Новые исследования дают неожиданный ответ
Какой вклад в общий эффект мануальных техник привносит сила давления? Таким вопросом задались авторы исследования, недавно проведённого группой турецких исследователей. Они изучили, как миофасциальный релиз подзатылочной области влияет на болевую чувствительность, подвижность шеи и проприоцепцию (ощущение положения тела в пространстве). Исследователи сравнили традиционную технику, подразумевающую приложение давления, и имитацию с применением лишь лёгких касаний, и пришли к неожиданным результатам: оба подхода оказались эффективными.
Рис. 1

Измерение порога болевой чувствительности с помощью альгометра.
Этот результат может пошатнуть некоторые наши устоявшиеся представления. Он также наглядно демонстрирует, насколько многогранным, тонким и мощным инструментом является простое прикосновение. Не важно, прорабатываем ли мы глубокие ткани или работаем практически с одной лишь кожей - в любом взаимодействии, где есть прикосновение, между массажистом и клиентом происходит нечто значимое.
Исследование
В исследовании участвовали тридцать здоровых взрослых. Каждому из них сделали пятиминутный массаж подзатылочной области. В одной группе применялась классическая техника миофасциального релиза; массажист прилагал устойчивое давление кончиками пальцев. В контрольной группе применялись только лёгкие, едва ощутимые прикосновения. До и после сеанса у всех участников оценили три параметра: подвижность шеи, порог болевого давления (то есть минимальную силу надавливания, вызывающую дискомфорт — это стандартный тест на местную чувствительность и устойчивость тканей к давлению), а также проприоцептивную точность — то, насколько точно человек может после движения вернуть голову в исходное положение.
Результаты улучшились в обеих группах. Независимо от методики, у участников увеличилась амплитуда сгибания шеи, вырос порог болевой чувствительности и повысилась точность ощущения положения головы в пространстве. Однако статистический анализ не выявил существенной разницы между результатами в экспериментальной и контрольной группах. Проще говоря, статичные лёгкие прикосновения на протяжении пяти минут оказались столь же эффективными, как и пятиминутная прицельная работа с надавливанием.
Всё дело - в контексте
На первый взгляд, такой вывод обесценивает технику и прикладные навыки массажиста. На самом деле, он скорее подчеркивает огромную роль контекста взаимодействия массажиста и клиента, который характеризуется ощущением безопасности, направленным вниманием массажиста, доверием клиента, и многими другими терапевтическими деталями. На языке исследований всё это иногда объединяют под терминами «плацебо-эффект» или «неспецифические факторы». Но в реальной практике они в высшей степени специфичны.
Рис. 2.
Миофасциальный релиз подзатылочной области (иллюстрация техники).
Мы не просто надавливаем руками на ткани. Мы создаём контекст, в котором прикосновение воспринимается, интерпретируется, проживается и усваивается. Освещение в комнате, ритм нашей работы, даже едва уловимые сигналы нашей уверенности или заботы о клиенте — всё это влияет на то, как его нервная система будет реагировать на происходящее. Вклад характера прикосновений в общий терапевтический эффект массажа может быть не меньшим, чем, например, силы давления или выбора места его приложения.
Но техника всё же важна
Значит ли это, что мастерство не имеет значения? Разумеется, нет. Точность, чуткость и глубокое знание анатомии, которые мы оттачиваем годами практики, — это ключевые составляющие терапевтического контекста. Устойчивое, спокойное присутствие массажиста вселяет чувство безопасности, а чёткое и глубокое понимание анатомии, которым масажист умеет делиться, помогает клиенту лучше осознавать и чувствовать своё тело.
Рис. 3

Легкий «плацебо-массаж».
В данном исследовании и лёгкое, и более глубокое прикосновение помогали участникам точнее ощущать положение головы. Однако учёные не отслеживали, как на результаты мог повлиять опыт терапевта или его навык пальпации. Любой, кто сравнивал опыт посещения сеанса массажа у новичка и у мастера, почувствует разницу. Она проявляется не только в силе давления, но и в умении выбрать правильный темп массажа, умении слушать клиента, ощущать реакцию его тканей и адаптировать техники в соответствии с этими реакциями. Эти качества — тоже важнейшие составляющие терапевтического контекста.
Как измерить неизмеримое?
Клинические испытания строятся на изоляции переменных — только так можно понять, какие факторы важнее. Но в процессе массажа переплетается всё: прикосновения, опыт клиента, чувства и ощущения как клиента, так и массажиста в моменте. Попытки разделить эти составляющие могут дать «стерильные» результаты, которые упускают саму суть практики — её живую, целостную природу.
И всё же такие исследования имеют огромную ценность. Они заставляют нас задуматься: как именно прикосновения меняют состояние человека? Почему это происходит? Снижается ли мышечный тонус? Меняются ли свойства фасций? Улучшается ли местное кровообращение? Или, может быть, всё дело в обострении интероцепции — внутреннего ощущения тела — или в том, что на сеансе клиент чувствует себя в безопасности и ощущает заботу и внимание со стороны массажиста? Думаю, что все эти факторы равноценно важны.
Волшебство в обыденном
Возможно, настоящее чудо в том, что простое, осознанное прикосновение — лёгкое или глубокое — может за пять минут изменить характер восприятия боли и положения тела. Для тех из нас, чей труд — это работа руками, это одновременно и повод для смирения, и важное подтверждение нашей значимости. Техника задаёт структуру нашей работе, а контекст вдыхает в неё жизнь.
Поэтому в следующий раз, работая с клиентом, помните: прилагаете ли вы давление или просто касаетесь — вы участвуете в сложном обмене ощущениями и смыслами на различных уровнях. И именно в этом взаимодействии и рождается настоящее волшебство.
Тил Луше
Источник:
1. Ertuğrul Safran and Yaren Kaya, “Contextual and Placebo Effects of Suboccipital Myofascial Release: Evaluating Its Influence on Pain Threshold, Cervical Range of Motion, and Proprioception,” BMC Musculoskeletal Disorders 26, no. 502 (2025), https://doi.org/10.1186/s12891-025-08741-6.












