Грамотно разработанный план работы с клиентом – большое подспорье для массажиста. Нередко нам приходится объяснять клиентам, почему в их случае необходимо довольно долгое время регулярно посещать сеансы массажа, например, при лечении хронической боли или различных заболеваний. Наличие полноценного плана терапии значительно облегчает выполнение этой задачи.
Мы рассмотрим пять ключевых элементов такого плана и подскажем вам, как его грамотно разработать и применить на практике.
Зачем нам нужен план терапии?
В первую очередь, грамотный план терапии позволяет отслеживать прогресс лечения. Клиенты хотят видеть и чувствовать реальные изменения. Наглядная демонстрация того, какой путь преодолел клиент в течение нескольких недель или месяцев поможет ему/ей понять, насколько эффективно работает массаж в данном конкретном случае.
В некоторых странах наличие проработанного плана терапии и соответствие прогресса клиента намеченным в нём результатам вообще является необходимым условием для компенсации расходов на массаж страховой компанией или работодателем. План лечения представляет собой набросок ожидаемых и реализованных результатов. Разрабатывая план терапии перед началом лечения, мы даём клиенту понять, что можем предсказать результаты работы, измерить их и при необходимости внести коррективы в процесс.
С помощью чего можно оценить результаты терапии?
Тесты на подвижность – с помощью гониометрии мы можем оценить, как меняется диапазон движений в различных суставах клиента в ходе работы.
Мануальные тесты (тесты работы мышц, тесты с сопротивлением), с помощью которых мы оцениваем силу мышц по шкале от 0 до 5/10.
Ортопедические тесты, направленные на воспроизведение положений или движений, которые вызывают у клиента первичные симптомы (боль, дискомфорт, снижение подвижности, в общем, то, из-за чего клиент к нам обратился).
Функциональные тесты помогают нам понять, какие повседневные действия вызывают у клиента боль или дискомфорт.
Шкалы боли (Шкала Вонга-Бейкера, визуальная аналоговая шкала боли, Шкала Оучера).
Улучшение конкретных показателей: улучшение показателей по тесту FIQ (Опросник влияния фибромиалгии на самочувствие), снижение гликированного гемоглобина при диабете и так далее.
Итак, сегодня мы разберём первый ключевой элемент эффективного плана терапии, а в скором времени – оставшиеся четыре. Приступим!
1. Первичный приём
Сбор информации перед началом терапии должен идти по двум направлениям – вербальная и невербальная коммуникация.
В вербальной коммуникации мы выделяем два типа вопросов. Закрытые вопросы (да/нет) помогают нам узнать о наличии определённых заболеваний или патологий в настоящее время или ранее. Пример использования закрытых вопросов в ходе сбора первичной информации – подготовка списка различных нарушений, заболеваний и физиологических особенностей, напротив которых клиент может поставить галочку. Открытые вопросы позволяют нам получить субъективную информацию, личное мнение клиента. Пример открытого вопроса – просьба описать характер боли, которую ощущает клиент.
Невербальная коммуникация может многое сказать о состоянии здоровья клиента. Клиент выглядит бодрым и энергичным или, наоборот, утомлённым и вялым? Свободно ли движется клиент, не заметны ли какие-нибудь зажимы, ограничения, нарушения осанки или особенности походки? Общий внешний вид клиента говорит о том, что у него/неё в целом хорошее или плохое самочувствие? Эмоциональное состояние клиента отражается на физическом состоянии его/её тела? А есть ли обратная связь?
Джимми Джиаэлис