Личные границы – как же сложно бывает их определять, обсуждать, и, конечно, защищать. Абсолютно каждый имеет право выстраивать свои собственные границы. Иногда легче сказать о том, что у тебя есть границы, чем установить их, особенно если речь идёт об интеллектуальных границах в отношениях «клиент-терапевт».
Интеллектуальные границы напрямую связаны с мыслями, убеждениями, ценностями и мнениями человека. В школе всех нас учат уважать всё это в других людях. А ещё, к слову, нас учат держать свои мысли, убеждения, ценности и мнения при себе. Профессиональный массажист, помимо всего прочего, умеет оставлять личную жизнь – как свою, так и клиента – за дверью. Но что происходит, когда действия клиента вызывают у вас реакцию, которая ясно даёт вам понять, что в данный момент ваши интеллектуальные границы нарушаются? Или, наоборот, когда вы непреднамеренно задеваете чувства клиента, сказав, сделав или показав ему что-либо?
У всех нас есть багаж жизненного опыта, который определяет нашу точку зрения на окружающую действительность. Кроме того, культура, в которой мы живем, тоже определяет наше мышление – культура диктует нам, какое мнение нам следует иметь, как выражать его, на что обижаться и как защищаться. Что происходит, когда эти точки зрения и эмоции – не важно, наши или клиентов – проникают на территорию массажного кабинета?
Сегодня мы рассмотрим, как и почему происходит столкновения точек зрения, как этого избежать и как реагировать на нарушение личных границ.
КАК СТАЛКИВАЮТСЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?
Наша профессия поистине уникальна. Мы проводим очень много времени с нашими клиентами и порой узнаём их очень хорошо, сближаемся с ними. Наша задача – оказывать максимально клиентоориентированные, безопасные и эффективные услуги людям, которые к нам приходят. Иногда это значит, что наши клиенты будут выражать свои мысли и чувства, обращаясь к нам, и среди этих чувств могут быть и негативные – например, разочарование, гнев, и так далее. Клиенты могут выражать своё мнение касаемо политических вопросов, социальных или культурных групп, общественных движений, людей, которые от них отличаются, или мнение которых отличается от их собственного. И, конечно, иногда ваше мнение будет не совпадать с мнениями клиентов. С огромной вероятностью вы работаете с клиентами, которые разительно отличаются от вас. Крайне важно не допустить влияния этих различий на терапевтические взаимоотношения. Ответственность за это лежит на вас, как на профессионале.
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ГРАНИЦ?
Лучший способ избежать подобного рода конфликтов – создать нейтральную атмосферу, где каждый уважает друг друга. Чтобы это сделать, нужно:
- Убрать из кабинета всё, что может каким-либо образом соприкоснуться с системой ценностей клиента. Например, не стоит держать на работе различные философские, религиозные или политические произведения. Следует избегать различных стикеров/магнитов с цитатами, которые могут вызвать разногласия. Спросите себя, какую ценность для вас имеют предметы декора, находящиеся у вас в кабинете, и как они могут повлиять на процесс общения с клиентом.
- Если среди ваших техник встречаются те, что подразумевают работу с «энергией» и так далее, обязательно спрашивайте у клиента разрешение перед тем, как её использовать. Это то же самое, что спросить у клиента разрешения перед началом работы с его/её ягодицами.
- Если вы используете различные духовные или энергетические подходы, не спрашивая у клиентов разрешения, вероятно, вы можете нарушать их личные этические, интеллектуальные и душевные границы. Сюда можно включить различные молитвы, мантры, использование кристаллов, обсуждение с клиентами различных глубинных «откровений», с которыми вы столкнулись во время работы, и так далее. Я, конечно, не говорю о том, что этого вообще стоит избегать. Я имею ввиду, что перед применением подобных техник стоит сказать клиенту: «Вы знаете, я использую некоторые энергетические техники, работаю с кристаллами и использую мантры. Может быть, что-нибудь из этого вас заинтересует? Если нет, то я с удовольствием перейду к классическому массажу!»
- Носите нейтральную одежду, отражающую ваш профессионализм. Например, следует отдавать предпочтение одноцветным футболкам, а не футболкам с надписями или изображениями, даже если они вам очень идут.
- Не обсуждайте свои собственные точки зрения на различные вопросы с клиентами. Основное правило: если тема разговора напрямую не связана с терапией и соответствующими потребностями вашего клиента, её следует оставить в стороне. Если клиент делает какой-либо комментарий, противоречащий вашей системе ценностей или убеждений, просто проигнорируйте. Не отвечайте на подобные высказывания. Просто займитесь своим делом и перенаправьте разговор в русло массажа.
- И, наконец, будьте честны с собой касаемо своих собственных предубеждений. Если вы поняли, что неосознанно осуждаете клиента за что-то, попробуйте проработать этот момент дома, где вы будете чувствовать себя уверенно или безопасно. Напишите свои мысли в дневнике, обсудите этот вопрос с близкими и коллегами, которым доверяете, или поговорите с психологом (особенно если клиент каким-либо образом задевает ваши старые травмы).
Если вы чувствуете, что относитесь к клиенту предвзято, вы должны понимать, что ваша работа вряд ли принесёт ему какую-либо пользу. Но я ни в коем случае не призываю вас создавать в кабинете холодную, обезличенную и черствую атмосферу. Вы можете окружить клиента теплом и заботой, не входя в прямой контакт с его системой ценностей.
В следующей статье мы узнаем, как отвечать на различные выпады со стороны клиентов. До встречи!
Синди Уильямс