Симфония человеческого тела

Мой новый клиент, Олег, на протяжении нескольких месяцев страдал от боли в бедре. Когда я увидел, как он ходит, я отметил, что длина шага у него ограничена. Естественно, я сразу же начал подозревать артрит, но мои подозрения позже были опровергнуты рентгенологическим исследованием, которое показало сужение суставной щели без дегенерации тканей сустава.

  – Мой лечащий врач не знает, что делать. Он говорит, что в суставе значительных проблем нет, а болит всё равно очень сильно! – сказал он мне. – Из-за боли я не могу быстро ходить, мне пришлось бросить занятия спортом. Доктор посоветовал обратиться к вам. У меня большие проблемы с гибкостью и подвижностью, да ноги за последнее время совсем ослабели.

– Что вы имеете в виду под проблемами с гибкостью? – уточнил я.  

Сидя на столе, Олег попытался поднять правую ногу, согнув её в тазобедренном суставе. Видно было, что даётся это движение ему с трудом, особенно по сравнению с левой ногой.

– Позвольте мне кое-что попробовать, – сказал я, подходя к другой стороне стола. 

Положив руки Олегу на плечи, я медленно начал пальпировать многораздельные мышцы спины и квадратную мышцу поясницы. Я обследовал их несколько минут под разными углами, изменяя степень их напряжения. Я попросил клиента произвести экстензию и латеральную флексию в поясничном отделе позвоночника. Слегка расслабив самые напряженные участки, я попросил его снова согнуть ногу в тазобедренном суставе. На этот раз флексия ноги далась в разы легче, кроме того, увеличился диапазон движения. 

– Невероятно! – воскликнул клиент. – Это что, какой-то фокус?

– Никаких фокусов, – ответил я, – просто системная анатомия. Сгибание ноги в бедре похоже на разведение мостов. Нога – это мост, цепи, его поднимающие – это мышцы. Однако для удержания моста в разведённом, поднятом положении необходим анкер – крепёж, расположенный в мосте и удерживающий всю конструкцию. В теле человека этим самым анкером является ваш поясничный отдел позвоночника. Поясница подвижна, поэтому её стабильность обеспечивают мышцы нижней части спины. При возникновении каких-либо проблем с этими мышцами мозг активирует защитный механизм, ограничивая их подвижность с помощью спазма. Я снял спазм, и ваш мозг, осознав, что поясница снова стабильна, позволил вам поднять ногу. Интересно, да?

 – Поверить не могу, – согласился он. – Так что, это серьёзная проблема?

– Пока еще не знаю – это всего лишь кусочек паззла. Теперь мне нужно осмотреть вас в положении лежа.

Олег лёг и я, удерживая в руках его голень, произвел внутреннюю и наружную ротацию бедра. Я заметил, что маленькие мышцы вертела бедренной кости препятствуют этим движениям. Я взял модель таза, на которой хорошо было видно вертела, и показал клиенту, как происходит внутренняя и наружная ротация. Он наблюдал, как вертела вращаются в вертлужной впадине. 

– А теперь попробуйте почувствовать это движение сами, – сказал я. 

Я производил ротацию ноги в бедре, а Олег положил свою руку на сустав, чтобы почувствовать движение.

– Мне кажется, в каких-то местах движение идёт не так гладко, как в других, – сказал он. Такое чувство, что в суставе при движении что-то застревает.

– На первый взгляд это движение кажется очень простым, однако на самом деле в него вовлечено множество мышц бедра. Чтобы произвести это движение, каждая из них должна точно выполнить свою работу.  Представьте, что все эти мышцы – оркестр, а движение – это симфония. Каждому инструменту отведена своя особая роль и каждый музыкант знает, когда начинается его партия, а когда заканчивается. Если виолончель не будет играть тише, когда начинается партия второй скрипки, симфония потеряет мелодичность и станет абсолютно хаотичной.

– Так почему же какие-то мышцы отказываются вступать вовремя?

– Хороший вопрос. Надеюсь, в ближайшие годы ученые найдут ответ на него. Однако я знаю одно – мои прикосновения вкупе с вашим вниманием и сосредоточением могут восстановить порядок, в котором мышцы включаются в работу. 

Разгибая и сгибая ногу, Олег сказал, что ему вновь тяжело это делать.

– Не торопитесь, – ответил я ему. Я буду продолжать терапию, а вы постоянно будете мне рассказывать об улучшениях. Вскоре мы выясним, какой подход наиболее эффективен в вашем случае. 

Казалось, мой ответ его расстроил – он подумал, что уже после первого сеанса его проблема чудесным образом исчезнет. Однако я объяснил ему, что залог скорейшего выздоровления – правильно выбранная техника лечения. 

Вскоре проблемы со внутренней и наружной ротацией ноги в бедре исчезли вовсе. Мы оба понимали, что что-то явно изменилось в лучшую сторону.

– Видите, – сказал я, – оркестр стал играть гармоничнее.

– Безусловно, – ответил Олег. – Знаете, что меня удивляет? На протяжении всего курса меня преследует поразительное ощущение – я нахожусь в своем собственном теле, но наблюдаю за изменениями в нём со стороны. Такое чувство, что я контролирую его не в полной мере!

– Да, это на самом деле поразительно. Вы одновременно ощущаете себя и музыкантом, частью оркестра, и слушателем, сидящим в зале и наслаждающимся мелодией!

 

(Дуглас Нельсон)

 

Категории статей: