Спортивные травмы танцоров: роль массажа в восстановлении
Далеко не каждому врачу доводилось в своей практике работать c танцорами, а еще меньше специалистов действительно разбираются в биомеханике танца, что делает эту категорию клиентов достаточно уязвимой. Согласно статистике, собранной в декабре 2023 года, при 98% всех травм, полученных танцорами, хирургическое вмешательство не требуется.
Люди танцевали, танцуют и будут танцевать – если у вас такого опыта нет, вы обязательно успеете поработать с танцорами-любителями, а может быть, и с профессионалами. Чем лучше вы понимаете биомеханику танца, тем эффективнее вы сможете помогать этой категории клиентов. Сразу же отметим одно важное отличие танцоров от спортсменов других категорий – им всегда, круглый год надо быть в форме.
Польза массажа для физического и психического здоровья танцоров
Весь мир танцора вращается вокруг репетиций, выступлений и тренировок. Даже самая незначительная травма может этот мир разрушить, что повлечет за собой не только физические, но и психические, а также социальные последствия для спортсмена. Лишившись возможности заниматься любимым делом, танцоры часто сталкиваются с депрессией и стремлением к уединению. Отчаянное желание как можно скорее вернуться к танцу может подтолкнуть их к преждевременным нагрузкам, что очень часто приводит к ретравматизации.
Массаж в такой ситуации может позитивно повлиять как на физическое самочувствие, так и на психоэмоциональный статус. Массаж улучшает кровообращение, снижает скованность мышц и воспаление в суставах, ускоряет восстановление тканей, повышает гибкость и снимает боль. Следовательно, массаж способен помочь не только справиться с травмой, но и предотвратить её. Отдельно стоит рассмотреть пользу массажа для психики. Он помогает снизить уровень стресса, улучшить настроение, ослабить тревожность и дарит ощущение благополучия. Такого рода психологическая поддержка дает танцорам возможность принимать активное участие в процессе восстановления после травмы, создавая оптимальные условия для этого как на уровне тела, так и на уровне психики.
Важно понимать: массаж не ускоряет естественный процесс восстановления повреждённых тканей – он эффективно поддерживает состояние танцора на всём нелёгком пути реабилитации.
Ретроспективное исследование
Танцы – это спорт, где интенсивная физическая нагрузка сливается воедино с артистизмом и умением выражать эмоции языком тела. Он включает в себя сложнейшие движения, требующие гибкости, силы, устойчивости и равновесия, – и всё это в строгих рамках хореографии. При этом танцоры часто лишены доступа к качественной медицинской поддержке (спортивные врачи, регулярная физиотерапия), хотя уровень травматизма у них сопоставим или даже превышает показатели в таком агрессивном виде спорта, как американский футбол.¹
Ретроспективное исследование, проведенное в Австралии с января 2018 по декабрь 2021 года, в котором участвовали 73 профессиональных танцора (40 женщин и 33 мужчины), выявило следующую статистику травм опорно-двигательного аппарата. Было зарегистрировано 953 случая травм, потребовавших медицинской помощи. Травмы получили 72 танцора (98% участников), что соответствует 2,79 травмам на 1000 часов танца. Из них 706 травм привели к пропуску занятий. Их получили 70 танцоров, с показателем 2,07 случая на 1000 часов. 53% всех травм, потребовавших внимания врача, были вызваны хроническим перенапряжением. Исследователи пришли к выводу, что почти все танцоры получили как минимум одну травму, потребовавшую медицинского вмешательства, в течение периода наблюдения. Примерно 74% травм привели к вынужденному перерыву в тренировках.²
Исследователи отметили, что многим профессиональным танцорам недоступны медицинское обслуживание на месте и полноценная страховка, что подчеркивает необходимость комплексной поддержки. Акцент только на физических травмах упускает из виду эмоциональное, финансовое и социальное давление, с которым сталкиваются спортсмены.
Массаж может играть значимую роль в улучшении как физического здоровья, так и общего благополучия людей, занимающихся танцами. Так, массажист Роберт Ван Бюрен из Нью-Йорка, работающий с будущими профессионалами и состоявшимися артистами, подчеркивает, как важно в работе с этой категорией клиентов знать принципы биомеханики танца и понимать, как массаж влияет на нервную систему.
Травмы танцоров: обзор
Профессиональные травмы у танцоров обычно делятся на два типа: острые (возникающие из-за технических ошибок) и хронические (результат постоянных перегрузок). К острым травмам относятся, например, переломы и растяжения связок – они случаются внезапно. Хронические поражения, такие как тендиниты и стресс-переломы, развиваются постепенно из-за многократно повторяющихся движений и мышечного дисбаланса. Эми Маршалл, преподаватель танцев и художественный руководитель, отмечает: многие хронические травмы вызваны именно мышечным дисбалансом, и поэтому массаж играет ключевую роль в их лечении. Травмы могут заставить танцора преждевременно завершить карьеру.
К слову, каждый танцевальный стиль имеет свой характерный набор травм.
Среди травм голеностопа наиболее распространены растяжения связок, импинджмент-синдромы, тендинопатии и стресс-переломы. Повреждения стопы не менее разнообразны – от стресс-переломов и вальгусной деформации до плантарного фасциита.
Факторы риска для травм, распространённых среди танцоров, можно разделить на две категории: внешние и внутренние. К внешним относятся стиль танца, продолжительность репетиций, тип покрытия и условия выступления. Внутренние факторы – это индивидуальные особенности: возраст, пол, история предыдущих травм и гибкость суставов.
Классическая балетная техника с ее требованием к «выворотности» создает особую нагрузку на нижние конечности. При ограниченной ротации в тазобедренных суставах танцоры непроизвольно компенсируют это внешним вращением большеберцовой кости и пронацией голеностопа, что повышает нагрузку на медиальную часть лодыжки, большеберцовую кость и коленный сустав. Поэтому при работе с болью или дисфункцией в балетных позициях необходимо оценивать всю кинетическую цепь нижних конечностей, включая мелкие мышцы стопы. Как отметила в декабре 2023 года Кэтлин Дэвенпорт, физиотерапевт Госпиталя специальной хирургии во Флориде, президент Международной ассоциации медицины и науки танца и бывшая профессиональная танцовщица, массаж играет ключевую роль как в профилактике, так и в реабилитации после травм, особенно для танцоров-профессионалов.
Источники:
1. Nick Allen et al., “The Effect of a Comprehensive Injury Audit Program on Injury Incidence in Ballet: A 3-Year Prospective Study,” Clinical Journal of Sport Medicine 23, no. 5 (September 2013): 373–8, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23558333; Steven P. Broglio, James T. Eckner, and Jeffrey S. Kutcher, “Field-Based Measures of Head Impacts in High School Football Athletes,” Current Opinion in Pediatrics 24, no. 6, (December 2012): 702–8, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23042253.
2. Louise Drysdale et al., “Musculoskeletal Injury in an Australian Professional Ballet Company, 2018–2021: 953 Medical-Attention and 706 Time-Loss Injuries Over 4 Years,” Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy 53, no. 11 (November 2023): 712–22, https://jospt.org/doi/abs/10.2519/jospt.2023.11858.
3. Colorado Children’s Hospital, “Dance,” accessed May 2025, https://childrenscolorado.org/doctors-and-departments/departments/orthopedics/programs/sports-medicine-center/sports-injuries-we-treat/dance.
4. Yufei Sun and Hui Liu, “Prevalence and Risk Factors of Musculoskeletal Injuries in Modern and Contemporary Dancers: A Systematic Review and Meta-Analysis,” Frontiers in Public Health 12 (February 2024), https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1325536.
Ресурсы
Anagnostopoulou, E. et al. “The Examination of Injuries in Dancers.” World Journal of Research and Review 5, no. 6 (December 2017): 67–74. https://wjrr.org/the-examination-of-injuries-in-dancers.
Bronner, S. “Injury Characteristics in Pre-Professional Modern Dancers: Prospective Study of Differences Due to Sex, Training Year, and External Causal Mechanisms.” Journal of Dance Medicine & Science 25, no. 2 (June 2021): 117–30. https://doi.org/10.12678/1089-313X.061521g.
Bronner, S., C. McBride, and A. Gill. “Musculoskeletal Injuries in Professional Modern Dancers: A Prospective Cohort Study of 15 years.” Journal of Sports Sciences 36, no. 16 (2018): 1880–8. https://doi.org/10.1080/02640414.2018.1423860.
Bronner, S., S. Ojofeitimi, and J. Spriggs. “Occupational Musculoskeletal Disorders in Dancers.” Physical Therapy Reviews 8, no. 2 (2003): 57–68. https://doi.org/10.1179/108331903225002416.
Cahalan, R. et al. “Foot and Ankle Pain and Injuries in Elite Adult Irish Dancers.” Medical Problems of Performing Artists 29, no. 4 (December 2014): 198–206. https://doi.org/10.21091/mppa.2014.4041.
Junck, E. et al. “A Retrospective Assessment of Return to Function in Dance After Physical Therapy for Common Dance Injuries.” Journal of Dance Medicine & Science 21, no. 4 (December 2017): 156–67. https://doi.org/10.12678/1089-313X.21.4.156.
Kadel, N. J. “Foot and Ankle Injuries in Dance.” Physical Medicine and Rehabilitation Clinics of North America 17, no. 4 (November 2006): 813–26. https://doi.org/10.1016/j.pmr.2006.06.006.
Macintyre, J. and E. Joy. “Foot and Ankle Injuries in Dance.” Clinics in Sports Medicine 19, no. 2 (April 2000): 351–68. https://doi.org/10.1016/s0278-5919(05)70208-8.
Malkogeorgos, A. et al. “Common Dance Related Musculoskeletal Injuries.” Journal of Physical Education and Sport 11, no. 3 (September 2011): 259–66. https://cph-dance.com/wp-content/uploads/2020/02/Commondancerelatedmusculoskeletalinjuries.pdf.
Motta-Valencia, K. “Dance-Related Injury.” Physical Medicine and Rehabilitation Clinics of North America 17, no. 3 (August 2006): 697–723. https://doi.org/10.1016/j.pmr.2006.06.001.
Rinonapoli, G. et al. “Epidemiology of Injuries Connected with Dance: A Critical Review on Epidemiology.” Medicinski Glasnik 17, no. 2 (December 2020): 256–64. https://doi.org/10.17392/1201-20.
Shah, S., D. S. Weiss, and R. J. Burchette. “Injuries in Professional Modern Dancers: Incidence, Risk Factors, and Management.” Journal of Dance Medicine & Science 16, no. 1 (March 2012): 17–25. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22390950.
Sun, W. “Injuries in Contemporary Dance.” Advances in Physical Education 10, no. 3 (August 2020): 282–92. https://doi.org/10.4236/ape.2020.103023.
Vassallo, A. J. et al. “Differences in the Occurrence and Characteristics of Injuries Between Full-Time and Part-Time Dancers.” BMJ Open Sport & Exercise Medicine 4, no. 1 (2018): e000324. https://doi.org/10.1136/bmjsem-2017-000324.
Vassallo, A. J. et al. “Epidemiology of Dance-Related Injuries Presenting to Emergency Departments in the United States, 2000–2013.” Medical Problems of Performing Artists 32, no. 3 (September 2017): 170–5. https://doi.org/10.21091/mppa.2017.3028.
Vosseller, J. T., E. R. Dennis, and S. Bronner. “Ankle Injuries in Dancers.” Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons 27, no. 16 (August 2019): 582–9. https://doi.org/10.5435/jaaos-d-18-00596.
Werber, B. “Dance Medicine of the Foot and Ankle: A Review.” Clinics in Podiatric Medicine and Surgery 28, no. 1 (January 2011): 137–54. https://doi.org/10.1016/j.cpm.2010.10.005.
Мэттью Гоузи