Зеркало души

Или значение зрительного контакта для массажиста

Общаясь с клиентами перед сеансом, вы смотрите им в глаза, когда они вам что-нибудь говорят? Или же вы увлеченно записываете всё, что слышите, и даже не поднимаете глаза? А что, если клиент подумает, что вы его вовсе не слушаете? Зрительный контакт демонстрирует ваш интерес. Вы будто говорите клиенту: «Да, вы важны для меня. Я вас внимательно слушаю». В этой статье мы рассмотрим научный взгляд на то, какую роль играет правильный зрительный контакт в межличностной коммуникации, и узнаем, почему это так важно для массажиста.

В безопасной и доверительной атмосфере продолжительный зрительный контакт создаёт своего рода «нейронный дуэт» между мозгом массажиста и клиента, благодаря взаимной активации участков мозга, отвечающих за межличностное взаимодействие. К сожалению, в настоящее время важность зрительного контакта при общении уходит на второй план – как в профессиональной деятельности, так и в обществе в целом. Конечно, современные технологии значительно облегчают жизнь человеку, но всё-таки у них есть и свои недостатки. Отсутствие зрительного контакта при общении – один из них.

Уильям Шекспир писал, что «Глаза – это окна, за которыми – душа». Современная нейробиология полностью с ним согласна. Всё дело в том, что в нашем мозге присутствуют так называемые «зеркальные нейроны», которые очень чувствительны к выражениям лица других людей, а особенно – к зрительному контакту. Когда мы наблюдаем за клиентом, переживающим какую-либо эмоцию, в нашем мозге активируются те же нейроны, что вызывают у него эту эмоцию. Например, если мы видим, что кто-то улыбается, зеркальные нейроны, отвечающие за улыбку, активируются, и наш мозг воспроизводит ощущения, связанные с улыбкой.

При «отзеркаливании» положительных эмоций друг друга в головном мозге выделяются такие нейромедиаторы, как окситоцин и вазопрессин – они способствуют снижению уровня нервного напряжения, улучшают настроение и даже способствуют заживлению ран!

В процессе массажа или мануальной терапии такое взаимодействие клиента с терапевтом также способствует укреплению доверия и связи между ними, что, несомненно, повышает эффективность сеанса. Кроме того, зрительный контакт стимулирует парасимпатическую нервную систему, что помогает уменьшить чувствительность к боли путем снижения выработки гормонов стресса, таких как кортизол, и снижения активности «центра страха» головного мозга – миндалевидного тела. В свою очередь, это вновь способствует расслаблению и повышению доверия к массажисту. Ученые называют это явление «прогрессирующей десенсибилизацией».

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ: 8 СОВЕТОВ

Осмотр и диагностика перед сеансом массажа требуют от массажиста тщательного наблюдения за клиентом. Зрительный контакт может значительно облегчить этот процесс и повысить его эффективность. Сейчас мы рассмотрим восемь простых советов, которые помогут вам не только узнать о вашем клиенте больше, но и показать ему, что вам можно доверять. Эти советы я впервые услышал на курсах психологии и с тех пор постоянно использую их при общении с клиентами.

1. Как только вы увидите клиента, установите с ним зрительный контакт. Перед тем, как начать говорить, сконцентрируйтесь на глазах клиента. Старайтесь не смотреть вниз или уводить взгляд до того, как начнёте говорить.

2. Разрывайте зрительный контакт каждые 4-5 секунд. Каждые несколько секунд медленно отводите взгляд в сторону, а затем вновь устанавливайте зрительный контакт. Это позволит избежать дискомфорта, который возникает у многих людей, когда им кажется, что им слишком долго или пристально смотрят в глаза.

3. Руководствуйтесь правилом 50/70. Когда вы говорите, старайтесь поддерживать зрительный контакт на протяжении 50% времени звучания речи, когда слушаете – на протяжении 70%. Так вы продемонстрируете уверенность в том, что вы говорите, и заинтересованность в том, что говорит клиент.

4. Используйте технику треугольника. Представьте перевернутый треугольник, соединяющий глаза и рот клиента. Каждые 5 секунд переводите взгляд от одной точки этого треугольника к другой.

5. Используйте жесты. Если вы начинаете испытывать дискомфорт от постоянного зрительного контакта, прервите его каким-нибудь жестом, например, кивком головы, или используйте слова или звуки, которые обычно заполняют паузы в речи – «ага», «хмм...», «понял(а)», «да» и так далее. Это поможет вам показать свою заинтересованность и желание слушать клиента дальше.

6. Если хотите увести взгляд, переводите его в сторону, а не вниз. Главное – делайте это медленно. Старайтесь не совершать резких движений глазами – со стороны может показаться, что вы чего-то боитесь или стесняетесь.

7. «Слушайте» своими глазами. Помните, что вы общаетесь с клиентом глазами, когда слушаете его, причем информации в процессе такого общения передаётся не меньше, чем когда вы говорите. Поддерживая зрительный контакт, вы можете улыбнуться – это поспособствует выработке окситоцина у вас и у клиента, а этот гормон помогает формировать межличностные связи.

8. Практикуйте! Навык установки зрительного контакта у кого-то в крови, а кому-то его необходимо развивать. Практикуйтесь, пока не будете чувствовать себя уверенно! Вы можете тренироваться перед зеркалом или, например, когда смотрите телевизор.

Чтобы извлечь как можно больше пользы из грамотного зрительного контакта, попробуйте сделать следующее. В начале сеанса попросите клиента лечь на спину. Установите вербальный контакт, а затем приступите к лёгкому расслабляющему массажу шеи (Рис. 2 и 3) Установите зрительный контакт, продолжая спокойно говорить с клиентом (если у вас не получается говорить на какую-то конкретную тему, вы можете вслух описывать клиенту, что вы делаете в настоящий момент).

Для многих клиентов кабинет массажа – единственное место, где они могут увидеть в глазах другого человека заботу, понимание и принятие. А для нас, массажистов, порой бывает очень полезно посмотреть в глаза своему клиенту, чтобы вспомнить, почему наша с вами работа так важна.

До скорых встреч!

Список источников:

Kerstin Uvnas-Moberg and Maria Petersson, “Oxytocin: A Mediator of Anti-Stress, Well- Being, Social Interaction, Growth and Healing,” Zeitschrift fur Psychosomatische Medizin und Psychotherapie 51, no. 1 (January 2005): 57–80, https:/ /doi. org/10.13109/zptm.2005.51.1.57.

1. Зрительный контакт создает «нейронный дуэт» между мозгом клиента и массажиста.

2. Говорите с клиентом, поддерживая зрительный контакт.

3. Массажист делает расслабляющий массаж шеи, поддерживая зрительный контакт с клиентом.

Эрик Дэлтон, к.м.н.

 

Категории статей: