Кости – рычаги: восстановление функциональности мышц

В природе трение – вечный спутник любого движения. Его влияние на объекты очень разнообразно. Если мы потрём ладони, выработается тепло, и они согреются. Нажимая на тормоза, мы создаём трение, благодаря которому скорость машины снижается. Чтобы противостоять отрицательным эффектам трения, всё, что создано для движения, имеет люфт, свободный ход, который снижает трение и повышает эффективность движения (Рис.1). Колеса, устанавливаемые на оси ходовой части автомобиля, поршень в цилиндре, даже простые дверные петли проектируются с учётом требований к люфту между сочленёнными движущимися деталями.

То же самое относится и к суставам тела человека – определённая степень свободного движения между сочленяющимися частями очень важна для их нормального функционирования.  

В своей классической книге «Боль в суставах» доктор Джон Меннель представил исследование роли подвижности сочленений в теле человека. Он указал на то, что у синовиального сустава есть три основных вида движения – активное, пассивное и естественная подвижность сочленения. Меннель описал эту подвижность как «небольшие движения в суставе, не зависящие от сознательных мышечных сокращений». 1 Несмотря на то, что эти движения происходят на диапазоне, во всех плоскостях не превышающем 2-3 миллиметра, они, представляя собой различные комбинации из прокатывания, скольжения и вращения, способствуют плавности движения в суставах и улучшению мышечного контроля движения (Рис.2).  Меннель подчеркивает тот факт, что особую важность имеет целостность этих движений, а не их диапазон – эти небольшие изменения положения сустава в совокупности с осознанными движениями, которые выполняются путем сокращения мышц, снижают трение в суставе, обеспечивают нервную систему сенсорной информацией о перемещении и положении тела и повышают степень контроля над движениями.

Меннель десятилетиями собирал информацию из собственной практики и различных исследований и выработал четыре основных концепта, связанных с подвижностью сочленений:

• Нормальное функционирование мышц зависит от нормального движения суставов
• Если степень свободы движений в суставе снижена, мышца, приводящая сустав в движение, теряет возможность делать это полноценно
• Вернуть здоровый тонус мышцам невозможно, пока суставам, которые они контролируют, не вернётся свобода движения
• В свою очередь, нарушения функциональности мышц может привести к дальнейшему ухудшению состояния суставов с ограниченной подвижностью

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Одна из основных целей мышечно-скелетной терапии заключается в снижении трения в суставе, которое возникает из-за напряжения, травмы или нарушений осанки. Чтобы достичь этого результата, терапевты нередко используют кости как рычаги – таким образом мы снимаем мышечные спазмы и боремся с атрофией (См. статью «Кости – рычаги»)

Если в процессе диагностики выясняется, что ограничения свободной подвижности суставов вызывают ответный мышечный спазм, используются различные импульсные (манипуляционные) техники мануальной терапии (и не только).

Степень свободной подвижности в суставе может отличаться от человека к человеку и от сустава к суставу, но техники для проработки всех видов этих небольших движений одинаковы. При оценке состояния всех синовиальных суставов и связанных с ними соединительнотканных структур клиент должен быть расслаблен, а терапевт должен захватывать ткани крепко и прочно, но не ограничивая движения. На рис. 3 и 4 я демонстрирую мышечноскелетную диагностику свободной подвижности и процесс терапии при ограничениях в фемороацетабулярном (бедренно-вертлужном) сочленении.

Нехватка свободной подвижности тазобедренного сустава встречается довольно часто. Без должной терапии эта проблема может привести к мышечному дисбалансу, который влияет на общую силу человека, его подвижность и физическую производительность.

При работе с нарушениями свободной подвижности небольших суставов, таких как суставы шейного отдела позвоночника, я часто использую пальцы или обе ладони, чтобы провести диагностику каждого позвоночного сегмента от С2-3 и вниз до C7–T1. Если я выявляю, что один из суставов не двигается («пружинит» так же, как остальные), я фиксирую кости и соединительные ткани выше и ниже места ограничения, а затем повторяю аккуратный пружинящий манёвр (Рис. 5 и 6).

ВЫВОДЫ
При диагностике функциональной потери подвижности акцент обычно делается на различные проблемы с мышцами, а цели последующей терапии заключаются в снятии мышечного перенапряжения или изменения сценариев мышечного ингибирования. Тем не менее, зачастую разорвать замкнутый круг подобных проблем получается лишь путем работы с мышечно-скелетной системой.

Важно отметить, что нередко виной всему являются именно проблемы с синовиальными суставами. Меннель утверждал, что проблемы с суставами часто являются причиной вторичных изменений в мышцах, в частности атрофии и спазмов.  Следовательно, восстановление естественной свободной подвижности в суставе является неотъемлемым фактором, вносящим значительный вклад в улучшение связи между мозгом и телом, общей функциональности и физической производительности. После коррекции основной проблемы улучшается проприоцепция, а движения становятся более подконтрольными. Развитие этих небольших движений в суставе способствует снижению «шумов» в центральной нервной системе, мешающих нормальной связи между мозгом и мышцами, снимает защитные мышечные спазмы и разрывает рефлексогенный цикл «боль-спазм-боль».

 

При работе с подобными проблемами необходима грамотная клиническая диагностика и применение соответствующих техник массажа и мануальной терапии, направленных на работу с мягкими тканями и снятие боли, а также грамотно разработанный комплекс физических упражнений на развитие силы, выносливости и контроля над движениями.

Если вы хотите, чтобы ваша работа помогала клиентам полностью и навсегда избавляться от беспокоящих их проблем, не забывайте искать «причину причин» выявляемых вами нарушений.

Комментарии к изображениям

Рис.3

Диагностика ограничений свободной подвижности в тазобедренном суставе. Терапевт сгибает левую ногу клиента в бедре и колене под углом 90 градусов и помещает ногу на свое левое плечо. Используя руки, чтобы зафиксировать проксимальную часть бедра рядом с фемороацетабулярным (бедренно-вертлужным) сочленением, терапевт медленно переносит вес своего тела назад, приводя капсулу тазобедренного сустава клиента к её первому барьеру подвижности. Не отпуская захват, терапевт осторожно перемещает (очень осторожно растягивает, слегка толкает вперёд и в стороны) тазобедренный сустав, отмечая любые ограничения свободной подвижности сустава.

 

Рис.4

Коррекция ограничений свободной подвижности тазобедренного сустава. Терапевт сгибает ногу клиента в бедре, протащив левую руку под левым коленом клиента. Правой рукой терапевт обхватывает переднюю часть бедра клиента, а ладонью правой руки захватывает собственное предплечье. Терапевт распределяет вес своего тела так, чтобы он мог аккуратно растягивать, сжимать, отводить и вращать бедренную кость клиента внутрь и наружу – это поможет восстановить свободную подвижность сустава. 

Рис.5

Диагностика ограничений свободной подвижности в суставах шейного отдела позвоночника. Пальцы терапевта располагаются под шейным отделом позвоночника клиента и осторожно надавливают в углубление между остистыми и поперечными отростками позвонков, начиная от C2–3 и двигаясь вниз через C7–T1, отмечая ограничения свободной подвижности суставов или изменения шейного изгиба. 

Рис.6
Коррекция ограничений свободной 

подвижности суставов шейного отдела позвоночника. Терапевт использует наволочку (или руки), чтобы осторожно растянуть шейный отдел позвоночника клиента. Терапевт захватывает концы наволочки и располагает больше пальцы на лоб клиента. Затем терапевт медленно переносит вес тело назад, чтобы осторожно растянуть суставы и соединительные ткани, тем самым сняв с них давление.  

Эрик Делтон

 

Литература

1. John M. Mennell, Joint Pain: Diagnosis and Treatment Using Manipulative Techniques (Boston: Little Brown & Company, 1964).

 

Категории статей: