Представим, что у вас есть клиент, который всегда приходит на сеансы в плохом настроении. Что вы сделаете – подхватите за ним такой же настрой, или постараетесь повлиять на него или на неё своим позитивным отношением и вниманием?
А некоторые клиенты, например, постоянно опаздывают. Вы высказываете своё недовольство, сдерживаетесь или просто устанавливайте клиентам определённые правила, например, позволяя им опаздывать с условием, что продолжительность сеанса будет сокращена на время опоздания? Третий подход никак не повлияет на ваше эмоциональное благополучие. Комфортно будет и вам, и вашим клиентам.
Теперь давайте представим следующую ситуацию: количество клиентов не растёт, ваши доходы – падают. Вы будете жаловаться, что никто не ценит вашу работу и собственное здоровье, поэтому и не хочет ходить на массаж? Или же вы начнёте выявлять причины возникших трудностей и искать способы их решения, менять что-либо, например, проходить курсы повышения квалификации, изучать новые техники или применять новые маркетинговые стратегии?
Массажист с развитым эмоциональным интеллектом может оставаться спокойным, собранным и рациональным даже при общении с трудным клиентом, раздражённым коллегой и при столкновении с любыми иными трудностями. Эмоциональный интеллект позволяет сохранять позитивный настрой даже в самых сложных ситуациях. Кроме того, он даёт способность понимать, что чувствуют и о чём переживают другие люди, развивает терпимость, умение сопереживать, выстраивать правильные личные границы и заботиться о своём эмоциональном благополучии.
СТРАТЕГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Узнать о том, что такое эмоциональный интеллект и какие навыки он в себя включает – лишь полдела. Развивать и использовать эти навыки в повседневной жизни – куда сложнее.
Если мы решим поискать в Интернете «как развить эмоциональный интеллект», мы найдём тысячи рекомендаций и стратегий. Сегодня я расскажу вам о моей любимой – пользоваться ей вы можете начать сразу после прочтения этой статьи.
Техника пяти шагов
Техника пяти шагов – достаточно простой метод регуляции эмоций, предложенный учёным и писателем Джоном Кабат-Зинном. Эту технику можно использовать в любых ситуациях, выводящих вас из душевного равновесия или тогда, когда вам нужно вернуться в момент и сосредоточить внимание на том, что вас окружает.
СДЕЛАЙ ПАУЗУ
Остановитесь. Если возможно, найдите тихое место, где вы сможете сосредоточиться.
СДЕЛАЙ ВДОХ
Сделайте один-три глубоких вдоха, направьте всё своё внимание на дыхание, ощущайте, как воздух входит в дыхательные пути и покидает их.
На вдохе или выдохе можно тяжело вздыхать, словно вы устали – это помогает избавиться от негативных эмоций.
НАБЛЮДАЙ
Спросите себя:
• О чём я сейчас думаю?
• На что я реагирую?
• Что я чувствую в теле?
ОТСТРАНИСЬ
Посмотрите на ситуацию с другой точки зрения. Задайте себе вопросы:
• Как выглядит ситуация со стороны и как вижу её я, непосредственный участник? (Представьте себя на месте другого человека, например, на месте вашего клиента – попытайтесь понять, что стоит за его/её эмоциональной реакцией?)
• Моё восприятие ситуации объективно или это лишь моё мнение?
• Будет ли иметь значение эта ситуация, спустя полгода?
• Моя реакция способствует разрешению ситуации или же я всё только усложняю?
ПРОДОЛЖАЙ
Двигайтесь дальше по тому же пути или выберите новый, основываясь на ответах на изложенные выше вопросы. Спросите себя:
• Какие действия будут наиболее полезны для меня самого, для остальных и для ситуации в целом?
• Буду ли я завтра гордиться тем, как разрешил эту ситуацию?
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Применяя навыки эмоционального интеллекта, вы сможете с лёгкостью осознавать, что происходит внутри и вокруг вас. Вы будете понимать, как принимать верные решения, руководствуясь совестью и здравым смыслом, и как выходить из эмоционально сложных ситуаций. Если говорить о взаимодействиях в рабочей среде, эмоциональный интеллект поможет вам эффективнее общаться с коллегами и клиентами, выстраивать здоровые рабочие взаимоотношения, лучше «чувствовать» клиентов и достигать новых карьерных высот. Помните – как только вы научитесь правильно общаться с самим собой (особенно в трудных ситуациях), вы сможете успешно общаться и с окружающими. Применяя имеющиеся у вас знания об эмоциональном интеллекте, вы сможете найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Желаю удачи!
Синди Уильямс