Положив трубку, я покачал головой. История, которой поделился со мной мой потенциальный клиент, чем-то походила на множество тех, что мне уже приходилось слышать, но определённо была длиннее и печальнее.
В первую очередь, он рассказал мне о том, с чего всё началось – два года назад он почувствовал боль в ягодицах. В первое время боль проходила сама, но со временем частота приступов и интенсивность начали расти. Мужчина он был активный, играл в теннис, любил подолгу ходить пешком, работал персональным тренером. Когда боль стала ещё сильнее, ему пришлось ограничить себя в занятиях спортом, а после даже сменить место работы – его качество жизни заметно поползло вниз.
Сперва боль просто слегка докучала ему, но в скором времени он даже лишился возможности гулять дольше, чем полчаса в день. Во время приступа боли каждый шаг ему давался с трудом. Что интересно, если он в этот же момент останавливался и садился отдохнуть, через несколько минут боль полностью проходила.
Самая печальная часть этой истории связана с его опытом общения с врачами. Терапевт, к которому он пришел (врач очень добросовестный, знаю его лично), не смог даже предположить, что с ним делать. Понятное дело, он направил его к специалисту, разбирающемуся в мышечно-скелетных нарушениях.
Следующий врач, подозревая атипичный случай ишиаса, направил моего клиента на рентген и МРТ. Ничего конкретного они не показали – врачи терялись в догадках.
Следующий врач назначил ему две инъекции кортизона, не принесшие никаких результатов. За глюкокортикостероидами последовала физиотерапия, а после неё его направили к ортопеду… Результатов ноль! В конце концов его лечащий врач сказал ему, что не знает, что с ним делать и к кому его направить – никаких предположений.
Что поражает меня в этой истории, так это подход врачей. Каждый из них рассматривал случай моего клиента с перспективы исключительной своей специальности. Представьте, что вы не можете открыть замок и вызываете слесаря. Слесарь приходит, пробует открыть дверь только одним инструментом, у него это не получается и он уходит, вызывая другогослесаря, а ещё и деньги с вас берёт! Это, очевидно, не самый эффективный путь решения данной проблемы.
Сразу после его звонка я переговорил с несколькими своими коллегами, работающими в разных сферах медицины. После того, как я пересказал врачам историю моего клиента, один из них весьма справедливо заметил: «Удивительно, как легко этот мужчина, ещё не зная вас, поведал вам всю свою историю разочарования на этом пути по множеству врачей. Это ведь довольно личное дело. Доверие – это подарок нам от наших клиентов, они открываются нам полностью, перед тем как лечь на массажный стол. Зачастую клиенты приходят к нам в тот самый момент, когда они наиболее уязвимы». Да, это так. Это – настоящая награда, которую за 40 лет своей работы я ни разу не принял как должное. Но у этой медали есть и другая сторона. Я отметил:
– Не только он уязвим в этой ситуации.
В комнате повисла тишина; мои коллеги переглянулись, пытаясь понять, что я имею в виду.
– В каком плане?
– Когда я слушал его историю, его симптомы, я почувствовал, что они лежат на нём тяжелым грузом. Учитывая всё то, что он рассказал мне, думаю, я могу понять, почему другие врачи со своей задачей не справились. Конечно, случай его тяжелый, совсем не простой, и с ним ещё никто не разобрался, потому что процесс этот занял бы долгое время.
– Ну, а при чём тут твоя уязвимость?
– При том, что я ещё не имею ни малейшего понятия, что с ним делать, а он уже вверяет себя мне. Он ищет ответы, а сейчас у меня самого лишь вопросы, которые теперь лежат грузом на мне. Если я решусь ему помочь, он уже на первом сеансе поймёт, что у меня нет в арсенале волшебного приёма, способного в один момент разрешить его проблему. Мне с ним придётся некоторое время искать истинную причину его боли, и на этом пути мы столкнёмся с множеством неудач. От него потребуется много доверия, а от меня – полноценная отдача.
Этим я частично объяснил и неудачи предыдущих врачей. Когда врач заявляет пациенту, что его проблема вне его компетенции, он отрекается от ответственности. Для врача это довольно удобно, но пациент опять остается со своими жалобами наедине, словно он сам должен себя лечить.
Наилучшие результаты от терапии я наблюдаю тогда, когда клиент и терапевт понимают, что они в одной упряжке, на одном пути и никто, никто из них ничего не может сказать конкретного о том, что их ждёт впереди. Мы должны работать вместе и доверять друг другу. Это связывает нас и выстраивает отношения между массажистом и клиентом. Эта связь уже сама по себе лечит – клиент хочет чувствовать вашу полную отдачу и преданность делу.
Дописывая последние строки, я получил сообщение от моего клиента – после последнего сеанса выраженность боли уменьшилась. Путешествие продолжается!
Дуглас Нельсон