Однажды в 1990 году, два профессора психологии, Питер Саловей и Джон Д. Майер, красили стены дома и разговаривали о политике. Дискуссия, посвященная исследованиям познавательных процессов и эмоций в политической среде, вылилась в один обобщающий вопрос: «Как такие умные люди могут поступать так глупо?» Учёные пришли к выводу, что для принятия грамотных решений одного интеллекта недостаточно.
По результатам этой беседы наши профессоры опубликовали статью в малоизвестном журнале, который, по стечению обстоятельств, читал психолог и научный журналист Дэниел Гоулман. Концепция, предложенная Саловеем и Майером, ему так понравилось, что вскоре он написал на её основе свой бестселлер: «Эмоциональный интеллект. Почему он может значительно больше, чем IQ» Идеи об эмоциональном интеллекте начали распространяться по миру и сейчас их преподают везде – в университетах, клиниках, на предприятиях, в школах и даже в государственных учреждениях. Совсем недавно понятие «эмоциональный интеллект» пришло и к нам, массажистам.
Как и в случае любого другого сложного концепта, недостаточно просто знать о его существовании – мы должны уметь применять его на практике и понимать, зачем мы это делаем. Эти вопросы мы сейчас и обсудим.
КОМПОНЕНТЫ И НАВЫКИ
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции (как свои, так и других людей), управлять и эффективно реагировать на них. Эмоциональный интеллект состоит из четырёх компонентов – самоанализа, самоуправления, социальной осведомлённости и управления взаимоотношениями.
САМОАНАЛИЗ
Суть самоанализа заключается в осознании того, что мы чувствуем в тот или иной момент времени и понимании, как эти чувства влияют на нас и окружающих людей.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Самоуправление – это способность отслеживать и направлять в нужное русло свои собственные мысли, чувства и поведение в самых разных ситуациях, не поддаваясь импульсу. Самоуправление включает в себя:
• Достижение целей— приложение усилий, решительность и применение навыков;
• Адаптация — приспособление к новым условиям
• Эмоциональный баланс — сохранение душевного равновесия и невозмутимость даже перед лицом испытаний;
• Положительный настрой— позитивное отношение к жизненным ситуациям.
СОЦИАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ
Социальная восприимчивость – это умение вставать на место других людей и осознание того, что все люди разные, у каждого есть свои чувства, мысли и эмоции. Для этого необходимы:
• Эмпатия– умение сопереживать, чувствовать и правильно реагировать на чувства и эмоции окружающих людей;
• Организационная восприимчивость — способность считывать эмоциональные потоки группы и групповую динамику, а затем использовать эту информацию, чтобы эффективно организовать коммуникацию
УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ
Управление взаимоотношениями – это умение мотивировать людей и раскрывать их лучшие качества. Это включает в себя:
• Мотивацию — направление и стимулирование людей, «эмоциональная накачка»;
• Урегулирование конфликтов— различные техники и идеи, направленные на сглаживание конфликтных ситуаций и поиск компромиссов;
• Влияние – способность моделировать и запускать позитивные изменения в коллективе, подавать людям пример.
• Групповая работа – умение сотрудничать с другими людьми, объединять усилия для достижения общей цели.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Жизнь – это череда стимулов и реакций.
Нам, массажистам, понять это очень легко, ведь наша работа заключается в манипуляции мягкими тканями, состояние которых есть реакция на те или иные стимулы. Массаж – это стимул для нервной системы. Благодаря этому различные техники массажа снимают нервное и мышечное напряжение, снижают или повышают чувствительность тканей. Кроме того, мы рассказываем нашим клиентам, как нужно правильно двигаться, чтобы поспособствовать достижению результатов терапии.
Эмоции, как известно, «накапливаются» в теле. Другими словами, наше эмоциональное состояние напрямую влияет на физическое. Когда мы испытываем эмоцию, наш организм реагирует на неё соответствующим образом. Попробуйте сначала вспомнить что-то приятное и радостное, а потом – страшное или грустное и понаблюдайте, что происходит с вашим телом. Мы круглые сутки (кроме, конечно, периода сна) находимся в круговороте событий и эмоций. Разумеется, наше тело весь день реагирует на них, и очень часто мы этого попросту не замечаем.
Работая с нашими клиентами, мы взаимодействуем с их телом и, как следствие, с их физиологическими реакциями на эмоции. Даже если мы не говорим с нашими клиентами, а просто прикасаемся к ним, мы всё равно получаем много информации об их эмоциях и, что самое главное – способность влиять на них. Слов здесь, в общем-то, и не нужно – движения профессионального массажиста дают клиенту понять, что терапевт буквально «слушает» его ткани, чувствует, как они реагируют на прикосновение и имеет чёткое представление об их состоянии. Это очень важно!
Но останавливаться на этом не следует. Скоро мы разберём принципы взаимодействия с клиентами и различные препятствия, с которыми мы можем столкнуться в этом процессе – до скорых встреч!
Синди Уильямс