Клиент и массажист – одна команда

К. обратился ко мне с жалобами на боль в боковой части ноги с правой стороны. Мы сели, и я попросил его рассказать, что с ним случилось.

– Когда и как часто вы ощущаете эту боль? – спросил я его.

– Когда я сижу, причем неважно, сколько, и когда я поднимаюсь вверх по лестнице. Болит с боковой стороны колена. Боль не острая, скорее глубокая, ноющая.

– И как долго она вас беспокоит?  – спросил я.

– Несколько месяцев. Надо было прийти раньше, но я думал, что она пройдёт. Хуже мне не становится, но и лучше тоже, – ответил он.

Я попросил клиента встать и присесть, чтобы воспроизвести симптомы. Боль, действительно, проявилась – клиент смог указать на область, расположенную чуть кпереди от подвздошно-большеберцового тракта.

Я попросил клиента лечь на массажный стол и принялся тщательно изучать эту область. Когда я приблизился к очагу боли, я заметил, что клиенту некомфортно.

 – Эта область тоже чувствительна? – поинтересовался я.

– Да, я не думал, что и здесь тоже будет болеть, – ответил он.

– Вы рассказывали мне именно об этом месте, или нет? – спросил я.

– Ну, здесь тоже болит, – ответил он.

– Но раньше болело именно здесь, или всё же нет? 

– Хм, знаете, нет, раньше я тут ничего не ощущал, – ответил мой клиент, немного посомневавшись. – То место близко, но нет, здесь раньше не болело.

Я начал перемещать палец на 1-2 миллиметра в различных направлениях, попробовал надавить сильнее и слабее, ориентируясь на реакцию клиента. Если он ничего не чувствовал, я менял угол приложения давления, оставаясь в той же точке. Наконец, мы с ним вычислили идеальный угол и давление.

 – Да, вот сейчас я это чувствую, – сказал он. – Именно здесь и болит, причём очень сильно! 

– Теперь, когда мы точно определили очаг боли, мне нужно знать следующее. Когда я надавливаю на эту точку, вам хочется, чтобы я поскорее убрал палец или же наоборот, чтобы я его задержал там? – спросил я.

– Вы знаете, это странное ощущение. Несмотря на то, что нога в этом месте болит у меня сильно, мне хочется, чтобы вы продолжали надавливать на эту точку. Я чувствую боль, но она больше приятная, чем нестерпимая.

– Наш первый шаг – определить область локализации боли, – начал объяснять я. – Следующий шаг – выбрать наиболее эффективный подход к терапии. Давайте рассмотрим имеющиеся у нас варианты. Первый – удерживать постоянное давление, второй – подключить небольшие движения пальцем. Давайте я покажу вам, о чём говорю, – сказал я, перемещая палец на 2 сантиметра в каждом направлении, продолжая надавливать. – В какой момент вам было приятнее всего? – спросил я.

– Когда вы двигали пальцем вперёд и назад, мне казалось, что вы то попадаете в нужную точку, то уходите от неё. Как мне кажется, лучше задержаться на одной конкретной точке.

– Именно это я и собираюсь сделать.

Я вновь нашел очаг боли, руководствуясь реакцией клиента. Я пообещал, что не буду давить слишком сильно и перемещать палец. Чтобы продемонстрировать, какой силы давление я прилагаю к этой точке, я надавил с такой же силой на точку на его предплечье.

– Не может быть, – удивился он. – Мне казалось, что вы так сильно надавливаете на ногу, но на руке я вообще ничего не почувствовал!

 – Да, вот насколько эта область у вас чувствительна. Я буду удерживать давление до тех пор, пока чувствительность не начнёт приходить в норму.

Через некоторое время клиент сказал, что он практически перестал ощущать давление. После этого он попросил меня промассажировать эту мышцу длинными поглаживающими движениями. Я попросил клиента лечь на бок. Он, ко всему прочему, попросил меня сделать массаж области, где располагается задняя часть латеральной широкой мышцы бедра. Я использовал как статичное давление, так и различные приёмы мануальной терапии.

Вскоре мы завершили сеанс. Результат был просто замечательным – в течение десяти дней боль в колене прошла.

Самый важный урок, который я извлёк из этого случая – важность привлечения клиента к сеансу и управления его вниманием. Я уже много лет прошу моих клиентов самостоятельно направлять мои руки и выбирать приёмы, которые им кажутся наиболее эффективными. Для клиентов это возможность не только поучаствовать в процессе принятия решений, которые напрямую касаются их здоровья, но и ощутить, что они контролируют всё, что происходит во время сеанса.

Кроме того, такой подход повышает удовлетворённость клиентов результатами работы – для многих людей важно знать, что и они тоже делают значительный вклад в процесс лечения. Клиенты учатся слушать своё тело и делиться информацией с массажистом.

Наша главная задача – слушать и правильно реагировать в соответствие с полученной информацией. Лучших результатов мы достигаем в том случае, когда клиент и массажист в равной степени участвуют в процессе терапии. Желаю удачи!

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: