Если вы подозреваете у клиента наличие травмы, или если он/она жалуется на боль, в процессе сбора анамнеза необходимо задавать вопросы не только о текущих симптомах, недавних оперативных вмешательствах или приеме тех или иных медикаментов. В первую очередь, вы должны максимально подробно изучить основную жалобу клиента. Изучение основной жалобы – наиболее прямой путь к полноценному пониманию факторов, релевантных для работы с данным конкретным случаем. Конечно, у многих людей может быть сразу несколько заболеваний, но обычно к массажистам они обращаются с какой-либо одной конкретной проблемой.
Если вы не привыкли собирать подробный анамнез, возможно, предложенная ниже схема покажется вам слишком сложной. Тем не менее, я настоятельно рекомендую вам попробовать ее в деле – с каждым разом сбор анамнеза и подбор правильных вопросов будет даваться вам все легче и легче. Вопросы можно разделить на четыре категории: как, что, когда и почему
• Как: Первое, что вы должны узнать – как проявился основной симптом. Боль началась внезапной и имела острый характер, или же клиента беспокоит хроническая боль? Основной симптом проявился в результате какого-либо инцидента или острой травмы, или же все-таки боль развивалась медленно, и самочувствие клиента ухудшалось постепенно?
• Что: Что могло привести к травме или развитию хронических нарушений? Есть ли иные факторы, которые могли привести к развитию данной проблемы или ухудшить состояние клиента? Какие еще симптомы испытывает клиент сейчас? Беспокоили ли его ранее какие-либо неназванные симптомы?
• Когда: Когда вы впервые ощутили беспокоящий вас симптом? Как долго клиент страдает от этой проблемы? Сталкивался ли он раньше с ней?
• Почему: Грамотно проводя диагностику и собирая анамнез, вы в конечном итоге поймете, почему ваш клиент испытывает тот или иной симптом и какие ткани вносят вклад в появление неприятных ощущений. Например – почему клиент ощущает боль, выполняя данное конкретное движение? Какие ткани задействуются во время этого движения?
Задавая вопросы, главное – внимательно слушать клиента. Умение слушать и слышать – важнейший навык для массажиста. Если вы считаете, что это необходимо, не стесняйтесь задавать наводящие и уточняющие вопросы. Знать, какую информацию необходимо получить от клиента – это полдела. Помимо этого, вы должны обладать обширными знаниями и навыками работы с наиболее распространенными мышечно-скелетными нарушениями – без этого вы не сможете разработать грамотную стратегию терапии. Чем больше вы знаете о различных проблемах, тем легче вам будет распознавать признаки их наличия у клиента и разрабатывать стратегию лечения.
Уитни Лове