Массажисты нередко сталкиваются с этическими дилеммами. Все клиенты уникальны, и каждый привносит что-то новое в процесс массажа. Это прекрасно, но порой вызывает дополнительные трудности. Мы работаем и с закрытыми клиентами, от которых очень трудно получить важную для массажа информацию, и с теми, кто постоянно обращается к массажисту с различными просьбами и ждёт от него того, что он не может дать – всё это может стать серьёзной проблемой даже для профессионала. Неважно, в чём заключается дилемма – вопросы, требующие ответа, всегда одни и те же.
Конечно, писать о том, что этично, а что не этично, достаточно просто. Однако когда мы сталкиваемся с вопросами этики в жизни, не всегда удаётся быстро осознать серьёзность ситуации и принять правильное решение. Массажист может просто не понять, чего от него хочет клиент, впасть в ступор из-за неожиданной просьбы и так далее.
Лучшее, что можно сделать в трудной ситуации – остановиться, сделать глубокий вдох и задать себе несколько вопросов, которые помогут отбросить лишние эмоции и прояснить сложившуюся ситуацию.
Шесть вопросов для определения этичности того или иного действия
Мы предлагаем вам шесть вопросов, которые необходимо задать самому себе в том случае, если вы сомневаетесь в этичности тех или иных действий или слов в процессе массажа.
1. То, что меня просят сделать, не несёт угрозы для здоровья и благополучия меня самого и клиента?
Крайне важно, чтобы любое решение, касаемо клиента, не несло в себе опасности ни для самого клиента, ни для массажиста. Речь идёт как о физической, так и об эмоциональной безопасности – обе стороны должны учитывать границы друг друга.
ПРИМЕР: Клиент/клиентка просит, чтобы во время массажа на нём/ней не было покрывала или какой-либо ещё драпировки. Единственное этичное решение в таком случае – отказать клиенту.
2. Мои действия вписываются в рамки моей квалификации и уровня подготовки?
В большинстве случаев, причина получения клиентом травм в процессе массажа заключается в том, что массажист при работе вышел за границы, определённые его квалификацией и уровнем профессиональной подготовки. Перед тем, как применять на практике какую-либо технику, убедитесь, что ваши знания, умения и навыки позволяют вам сделать это максимально эффективно и безопасно для клиента.
ПРИМЕР: Клиент просит, чтобы массажист использовал в процессе массажа технику, неизвестную ему. Массажист должен отказать клиенту.
3. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что с точки зрения клиента в кабинете главный – массажист? Не злоупотребляете ли вы своей «властью»?
Убедитесь в том, что клиент понимает, что он может свободно реагировать на то, что происходит с ним в процессе массажа, говорить, что ему нравится, а что – нет. Многие клиенты думают, что им не стоит говорить, если у них что-то болит из-за действий массажиста и так далее – ведь врач всегда знает лучше, что делать. Не злоупотребляйте доверием и придерживаетесь правил этики – всегда поддерживайте с клиентом вербальный контакт. Когда клиент лежит на столе, он уязвим как физически, так и эмоционально. Всё это касается и обычных разговоров– он клиенты могут ждать от вас совета в очень личных вопросах, так как вы для них – авторитет в данный конкретный момент.
ПРИМЕР: Клиент рассказывает о своих проблемах в семье и просит массажиста дать ему совет. Чтобы оставаться в рамках профессиональной этики, массажист должен сохранять нейтралитет.
4. Не создает ли это действие двойственных взаимоотношений и размывает профессиональные границы?
В двойственных отношениях, помимо роли массажиста и клиента, у двух людей формируются какие-либо иные связи. Задача массажиста как профессионала – не допустить формирования подобных отношений с клиентом и пресечь возможные проявления таких намерений в будущем.
ПРИМЕР: Клиент предлагает массажисту (пол не важен ни в том, ни в другом случае) поужинать вечером. Единственное этичное решение в этот момент – аргументировано отказать.
5. То, что вас просят сделать (или вы собираетесь сделать), соответствует вашим первоначальным договорённостям? Принимаете ли вы во внимание план терапии, учитываете ли вы информированное согласие клиента или политику клиники, в которой работаете?
Перед тем, как лечь на массажный стол, клиент договаривается с массажистом о том, каким будет план терапии, и согласно этому формирует у себя в голове те или иные ожидания. Если массажист отклоняется от намеченного плана, клиент может потерять к нему доверие и решить, что те цели, которые он изначально поставил, не будут достигнуты.
ПРИМЕР: Массажист решает поменять технику прямо во время сеанса. Этичным будет сначала обговорить этот вопрос с клиентом и получить его согласие или отказ.
6. Может ли это испортить или разрушить отношения между клиентом и массажистом в будущем?
Даже если действие кажется вам безобидным, не стоит поступать неэтично – оно может навредить вам позднее. То, что вы сделаете сегодня, может разрушить доверие завтра.
ПРИМЕР: Терапевт говорит одному клиенту, что не работает после определённого времени вечером, но продолжает принимать в это время других клиентов. Профессионал относится ко всем своим клиентам одинаково, и его расписание не должно подстраиваться под конкретных людей – со всеми нужно быть честным. Этика, в первую очередь, это честность к самому себе и другим.
Ответив себе на эти вопросы, запомните их и обсудите с человеком, которому вы доверяете – это поможет вам взглянуть на ситуацию под другим углом и понять, правильно ли вы поступили или нет. С опытом такой рефлексии вы научитесь самостоятельно оценивать ситуацию настолько объективно, насколько возможно. Желаю удачи!
Джимми Джиалелис