашен таким прогрессом. Я объяснил ему, с какими структурами я работал, зачем и что я собираюсь делать на следующем сеансе. Он поблагодарил меня, встал и направился к выходу.
Внезапно я заметил, что он всё еще слегка прихрамывает. Я спросил, больно ли переносить вес тела на проблемную ногу. Клиент с энтузиазмом ответил, что боль полностью ушла. Это меня озадачило. Я взял его за руку и попросил медленно перемещать вес тела на проблемную ногу. В итоге он смог полностью встать на одну ногу, не испытывая при этом никаких неприятных ощущений.
Всё оказалось предельно просто – эта хромота вошла в привычку, образовав новые нейронные связи. Боль тут была ни при чем!
История Джона – три очень важных для нас урока. Они в очередной раз подтверждают, что мы должны всегда внимательно слушать клиента и уметь выработать грамотную стратегию терапии.
Дуглас Нельсон